Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О принципах, политике и практических действиях




в сфере образования лиц с особыми потребностями,

принятая

«Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями:

доступ и качество»

Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.

 

Инклюзивное образование по своей сути противодействует дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств, и потому оказывается единственной возможной нормой всеобъемлющего выполнения антидискриминационных международных правовых актов (подробнее – см. Приложение № 1.2 «Правовые основы инклюзии в образовании»).

 

 

Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена и в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1 ст.5).

 

Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с особыми образовательными потребностями в системе общего образования:

- родители и законные представители ребёнка наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного учреждения по месту жительства семьи – согласно п.1 ст.52;

- по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но только с согласия родителей (законных представителей), допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) – согласно п.10 ст.50.

Анализ состояния законодательства Российской Федерации в области образования свидетельствует, что инклюзивные подходы в образовании в современной России принципиально возможны и не запрещены, но практически трудно реализуемы – им препятствуют отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними воззрениями и стереотипами.

Отдельные законодательные инициативы ряда регионов Российской Федерации в отношении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Самарская область, Архангельская область, Республика Карелия, город Москва) являются достаточно эффективными в плане преодоления существующей законодательной «инерции» федерального уровня и частично будут рассмотрены ниже, в соответствующих разделах данного издания.

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.

Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) является исключительно важным правовым документом – до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью никогда не были закреплены в едином международно-правовом документе. Конвенция о правах инвалидов, как первый документ о правах человека в новом тысячелетии, несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.

Как международный документ, Конвенция о правах инвалидов зафиксировала итог исторического развития международного права в области образования: от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование – до обязательства государств, членов ООН, обеспечить реализацию этого права через инклюзивное образование (см. Приложение № 1.2 «Правовые основы инклюзии в образовании»).

Конвенциявступила в силу 03 мая 2008 года. К 2011 году Конвенцию подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, из которых 99 стран уже ратифицировали этот международный документ.[5] Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.

 

В настоящее время в России идёт подготовка к ратификации Конвенции:

 

Из Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов» от 8 декабря 2010 года:

 

«В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения – обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции. …

Датой вступления в силу статей закона, не требующих для их реализации создания дополнительных правовых и других условий, предусматривается установить 1 июля 2012 года».

 

Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.

 

 

Принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006):

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация;
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность;
  • равенство мужчин и женщин;
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Статья 24 Конвенции о правах инвалидов, посвященная образованию, прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства-участники Конвенции, руководствуясь принципом недискриминации и на основе равенства возможностей, обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Эта же статья устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования через предоставление доступа к бесплатному начальному и среднему образованию внутри системы общего образования и по месту жительства, разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса.

Статья 24 Конвенции также предполагает, что при обучении и освоении жизненных и социализирующих навыков лицами с инвалидностью будут использоваться различные способы коммуникации, в том числе, альтернативные, а само обучение будет проводиться с использованием наиболее подходящих для индивидуума языка, методов и способов общения, и в среде, максимально обеспечивающей усвоение знаний и социальное развитие. (см. Приложение № 1.3 «Конвенция о правах инвалидов – Статья 24 «Образование).

 

Практическая реализация положений Конвенции предполагает значительные усилия со стороны государственных и неправительственных организаций, педагогического сообщества, родителей. Но необходимость этих усилий и активных целенаправленных действий по развитию инклюзивных подходов в интересах обеспечения прав детей с инвалидностью на образование, сейчас, как никогда, актуальны и очевидны.

 

 

Выводы

Инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности и права на образование для лиц с инвалидностью, закреплённым во многих международных правовых документах.

В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закреплённым институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

 

«Из истории развития инклюзивных подходов в странах Западной Европы и СНГ» – см. Приложение № 1.4.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...