Глава VII. Критерии оценки качества исследования и его правовое
Глава VII. Критерии оценки качества исследования и его правовое обеспечение 7. 1 Критерии качества исследования Критерии качества реферата определяется по тому, какие знания и умения при выполнении проявил студент. Содержание реферата и технология его выполнения должны показать, что работа: • Соответствует теме; • Глубоко изучен и обобщен материал; • Выбор и полнота использования литературных источников адекватны; • Оформление реферата соответствует требованиям ГОСТа. Критерии оценки курсовой работы: • Полнота раскрытия выбранной темы. • Наличие практического материала, отражающего опыт самостоятельной работы студента. • Объем использованной литературы, качество литературного обзора. • Оформление работы, стиль написания курсовой работы. • Самостоятельность при написании работы. • Своевременность выполнения работы. Критерии качества дипломной работы более сложные. Оценка качества дипломной работы проводится по ряду показателей, среди которых основными являются следующие: • актуальность темы и соответствие ее современным требованиям науки и практики; • научный уровень работы, полученных результатов; • четкость целей и задач исследования, эксперимента, гипотезы, терминов, определений; • обоснованность, полнота критического анализа проблемы, состояния факторов, влияющих на исследуемый объект (по литературным источникам); • уровень организации и проведения экспериментов, соответствие методик экспериментов задачам исследования, точность результатов экспериментов; • системность исследования, эксперимента, логическая связь его с более общей научной проблемой;
• объем выполненных исследований, экспериментов; • практическая ценность исследования, возможность практического использования полученных результатов, рекомендаций; • завершенность исследования; • качество и четкость доклада и ответов на вопросы при защите работы; • степень самостоятельности автора в разработке проблемы. Кроме качества работы и выступления, учитывается использование иллюстративных средств, оценка работы выпускника руководителем и рецензентом. 7. 2 Права и обязанности научного руководителя Научный руководитель имеет право: • корректировать критерии качества выполнения самостоятельной учебно-исследовательской работы студента и слушателя, заранее оповещая их об этом; • своевременно изменить тему работы студента и слушателя при обосновании причин; • участвовать в работе ГАК при защите дипломов, выполненных под его руководством; • подключать студента, при его согласии, к проведению своей исследовательской работы в качестве ассистента или соисполнителя; • представлять лучшие работы студентов к поощрению, для участия в конкурсах и рекомендовать к публикации, в том числе в вузовских сборниках; • ставить кафедру и деканат в известность о фактах недобросовестного отношения студента к выполнению реферата, курсовой или дипломной работы. Научный руководитель обязан: • разработать тематику учебно-исследовательских работ и предложить ее студенту для выбора темы; осуществлять первичную консультацию со студентами, выполняющими работу под его руководством, по вопросам технологии ее выполнения; • проводить систематические индивидуальные консультации согласно отведенному учебной нагрузкой времени; • проверять и мотивированно оценивать сданную студентом работу в течение 3 дней со дня сдачи; • организовать защиту курсовых работ (возможно, на зачете или экзамене) и предзащиту квалификационных.
7. 3 Права и обязанности выполняющего самостоятельную учебно- исследовательскую деятельность Права студента: • свободно выбирать тему исследования из предложенного кафедрой или преподавателем списка; • предлагать свою тему исследования; • получить научного руководителя и соответственно права на консультативную помощь: для курсовой работы — 1 час, для дипломной — 26 часов на человека; • получить мотивированную оценку своей работы; • продолжать разработку своей темы, начав с реферата и закончив дипломной работой; • до начала работы над темой узнать критерии оценивания реферата, курсовой или дипломной работы; • сменить тему своего исследования в пределах времени, достаточного для выполнения в целом всей работы и при согласии научного руководителя; • участвовать в исследованиях научного руководителя в качестве ассистента или соисполнителя. Обязанности студента: • в установленное кафедрой, преподавателем и учебным планом время определиться с темой исследовательской работы; • своевременно выполнять и сдавать работу для оценивания; • соблюдать все требования, предъявляемые к рефератам, курсовой и дипломной работам; • соблюдать требования к оформлению работы. Глоссарий Аббревиатура - новое слово, образованное из первых букв или усеченных слов, составляющих устойчивое словосочетание. Автопрезентация - представление экзаменационной комиссии или экзаменатору результатов собственной деятельности - курсовой иди дипломной работы - их публичная защита. Особенность самопрезентации состоит в том, чтобы представить свою работу с лучшей стороны: провести ее самоанализ, самоэкспертизу, самооценку и даже саморекламу. Актуальность темы исследования - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах I страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.
Аннотация - краткое библиографическое описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относится содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведение об авторе. База исследования - образовательное учреждение, класс, группа детей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала. Базой исследования чаще всего называют базу проведения эксперимента. Валидность метода исследования - соответствие метода поставленной цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. Введение к исследованию - составляет вступление к изложению сущности работы. Под заголовком «Введение» осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы. Оно должно содержать оценку современного состояния описываемой темы, показан процесс исторического развития вопроса, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения работ по данной теме и решения выбранного вопроса, сведения о научной ценности темы. При этом должны быть приведены цели и задачи, их место в целом, обоснование выделенного вопроса (объем 1, 5-2 страницы). Выборка - определение эмпирических единиц для изучения объекта исследования. Для логопеда - это выборка детей, групп детей для участия в эксперименте. Выводы - новые суждения, а точнее умозакючения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале. Выводы по главе - последовательность высказываний, состоящих из посылок и ранее доказанных высказываний. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования. Гистограмма - по форме представляет собой прямоугольники, ориентированные относительно оси ординат или абсцисс.
Глоссарий - толкование непонятных, редко употребляемых или мало знакомых слов и выражений, т. е. словарь с элементом справочной информации о включенных в него словах и словосочетаниях. Чаще всего этот термин употребляются по отношению к словарю, используемому одним автором или по одной узкой теме. Студент может составить свой глоссарий к тексту работы, если тема его исследования новая и раскрывается неординарно. Такой глоссарий помещается в «Приложении». График - наглядное изображение соотношения величин, их функциональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств. График эксперимента - последовательный перечень действий экспериментатора с испытуемым: психологическая подготовка участников эксперимента, проведение первого «среза» их исходного состояния по зависимым переменным, ввод независимых переменных, корректировка независимых переменных, следующий ввод независимой переменной и т. д. График составляется с учетом времени, отводимого на эксперимент, и особенностей участников. Диаграмма - форма предъявления информации, которая эффективна в тех случаях, когда необходимо «на глаз», быстро определить превосходство по какому либо признаку одного процесса или явления над другим, когда точность информации не является обязательным условием. В этой связи быстрота чтения диаграммы значительно выше, чем графиков. Зависимые переменные - структурный компонент экспериментальной работы, принятый за показатель ее эффективности. Так, при введении в учебный процесс новых методов обучения студент-исследователь видит, как меняются дети, их речь, мышление, отношения друг к другу. Он обнаруживает зависимость этих психических характеристик детей от новых методов. Эти качества и есть зависимые (от методов) переменные. Изменение данных качеств - цель экспериментальной работы. Заключение - комплексная форма завершения исследования, включающая в себя резюме и выводы. Заключение отражает оценку работы и включает рекомендации по практическому использованию результатов работы (объем 2-3 страницы). Интерпретация - метод истолкования тестов, поиска их смыслов, понимания содержания. Он помогает в разъяснении фактов и получении выводов, в установлении связей между изучаемыми научными положениями и фактами. Исследовательские умения - умения вести наблюдения, работать с первоисточниками, использовать достижения смежных наук, анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу, выдвигать гипотезу или предположение, разрабатывать и проводить опыт или эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты, обобщать материал в виде курсовой или выпускной квалификационной работы.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части. Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Логические законы - овладение исследователем логическими законами - законом тождества, законом противоречия, законом исключенного третьего и законом достаточного основания - поможет подготовить логически обоснованную работу. Методы научного познания обычно делятся на три большие группы: • методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); • методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др. ); • методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др. ). Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения новых фактов. Монография - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Необходима студенту для глубокого, детального знакомства с научной проблемой, наиболее полезна при выполнении курсовой и дипломной работ. Научная статья - сочинение небольшого размера, опубликованное в специальном научном журнале или в научном сборнике. Статья обычно раскрывает какой-либо аспект рассматриваемой проблемы, в ней могут излагаться данные конкретных исследований. Поиск статей облегчается тем, что в последних номерах научных журналов содержится перечень опубликованных в них в течение года статей. Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Основная часть - условное название описания всего исследования (содержательной части реферата, курсовой или дипломной работы). Отзыв - научный руководитель, после изучения и соответствующий правки, пишет " Отзыв о выпускной квалификационной работе... ", который заканчивается словами: «Выпускная квалификационная работа выполнена согласно требованиям, предъявляемым Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации и может быть допущена к защите». Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Приложения - это та часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освящения темы. Приложения могут быть в виде протоколов, отдельных положений инструкций, таблиц, бланков, постановлений и других документов в полном объеме или выдержка из них со ссылкой на документ. Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Резюме - краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам. Репрезентативность - это свойство выбранного количества участников эксперимента проявлять те же свойства и особенности, которые присущи всей совокупности таких людей. Реферат - краткое изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями. В вузе роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья. Второе значение этого понятия - доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Реферат составляется по следующему примерному плану: • тема, предмет изучения, цель реферируемой работы; • методы проведения исследования в реферируемой работе. Если они новы, то их следует описать, если широко известны, то их следует только назвать; • существо работы, конкретные результаты работы. Приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым результатам; • выводы (оценки, приложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике. Рецензия - краткий критический анализ и оценка работы, даваемые оппонентом. Оппонент анализирует представленный материал и пишет " Рецензию на ВКР... ", в которой указывает положительные и отрицательные стороны работы, дает оценку качества выполнения работы в соответствии с имеющимися критериями оценивания каждого типа ВКР и заканчивает словами: "... ВКР работа заслуживает оценку "... " ". Указание ученой степени, ученого звания, занимаемой должности, наименования учреждения обязательны как для научного руководителя, так и для рецензента. Сайт в Интернете - электронный носитель информации. Эффективен преимущественно для получения общей, популярной информации по рассматриваемому вопросу, но с развитием сети расширяется возможность получения электронных вариантов научной и учебной литературы. Сравнительный анализ - метод сопоставления, сравнивания двух или более явлений, идей, положений, результатов исследований, нахождение в них общего и различного. Срез - процесс диагностирования изменений зависимых переменных в эксперименте. В ходе экспериментирования делается несколько таких срезов: Начальный (входной), промежуточный и итоговый (контрольный). Ссылка - указание на источник высказываемого положения, цитирования, на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещенные прямо в тексте, и приложения, его иллюстрирующие и дополняющие. В первом случае это делается в квадратных скобках, с указанием номера этого текста в «Списке использованной литературы», во втором - в круглых скобках указывается номер таблицы, рисунка или приложения. Схема - плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Тема - наикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность. Цитата - краткое высказывание какого-либо автора, достойное его полного воспроизведения для доказательства какой-либо мысли пишущего работу. Эксперимент - система приемов и методов изучения явлений посредством изменения условий их протекания. Эксперимент естественный - эксперимент, проводящийся в естественных условиях (не в лаборатории), когда испытуемые продолжают свою естественную деятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Эксперимент констатирующий - изучение состояния объекта и предмета познания без его преобразования. Однако и здесь независимая переменная в виде таких методов изучения состояния объекта, которые побуждают его к действию и проявлению нужных качеств. В таком эксперименте методы исследования как бы передаются изучаемым, и они работают с ними и проявляют скрытые от нас свойства и состояния. Эксперимент лабораторный - это исследование какого-либо явления в искусственно созданных условиях. Для его проведения создаются специальные условия, исключающие нежелательные и неожиданные влияния. В педагогике такой эксперимент проводится достаточно редко, преимущественно при осуществлении медико-педагогических исследований. Эксперимент формирующий - предполагает открытое влияние на сознание, чувства и поведение человека в виде изменения условий жизнедеятельности. Здесь независимая переменная присутствует дважды: как новое воздействие и как метод изучения его влияния. Эмпирическое исследование — исследование, посвященное изучению практики, реальной жизни и конкретных людей. К таковым относятся экспериментальные исследования и изучение опыта работы. Как правило, материалы эмпирических исследований в работе описываются в отдельной главе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|