Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О епитимии. Понятие и нужда епитимии. Цель епитимии. Средства к исполнению епитимии




О епитимии

Понятие и нужда епитимии

Епитимия вообще означает понесение каких-либо особых трудов и подвигов и совершение какого-либо доброго дела, угодного Богу, для исправления жизни и заглаждения неправды греха.

В епитимию назначаются пост, молитва и милостыня. Под молитвою, кроме молитвы в собственном смысле, разумеются все дела благочестия и богопочтения, под постом – не только пост в собственном смысле, но и все подвиги самоумерщвления и самоотвержения, под милостынею – все дела милосердия духовного и телеснаго.

В рукописном требнике XVI в. Синодальной Библиотеки под № 378, вот что сказано: сими делы избытки грехов кающемуся: а) воздержание от греха, б) слезы, в) милостыня, г) отпущение должникам, д) любовь ко всем, е) смирение, ж) неосуждение никого (см. Описание Невоструева. М. 1869 г., стр. 231).

Святейший патриарх Константинопольский Иеремия в ответ Лютеранам пишет: „отпущение грехов мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам. Во 1-х для того, чтобы чрез добровольное злострадание здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там, в другой жизни; ибо Господь ни чем столько не умилостивляется, как страданием и тем более страданием добровольным. Потому и св. Григорий говорит, что за слезы воздается человеколюбием; во 2-х для того, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех; ибо мы знаем, что противное врачуется противным; в 3-х для того, чтобы епитимия служила как бы узами или уздою для души и не давала ей снова приниматься за теже порочные дела, от которых она еще только очищается; в 4-х для того, чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов; в 5-х для того, чтобы нам видеть и знать, совершенно ли кающийся возненавидел грех» (Хр. Чт. 1842 г. Т. I, стр. 244).

Прежние грехи, говорит св. Златоуст, все очищены благодатию и человеколюбием распятого Христа; но те, которые сделаны после крещения, многого требуют труда для изглаждения их, они требуют слез наших и исповеди, милостыни, молитв и всех родов благочестия. Так и после крещения заглаждаются грехи, но с великим трудом и усилием » (36 слово о покаянии).

Природа наша сколько ни слаба, ни безсильна для добрых дел, однако милосердый Бог, Который даровал нам Своего Сына в цену избавления, дарует достоинство заслуги всякому добру нами сделанному, всякой скорби нами понесенной, и принимает их в очищение наших грехов, когда при сем возлагаем наше упование на заслуги Господа нашего Иисуса Христа. Епитимия тесно соединена с сокрушением и решимостию удаляться от греха и есть естественное следствие их; она есть существенная принадлежность таинства покаяния. Не должно преподавать разрешения тому, кто не хочет понести епитимии сообразной с грехом. Хотя епитимия и не считается безусловно необходимою для получения прощения во грехах, но разрешать кающагося без епитимии может духовник только по особому разсмотрению; святитель Петр митрополит Московский в своем поучении иереям пишет; „ Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе: во время подобно связати, во время разрешати “ (см. Историю Русской Церкви. А. Макария. Том 5. Спб. 1866 г., стр. 413).

Цель епитимии

Из сказанного открывается, что епитимия есть лучшее средство к предохранению человека от грехов и к преуспеянию в духовной жизни и служит более или менее к истреблению худых навыков, к избежанию случаев ко греху, к предохранению сердца от земных пристрастий; в этом отношении епитимия есть и врачество против грехов. Она иногда требуется совестию кающагося как необходимость неизбежная. Так в руководстве для сельских пастырей 1860 г. стр. 449 сказано, что обратившийся к православию из раскольников снова уклонился в раскол, потому что священник не назначал ему епитимии.

Средства к исполнению епитимии

Из самого понятия епитимии очевидно, что она должна состоять в понесении особых трудов и подвигов, в совершении добрых дел. Три рода подвигов могут служить к уврачеванию грехов, именно:

а) терпеливое перенесение того, что происходит от Божественного Провидения, или от людей, или от природы,

б) претерпение того, что мы сами избираем, наконец

в) перенесение того, что налагает отец духовный.

Так беспредельна к нам благость Господа, что не только наказание за грехи, добровольно нами принятое или возложенное священником, но даже самые временные наказания, которыми Он посещает нас, если мы терпеливо переносим их, могут исходатайствовать нам милость Его. Посему тем людям, которые принуждены тяжким трудом снискивать себе ежедневное пропитание, которые находятся в крайней бедности, в тяжкой продолжительной болезни, полезно предписывать, чтобы они ежедневно по утру и по вечеру и, если могут, чаще возобновляли в сердце своем сокрушение о грехах и приносили Богу в жертву молитвенно все труды, тягости и скорби, которые по воле Божественного Провидения определено им терпеть в сей жизни.

1) Соразмерность епитимии с свойством грехов

Епитимии должны быть совершенно противуположны свойству грехов и господствующей в грешнике страсти, которая есть главный источник оных. Епитимия для того и установлена, чтобы отклонить грешника от греха и, по выражению святого Димитрия, как бы уздою возстягнуть его, и чтобы истребить порочные навыки, приобретенные в худой жизни. Так святый Василий пишет: „Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирися. Ты завидовал. Утешь» (на 32 Пс. стр. 265). Также св. Златоуст говорит: „покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. Сотворите, говорит Иоанн (Предтеча Христов), плоды достойны покаяния. Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения с своею женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй биющим. Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? – Теперь постись и пей одну воду. Прежде на чужую красоту ты смотрел сладострастными очами? – Впредь совсем не смотри на женщин, ибо сказано: уклонися от зла и сотвори благо» (Злат. бесед. X на Матф. стр. 189, 190).

Кроме сего, чтобы епитимия не была без плода, при наложении оной должно обращать внимание на внешние случаи грехов и причины их; ибо то, что служит к удалению причин и случаев ко грехам, весьма спасительно для грешника и вместе составляет весьма тяжкое наказание. Так человеку, который вовлекался во грехи худым сообществом, должно предписать как епитимию – удаление худых сообществ; кто в уединении предается греху, тому должно предписать как епитимию избрание себе свидетеля жизни. Такую епитимию, сообразную с свойством греха до тех пор кающийся должен исполнять, пока имеет в ней нужду та греховная болезнь, для излечения которой она употребляется, она должна продолжаться до тех пор, пока престанут обнаруживаться гибельные признаки греха, как больному телом дают лекарство до тех пор, пока возстановится его здоровье. Не должно думать, чтобы словами, сказанными священником: „прощаю и разрешаю», совершилось уврачевание разслабленной души и будто после сего человек без всяких усилий может идти по пути добродетели и свободно течь по стезям заповедей Господних. Благодать, преподаваемая чрез таинство покаяния, конечно, помогает кающемуся в совершении Божественного закона, но необходимо должно содействовать благодати чрез собственный подвиг в добродетелях противоположных прежним порокам, и чрез непрестанное сопротивление страсти, господствовавшей в человеке. А сей цели служит епитимия. Продолжительные епитимии должно одобрить по двум причинам. Во 1-х потому, что повторением добрых действий удобнее искореняются худые навыки, так например назначенную милостыню разделить лучше на несколько раз, нежели всю отдать зараз; во 2-х чрез сие повторение добрых действий воспитается отвращение ко грехам, которые после разрешения легко забываются.

2) Качеством грехов

Епитимия должна быть соразмерна с качеством грехов. Глубокая язва имеет нужду и в сильном врачевстве, тяжкое преступление требует нелегкой епитимии. Чрезмерная легкость и послабление в этом делают много вреда: грешник привыкает думать, что грех, им сделанный, не так тяжек и требования таинства покаяния не так строги, когда для получения прощения в тяжких грехах довольно только прочитать немного молитв.

3) Но при назначении епитимии сообразно тяжести, числу и продолжительности грехов, не должно налагать на грешников бремена неудобоносимые или очень трудные по себе, или по тем обстоятельствам, в каких находится кающийся. От неразумной строгости люди легко могут придти в отчаяние и будут удаляться от частой исповеди. Лучше наложить епитимию меньшую надлежащаго, нежели большую.

Легкая епитимия часто исполняется с большею скорбию о грехах, нежели трудная, которая нередко исполняется не охотно и со скукою.

Как благоразумный врач иногда не дает больному сильного лекарства, нужного для излечения его болезни, чтобы не подвергнуть слабого большей опасности; так и священник, движимый Духом Божиим, не всегда налагает все наказание вполне соответствующее тяжести греха, чтобы какой-нибудь немощный не пришел в отчаяние от тяжести наказания и совсем не удалился от покаяния. Как исповедающему, так и исповедающемуся полезно знать те наказания, какия древняя церковь определяла грешникам: последнему для того, чтобы он более почувствовал сокрушения о грехах и охотнее понес легкую епитимию, назначенную ему духовником; а духовнику для того, чтобы, видя строгость древней церкви, не впал в чрезмерную слабость, которая не отводит грешников от греха, но часто бывает причиною того, что человек, надеясь получить прощение, свободно предается грехам.

Равным образом нельзя предписывать продолжительных молитв или размышлений утомительных для ума лежащему на одре болезни, и терпящему большия нужды и скорби, но гораздо более полезно будет если такой кающийся решится переносить болезнь или другия лишения и бедствия в духе смирения и сокрушения сердца, как самые приличные врачевства для исправления его, будет удерживаться от всякого даже малейшого негодования или ропота против святейшей воли Божией, но будет предаваться Божественному Промыслу и таким образом вознаградит дела епитимии, к которым неспособен, терпением, преданностию и послушанием. Также должно остерегаться, чтобы и на здоровых телом, но промышляющих трудами рук своих, не налагать в буднишние дни продолжительных молитв или милостыни, которых они не могут исполнить. Лучше внушить им, чтобы они в воскресные и праздничные дни не оставляли богослужения, и во храме и вне храма сохраняли смирение и кротость; чтобы ревностнее заботились о благоговении и молитве к Богу и чаще в семействе говорили о Боге с благоговением, чтобы не оставляли никогда утренних и вечерних молитв, чтобы представляли Господу Богу в очищение грехов своих свою трудную жизнь, все нужды и скорби свои, а в продолжение работы чаще в сердце своем говорили, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному и т. п., а особенно Иисусову молитву. Впрочем это полезно и тем, которые изобилуют благами земными и, проводя свою жизнь в удовольствиях и радостях земных, прилагают грехи ко грехам.

Епитимия налагаемая священником на кающагося, не должна вредить доброй славе его и обязанностям лежащим на нем. Отец духовный должен остерегаться налагать такую епитимию, которая могла бы для других обнаружить грех духовного сына его и нанесть ему безчестие. Кающийся исповедуется в уверенности, что никто не узнает грехов его. Василий Великий дает такое правило относительно сего: « прелюбодействовавших и исповедывающихся в том по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы нам запретили явными творити, да не подадим причины к смерти обличенных » (прав. 34). Не должен налагать священник и такой епитимии, которая может вести кающагося к нарушению других обязанностей. А сие случилось бы, если бы например духовник предписал слуге, чтобы он каждый день был при Божественной службе, или подавал большую милостыню, или если бы потребовал от кающагося, чтобы удалился от таких лиц, с которыми вместе он обязан жить.

Посему духовник должен спрашивать кающагося, может ли он исполнять возлагаемую на него епитимию или нет; если не может, то или изменить или уменьшить ее.

За тайные грехи, хотя бы они были тяжкие, не должно налагать явной епитимии. Но если встретится случай, в котором, по мнению духовника, должно наложить на кающагося публичную епитимию, то священник должен просить о сем разрешения у своего Архиерея.

Епитимия должна быть предложена в определенных и ясных словах; в предписании духовника не должно быть ничего сомнительного и неточнаго. Духовник должен всегда в точности определить способ, время и место исполнения епитимии, сказать кающемуся, когда ему исполнять епитимию, когда окончить, когда начать, назначив с точностию время. Как скоро епитимия будет ясно и определенно выражена, то кающемуся трудно будет забыть ее. Притом епитимия определенная гораздо охотнее и внимательнее исполняется, нежели предписанная в общих выражениях. Когда точно не определено время, на какое назначается епитимия, то кающиеся остаются большею частию в безпокойстве и смущении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...