Причины и побуждения к сокрушению
Как скоро духовный отец из ясных признаков увидит, что кающийся не имеет истинного сокрушения, то должен постараться возбудить в нем сие сокрушение. Очень много разных причин, возбуждающих к сокрушению и доказывающих так сильно тяжесть греха, что кающийся удобно может получить при сем ненависть и отвращение ко греху. Укажем на некоторыя: 1) С грехом соединены оскорбление величия Божия и величайшая неблагодарность человека. Человек согрешающий пренебрегает и презирает всесвятую волю Божию и нарушает должное поклонение и послушание Высочайшему Божественному величию. А тяжесть сего пренебрежения и оскорбления откроется тем яснее, чем внимательнее размыслим а) кому наносится оскорбление и пренебрежение? Тому, Который по себе и по безконечным совершенствам Един достоин всякой любви и повиновения, – Господь и Бог, Творец вселенной, Искупитель, Освятитель, наш любвеобильный Отец; Его-то благоволение мы отвергаем, и Его-то благодати удаляемся, когда грешим. б) Кто так дерзко оскорбляет безпредельное величие Божие? Тварь, и что еще более, человек, удостоившийся безконечных благодеяний Божиих, сохраняемый Его неизреченным Промыслом, искупленный высочайшею любовию, крестными страданиями и поносною смертию Сына Божия, усыновленный Богу чрез крещение, столько раз сподоблявшийся святых таинств, питаемый Божественною Плотию и Кровию освящаемый Духом Святым. Тем, кои оскорбляют Господа грехами, Бог устами Пророка говорит: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? сии людие буии и не мудри? не сам ли сей Отец стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя (Втор. 32, 6) искупил и освятил тебя? Человек грешник недостоин имени человека; он хуже скота, потому что вол знает стяжавшого его и осел ясли господина своего (Исх. 1, 3), а грешник не познает Господа своего.
в) Ради чего Бог пренебрегается и оскорбляется? По самой пустой причине, т. е. по пристрастию к жалкому чувственному наслаждению. Ужасеся о сем небо и вострепета попремногу зело (и сокрушились враты его), глаголет Господь. Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные, иже не возмогут воды содержати (Иер. 11, 12). г) Где и когда наносит грешник оскорбление Богу? Мы согрешаем пред лицем и взором Всевидящаго, согрешаем в то самое мгновение, когда даруется нам все, что мы имеем, и когда все возбуждает нас к повиновению воле Его, когда Он продолжает нашу жизнь, дает пищу и одеяние, отдаляет тысячи опасностей, когда никто из нас не должен бы дерзать допустить даже одной мысли, оскорбляющей Его. Подлинно, размыслив внимательнее увидим, что нет ничего гнуснее греха и даже в уме нельзя представить ничего отвратительнее греха. Кто, помышляя о сем, не устыдится греха когда представит безчисленные благодеяния, общия и частныя, тайные и явныя, временные и вечныя, которыми Бог так щедро преисполняет и везде окружает человека? Кто не будет сильно сокрушаться, что оскорбил грехом Святейшого Искупителя, – Его язвы возобновлял чрез свои грехи и повторял поношения. Ибо делал то, что было причиною Его крестной смерти, именно грех. Итак важнейшее средство для возбуждения сокрушения в душе грешника есть представление кающемуся безконечного величия и благости Божией к нам. Неблагодарность есть самое ненавистное преступление, но нет ничего ненавистнее, как оказать неблагодарность против Того, Которого неизчерпаемые благодеяния ничем не могут быть вознаграждены. 2) Другая причина, которою можно грешника расположить к сокрушению, есть представление лишения Божественной благодати, которой и один луч выше всех благ природы. Также представление о том гибельном рабстве, в которое грех ввергает грешника и делает рабом диавола, мучителя, отца лжи, который сколько ныне старается привлечь ко греху, столько после станет наказывать за нечестие. Ах! кто не возненавидит греха, если внимательно размыслит, что он чрез грех лишился освящающей благодати, которая составляет всю красоту душевную, и что предан в рабство диаволу? Св. Амвросий говорит: „нет ничего более достойного скорби, как то, если кто впадет в плен греха; пусть он вспомнит откуда низшел за то, что от высокого и прекрасного стремления к познанию Бога уклонился к плотским и земным предметам» (lib. de Poenit. c. 2). И св. Киприан говорит: ты, бедный, погубил душу твою и, уже духовно умерши, ходишь и носишь труп свой, между тем и не плачешь горько и даже не скрываешься от стыда? (de laps. circa finem).
3) Наконец причиною сокрушения во грехах и отвращения от них может служить размышление о потере вечного блаженства и ожидание вечного осуждения. Хотя бы грешникам и можно было избежать всеобщого суда, говорит бл. Августин, хотя бы они в продолжение всей вечности могли жить во всем обилии и наслаждении мира сего без всякого страха какого-нибудь наказания; но надлежало бы им горько плакать только потому, что будут на веки удалены от блаженнейшого лицезрения Божия. Не может и вообразить подобного наказания тот, кто при помощи живой веры знает, что есть Бог. Но так как это наказание только для любящих, а не для презирающих, и весьма немногие в сей жизни чувствуют его, то определено грешнику такое наказание, которое все могут почувствовать и которое будет мучить самым сильным образом, т. е., огонь пылающей геенны, в сравнении с которым все наказания сего мира так мало значат, что их нельзя называть и наказаниями. Таким образом если мы, озаряясь верою и согреваясь и возбуждаясь духом благодати, станем размышлять о сем, то необходимо почувствуем отвращение от греха, от которого проистекают такия для нас бедствия (in Psal. 49). „Будем размышлять о геенне, говорит св. Златоуст, будем размышлять о том, какое бедствие быть исключенным и изверженным из царства небеснаго, что мне кажется тягостнее геенны». (lib. de compunctione cordis). „Когда увлекаешься в какой-нибудь грех, говорит св. Василий Великий, представь себе мысленно страшное судилище Христово, где на высоком и превознесенном престоле возседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном явлении Его и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом-то, что к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом – непроницаемую пропасть, глубокую тьму, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности, потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностию, никогда не насыщаемый, и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений – вечный стыд. Сего страшись, и сим страхом вразумляемый, как бы некоторою уздою, воздерживай душу от худых пожеланий» (Вас. Вел. на пс. 33, стр. 302). Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, который вечно будут чувствовать грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающиеся в памяти души их (стр. 293).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|