v Обязанные сделать вознаграждение ближнему
Желающему получить разрешение во грехах необходимо вознаградить тот вред, какой им нанесен жизни, здоровью, имуществу и чести ближняго. Виновен в сем не только тот, кто сам нанес вред ближнему, но и тот, кто участвовал в причинении вреда приказанием, советом, согласием, поощрением к тому лестию или насмешками, помощию, участием, молчанием и непрепятствованием сделать вред, когда бы мог и должен был сделать, наконец скрытием виновника вреда, когда по долгу службы обязан указать его. Прощение оскорблений и прекращение вражды есть необходимое условие примирения с Богом, по учению Самого Христа Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Матф. 6, 14. 15). Если вражда публична и служит соблазном для многих, то духовник не должен довольствоваться объявлением со стороны кающагося, что он не делает никакого зла своему врагу; он должен требовать, чтобы он прежде разрешения непременно примирился со врагом своим. Если же вражда не публичная и не служит соблазном, то духовник может разрешить кающагося, когда он даст обещание примириться со врагом и уверит, что он не имеет к нему никакой ненависти. Если же он не исполнит своего обещания, то в следующую исповедь должно отказать в разрешении. Если требуется вознаграждение за вред и убыток имуществу незначительное, например 25, 50 коп., то, кажется, можно преподать разрешение по одному обещанию кающагося вознаградить убыток. Но если бы после двукратного обещания кающийся не вознаградил, то надобно отложить разрешение, пока он не исполнит своей обязанности. Если кающийся может сделать вознаграждение и откладывает без всякой причины, то это служит признаком его нераскаянности: следовательно надобно отказать ему в разрешении. Если же предстоят для кающагося особые трудности к вознаграждению ближняго, то можно разрешить его под условием, что удовлетворит в продолжение срока, который должен быть точно определен, внушив ему, чтобы он молил Господа Бога даровать ему средства уплатить долг, и чтобы в определенное время являлся на исповедь.
- Источник: Архиепископ Платон (Фивейский). Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. Часть 1. https: //azbyka. ru/otechnik/Platon_Fivejskij/napominanie-svjashenniku-ob-objazannostjah-ego-pri-sovershenii-tainstva-pokajanija/ v Очень редко случается слышать, чтобы кающиеся приносили покаяние во грехах чужих, то есть таких, которые сделаны другими, но должны вменяться и нам. Ибо св. апостол порицает тех, кои, уразумевши, что творящии грех достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим (Рим. 1. 32). И потому священник должен спрашивать кающагося во время исповеди и о том; не согрешил ли он чужими грехами чрез привлечение кого-либо в грехи или советом, или одобрением, или прельщением, или даже страхом и насилием; например начальник потворством или безпечностию не подал ли своим подчиненным повода смелее предаваться грехам или испортиться нравственно? Тяжесть сих грехов измеряется степению участия в них. Чужие грехи иногда могут простираться на огромное разстояние пространства и времени. Таковы грехи тех, которые чрез разговоры, книги, рукописи вводят противные христианскому закону обычаи и моды; распространяют мысли и понятия, подрывающия основание веры православной, распространяющия неуважение к священному сану; кои пишут гнусные картины, составляют песни безнравственныя. Сии грехи составляют особый грех, грех соблазна. Сей грех Иеровоама, сына Наватова, повторяет Священное Писание, когда описывает не раз повторявшееся идолопоклонство народа Израильскаго, хотя Иеровоама давно уже не было на свете. Это путь Валаама Восорова, это учение Валаамово, говорят Святые Апостолы, когда уже тысячелетия прошли по смерти Валаама (2Петр. 2, 15. Иуд. 11. Апок. 2. 14). Сколь многим принесло вред великий злоречие касательно веры, и даже одно равнодушие к ней со стороны начальствующих? Сколь многие поколебались в совести и решились наконец действовать против ея внушений, когда пример сильных земли неприметно увлекал к сему слабых? Как легко многие переняли от своих начальников образ жизни или праздной, или сладострастной, или роскошной, с нарушением супружеской тишины и счастия семейства? Итак духовник не должен довольствоваться при исповеди своих духовных детей испытанием в их собственных грехах, но должен испытывать их совесть и относительно чужих грехов. Ибо чужие грехи, кроме особой ответственности и тяжести, налагают на кающагося новые обязанности относительно ближняго.
- Источник: Архиепископ Платон (Фивейский). Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. Часть 1. О испытании кающихся. О чужих грехах. https: //azbyka. ru/otechnik/Platon_Fivejskij/napominanie-svjashenniku-ob-objazannostjah-ego-pri-sovershenii-tainstva-pokajanija/1_24 Ø Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийцы, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего. - Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Грехи. https: //HYPERLINK " http: //www. azbyka. ru/" azbyka. ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17 v Покаяние должно совершаться с удовлетворением обиженных: пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили (см. Числ. 5: 7).
v Кто приносит покаяние, тот не только должен омыть грех свой слезами, но покрыть прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился ( святитель Амвросий ). Ø Грехи прощаются после разрешения духовника, но оставляют следы и томление, которые изглаживаются подвигами Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы – тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно составляют основу чувств текущего путем спасения (3, с. 174–175). Большая нам беда от чувства праведности. Зарубите себе на памяти, что, коль скоро придет сие чувство, хоть в слабой мере, значит, дело ваше пошло криво. Чем грешнейшею себя чувствовать будете, тем путь ваш правее. Но надо добиваться, чтоб чувство своей грешности как бы натурально исходило из глубины души, а не было навеваемо совне своим размышлением или сторонним словом (4, с. 179–180). - Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., ''ДАРЪ'', 2008. - 640 с. https: //azbyka. ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-feofana-zatvornika-vyshenskogo/21 Искупая чужие грехи, приготовьтесь пострадать! – Почему? ↓ v – Как евангелисты понимают смерть Спасителя и что Его смерть значит для человека? – Согласно учению Христа, сохраненному в Церкви, главными вражескими силами человечества являются не внешние политические и социальные поработители. Главным врагом является грех, который в результате грехопадения первых людей вошел в жизнь этого мира. Греховность несовместима с божественным замыслом о мире. Бог сотворил мир совершенным, хорошим и благим, Бог говорит о Своем творении, что оно «хорошо весьма». Грех – это зло, это уклонение от воли Божией, он вносит дисгармонию в мир, а ярчайшим выражением дисгармонии является смерть. Через грех смерть приходит в мир. Смерть – вот тот враг, которого нужно побеждать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|