Раздел 2. Региональные модели развития инклюзивного образования в Российской Федерации.
В данном разделе представлены материалы, отражающие практический опыт некоторых регионов Российской Федерации по развитию инклюзии в дошкольном и школьном образовании, а так же практику поддержки развития инклюзивного образования со стороны государственных структур, местных органов власти, общественных организаций. В каждом регионе Российской Федерации формируется своя модель новой инклюзивной образовательной системы. Включение опыта представленных в этом разделе регионов – Пермский край, Самарская область, город Томск, Республика Карелия, город Ухта (Республика Коми) – не связано с выбором приоритетных моделей. Этот опыт заслуживает внимания, в первую очередь, в силу демонстрации различных подходов к практическому решению вопросов инклюзивного образования. Опыт Москвы как региона, интенсивно развивающего инклюзивные подходы в образовании, представлен в Разделе 3. Рассматриваемые региональные практики реализуются в переходный или трансформационный период, когда провозглашаемое развитие инклюзивного образования, находится пока ещё большей частью внутри процессов образовательной интеграции, а не инклюзии. Но интеграционные подходы вносят важный вклад в дальнейшее развитие инклюзивных образовательных процессов в Российской Федерации. Раздел ориентирован на руководителей системы образования различного уровня, педагогов и специалистов сопровождения школ и детских садов, родителей, активистов общественных организаций.
Развитие инклюзивных подходов в Пермском крае Р. А. КАССИНА, заместитель министра образования Пермского края: «По данным статистики, на территории Пермского края проживают 8569 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет. В дневных общеобразовательных учреждениях обучается 2061 ребенок-инвалид, 558 детей обучаются по индивидуальным программам на дому. По всем учреждениям специального (коррекционного) образования Пермского края доля обучающихся инвалидов составляет 2070 детей – 27% [от общего числа учащихся этих школ]. Таким образом, общее количество детей-инвалидов в Пермском крае, получающих общее образование, составляет 4689 человек.
В Пермском крае функционирует 67 учреждений общего специального (коррекционного) образования. Из них 49 (74%) – VIII вида. По данным на 01.09.2008, зарегистрировано 13684 ребенка с отклонениями в развитии. Из них 7740 обучаются в учреждениях специального (коррекционного) образования (56%)». [6]
В системе образования Пермского края в настоящее время существует несколько моделей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): · дошкольное образовательное учреждение (компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего видов); · специальное (коррекционное) учреждение с дневным (школа) или круглосуточным пребыванием детей (интернат); · специальные (коррекционные) классы в системе общего образования; · совместное (интегрированное) обучение детей, различные формы индивидуального обучения.
Система образования Пермского края стремится к тому, что бы каждый ребенок с особенностями развития имел возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную поддержку.
Одним из показателей интенсивности развития интегрированного обучения детей является вовлечение в систему общего образования детей с интеллектуальными нарушениями. В 2002–2003 учебном году обучение детей с особенностями умственного развития в общеобразовательных школах обеспечивалось муниципальными органами Управлений образования в 25 территориях области. В 2008 – 2009 уже 43 муниципальных района обучают детей данной категории в неспециализированных образовательных учреждениях.
Из 48 муниципальных районов Пермского края – 12 не имеют собственных коррекционных школ и реализуют только интегрированные формы образования детей с ОВЗ.
В Пермском крае разработан и реализуется проект «Современное (коррекционное) образование», одним из направлений которого является инклюзивное образование.
Примеры моделей включения в образовательный процесс детей с ОВЗ. Инклюзивное образование
Модели инклюзивного образования реализуются на базе муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ) № 73 г. Перми и МОУ СОШ № 14 г. Березники при сопровождении Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ[7]) и лаборатории специального образования Пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО[8]).
В первые классы пермской школы № 73 приняты по 1 – 2 ребенка с инвалидностью, которые обучаются со сверстниками при сопровождении психологов, тьюторов, дефектологов и других узких специалистов.
В школе № 14 г. Березники реализуется иная модель включения. На базе школы существуют: - специальные классы для детей с ОВЗ, - общеобразовательные классы, где обучаются дети с ОВЗ, - совместное обучение детей с ОВЗ со сверстниками на части занятий.
В такой системе возможен переход ребенка на тот вид интеграции, который адекватен его состоянию. Ребенок не «загнан» в определенные рамки, что позволяет ему адаптироваться к окружающему миру в удобной для него среде.
На сегодняшний день еще рано говорить о результатах реализации указанных моделей, однако уже можно говорить о б о льшей степени удовлетворенности образовательным процессом со стороны родителей, их повышенным интересом к школе и успехам ребенка.
В крае параллельно с созданием учреждений нового типа совершенствуются и ныне действующие, которые наделяются новыми функциями, что помогает выстраивать качественно новое взаимодействие специальных и общеобразовательных учебных заведений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|