Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, в том числе методическое сопровождение инклюзивных образовательных учреждений.
Это направление деятельности территориального (городского) ресурсного центра следует осуществлять, руководствуясь следующими важнейшими концептуальными положениями: · Опора на философию инклюзии, ее приоритеты и принципы с учетом особенностей отечественной образовательной системы. · Инклюзивное образование не заменяет и не подменяет систему специального образования, и в своей практике опирается на научно-методический и кадровый ресурс специального образования. · Необходимо рассматривать эффективность инклюзивного образования не только с позиции ее «полезности» для ребенка с (ОВЗ), но и с позиции качества получения образования другими детьми, находящимися рядом с включенным в общую деятельность ребенком. · Имеющиеся образовательные программы и воспитательные технологии нуждаются в значительной модификация с «выходом» на разноуровневое построение, позволяющее во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, в то же время, включенных в единое образовательное (инклюзивное) пространство. · Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к квалификации педагогов, их умению адаптировать программу к работе с конкретной группой детей, планировать участие всех детей в образовательном процессе каким образом следует работать вне традиционных рамок преподавания и учитывать культурные особенности. Окружные ресурсные центры обеспечивают непосредственное сопровождение деятельности образовательных учреждений, включенных в инклюзивное образовательное пространство округа. Достаточно эффективной в этом случае будет следующая последовательность шагов построения сопровождения данных образовательных учреждений.
Алгоритм последовательности шагов деятельности окружного ресурсного центра: 1 шаг: Определение команды специалистов, ответственных за это направление деятельности в окружном ресурсном центре, координаторов взаимодействия с дошкольными, школьными ОУ, в том числе с учреждениями специального образования данного округа Москвы. 2 шаг: Анализ ситуации в округе по образованию детей с ОВЗ, в том числе, знакомство с образовательными учреждениями, уже реализующими интегрированное (инклюзивное) образование, и определение новых учреждений, готовых к вступлению в инклюзивное пространство в соответствии с разработанными критериями. 3 шаг: Определение потребностей ОУ для решения задач сопровождения инклюзивного образования (материальные и кадровые ресурсы, готовность специалистов к работе с различными категориями детей с ОВЗ и т.п.). 4 шаг: Заключение Договоров о совместной деятельности. 5 шаг: Разработка плана совместных мероприятий в соответствии с анализом ситуации, в том числе определение потребностей ОУ в обучении, стажировке и повышении квалификации специалистов и администрации ОУ. 6 шаг: Организация деятельности территориальных ПМПК и школьных консилиумов для решения задач комплектации и разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей, включенных в инклюзивный процесс, в том числе проведение совместных консилиумов и консультаций. 7 шаг: Методическое и организационное сопровождение специалистов ОУ округа, реализующих инклюзивное образование: организация обучающих семинаров и тренингов, консультаций и рекомендаций для специалистов инклюзивных ОУ, по проблемам организации психолого-педагогического сопровождения, в том числе и для специалистов ПМПк ОУ (обучение специалистов ПМПк ОУ на базовых площадках).
8 шаг: Анализ результатов развития инклюзивных процессов в ОУ образования, оценка его эффективности.
Рис. 3.2. Схема взаимодействия городского ресурсного центра развития интегрированного (инклюзивного) образования с окружными ресурсными центрами и инклюзивными образовательными учреждениями г. Москвы. Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования – важное условие эффективной практики сопровождения инклюзивного образовательного процесса. (полный текст Методических рекомендаций дан в Приложении № 3.4.)
Инклюзивное образование оказывается принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов, что является базовым компонентом формирования инклюзивной образовательной среды.
Такое командное взаимодействие определяется как:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|