Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 8. Искусство Европы XIX века




 

В развитии западноевропейского искусства XIX века большое значение имели различные факторы, повлиявшие на ход истории. Произошли значительные изменения в экономических отношениях и политической жизни, изменился формат религиозных отношений. Бурными темпами развивалась наука, и, как следствие, произошла промышленная революция.

Начало XIX в. ознаменовалось рождением сентиментализма – течения в европейской литературе и искусстве. Отталкиваясь от просветительского рационализма, сентиментализм объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Он выражал протест против сухости классицизма, идеализируя жизнь «маленького человека».

Новое идейно-художественное движение, охватившее науку и искусство европейской культуры в конце XVIII – начале XIX вв., во многом стало реакцией на пессимистическое настроение общества, находившегося под впечатлением от недавних социальных бурь и со страхом ожидавшего будущих катаклизмов. Это движение получило название романтизма.

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, Великая французская революция и немецкая классическая философия. Романтизм – это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом для всех видов культурной деятельности.

Основная черта романтизма – стремление противопоставить бюргерскому миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем.

Довольно быстро романтизм выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Второй ведущей художественной системой в искусстве XIX века стал реализм (критический реализм). Термин реализм появился тогда, когда само художественное направление уже определилось в мировой культуре.

Если романтики стремились показать достоинство и самость человека, вознесенного над косной средой и осененного гением, то пришедший на смену романтизму реализм поставил своей задачей отыскать в развращенной толпе простого, обыкновенного человека.

Обличения и разоблачения для реалистов не самоцель, а возможность вскрыть и снять чуждые наслоения, искажающие истинный человеческий облик. В романтизме личность противостоит враждебной толпе, вследствие чего оказывается приподнятой над толпой в тщетной попытке найти прибежище в возвышенных сферах духа. Реалисты же помещают личность в самую гущу среды и подвергают ее всестороннему рассмотрению и анализу. Одержимые анализом, они исследуют взаимодействие личности с окружающей средой в мельчайших деталях. Если романтиков интересует результат, то реалистов – процесс; им интересно то, как личность изменяется, подчиняясь стандарту, и как ухитряется себя сохранить вопреки ему.

Реализм, как и самих реалистов, часто упрекали в «очернительстве», в сосредоточенности на прозаически-неизменных сторонах бытия, в том, что они показывали существующую болезнь века, но не излечивали ее. Как разочаровала в свое время романтическая отвлеченность, так и теперь разочаровала реалистическая аналитичность.

В отличие от развивающегося реализма, классицизм к середине XIX века переродился в безжизненный академизм. Ему стали присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период упадка усилились.

С конца 50-х годов XIX века искусство Западной Европы вступает в эпоху декаданса. Этот термин обозначает кризисные явления в культуре, характеризующий оппозицию к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающуюся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею.

Впервые эти черты проявились во французском символизме, у некоторых представителей реализма, в эстетизме и позже – в модернизме.

Протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве выразился в поиске новых форм, новой живописной технике, отходе от социальной тематики и от сюжетности.

Отмеченными чертами обладало новое направление французской живописи, начавшее свое формирование в 1860-х годах и получившее название импрессионизм (от франц. впечатление).

Представители импрессионизма стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

В 1870–80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже.

Не менее значительным было творчество постимпрессионистов, ставшее своеобразной реакцией на движение импрессионистов и обогатившее импрессионизм реалистичностью.

Искусство Франции

Последняя четверть XVIII – первая треть XIX вв. прошли во Франции под флагом классицизма. Классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Французский классицизм в живописи представляли революционный классицист Жак Луи Давид (о нем было рассказано в предыдущем разделе) и академичный Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867).

В 1801 за картину «Послы Агамемнона» Энгр получает Большую Римскую премию, дающую право стажировки в Риме. Замечательны и другие его работы: «Портрет Франсуа Гране» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Апофеоз Гомера» (1827).

Творчество Энгра оказало влияние на многих художников 19 и 20 веков (Э. Дега, П. Пикассо).

В 20-30-е годы XIX века возникает новое течение в искусстве – романтизм, как оппозиция классицистической школе. Основными принципами романтиков были: горячий колорит, контрастные цветовые пятна, экспрессивность рисунка, экзотические мотивы.

Теодор Жерико (1791–1824) был основоположником романтизма во французской живописи. Его драматично-напряженные произведения отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени: «Кораблекрушение фрегата «Медуза» (1818–1819), «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку» (1812). Бытовые сцены, пейзажи повлияли на реалистов середины XIX века: «Дебри в Эпсоме» (1821).

Эжен Делакруа (1798–1863) – виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Художник в своих динамичных по композиции, экспрессивных по колориту, во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом произведениях выразил дух свободолюбия, активного действия, борьбы: «Резня на Хиосе» (1823–1824), «Свобода, ведущая народ» (1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в его исторических композициях. «Алжирские женщины» (1833–1834), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840–1841), а так же в иллюстрациях к произведениям У. Шекспира,
И.В. Гете.

В первой половине XIX века в архитектуре и декоративном искусстве преобладает «Ампир» (от франц. empire – империя) – стиль, завершивший развитие классицизма. Ему были свойственны массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служил воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции. Его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы
Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен).

Другим направлением в искусстве XIX века был реализм, основной идеей которого был поиск обобщенного монументального образа трудового человека.

Во французском реализме выделялась барбизонская школа – группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз,
Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон
), работавших в д. Барбизон близ Парижа в 1830-60-е гг. Они обращались к непосредственному изображению природы, света и воздуха. Своим творчеством барбизонцы сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.

Один из самых тонких мастеров французского пейзажа был Камиль Коро (1796–1875). Наряду со строго построенными «историческими пейзажами» писал одухотворенно-лирические пейзажи, отмеченные богатством валеров, тонкостью серебристо-серой гаммы, мягкостью воздушной дымки, окутывающей предметы: «Воз сена», «Порыв ветра» (1865–1870) и другие.

Жанровая живопись критического реализма была представлена в творчестве Густава Курбе (1819–1877): «Купальщицы» (1853), «Бушующее море» (1870) и другие.

Исторические события были отражены в работах Оноре Домье – известного французского графика, живописца и скульптора. Домье был тесно связан с демократическим движением. Создавал прекрасные острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство. Литографии – «Улица Транснонен» (1834, серия «Добрые буржуа» (1846–1849).

В живописи и скульптуре Домье сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск: «Дон Кихот» (1868), «Гаргантюа» (1831), «Законодательное чрево» (1834).

Параллельно романтизму и реализму развивалась далекая от «больных» вопросов современности салонная живопись, внешне красивая и банальная, бессодержательная или ложно-многозначительная, спекулятивная имитация подлинных художественных ценностей.

В 1860-х годах развивается новое направление в искусстве – импрессионизм. Его представителями были: Эдуар Мане (1832–1883) («Завтрак на траве», 1863, «Завтрак в мастерской» 1868); Клод Моне («Впечатление. Восходящее солнце», 1872); Камиль Писсарро (1830–1903) («Бульвар Монмартр», 1897); Огюст Ренуар (1841–1919) («Зонтики», 1880, «Анна», 1876 г.), Эдгар Дега («Абсент», 1876., «Красные танцовщицы», 1884).

Ими была выработана последовательная система пленэра: работая на открытом воздухе, создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись.

Интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы.

Так Огюст Роден (1840–1917) в своих работах воплотил смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы, умело сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям: «Бронзовый век», 1876.; «Мыслитель», 1888.

Устремление к героизации образа ощутимо в памятнике Бальзаку (1893–1897) и в портретах, среди которых выделяется портретный бюст Виктора Гюго (1897), в котором он передает черты могучего творческого гения, духовной силы писателя.

В конце 19 века возникает постимпрессионизм как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам.

Здесь следует выделить французских художников:

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) («Графиня де Тулуз-Лотрек», 1883, «Нагруженная телега», 1875–1880);

Поль Сезанн (1839–1906) («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888–1890);

Поль Гоген (1848–1903 гг.) («Таитянка с манго», 1892; «Брод», 1901). Под влиянием творчества Гогена, группа художников (М. Дени, П. Боннар и др.) создают своеобразный вариант стиля модерн – «наби» (франц. nabis – пророки, от др.-евр. наби – пророк), для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна

Представителем постимпрессионизма являлся нидерландский художник Винсент Ван Гог (1853–1890 гг.), «Подсолнухи», 1888 г., «Оливковая роща», 1889 г.

Творчество французских постимпрессионистов предопределило развитее всего мирового искусства ХХ века.

 

Искусство Германии

Немецкое искусство начала XIX века проходит под знаком романтизма. Основная идея раннего немецкого романтизма заключается в борьбе за духовное раскрепощение, за освобождение личности, за раскрытие внутреннего мира и облика художника. Крупнейшим художником-романтиком, основоположником европейского романтического пейзажа, «поэтом» немецкого пейзажа был Каспар Давид Фридрих (1774–1840).

В живописи Фридриха проявляется особый интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы. Он много увлекался архитектурой и сам занимался реставрацией памятников.
В своих работах стремился точно воспроизводить архитектурные детали.

Талант Фридриха был признан еще при жизни. В 1810 году он становится членом берлинской и дрезденской Академий, а позднее – профессором Академии художеств Дрездена. Наиболее известные картины: «Меловые скалы на острове Рюген» (ок. 1820), «Восход луны над морем» (1821–1822) и другие.

Интересным явлением в немецком искусстве были представители «Союза святого Луки», образовавшегося в 1809 году в Вене, (Ф. Овербек, Ю.Шнорр фон Карльсфельд, П. Корнелиус), в последствии прозванных назарейцами. Прозвище произошло от «алла назарена» – традиционного названия прически с длинными волосами, известной по картине А. Дюрера которую ввел в моду Ф. Овербек.

Назарейцы стремились возродить религиозно-нравственные устои, «воскресить» средневековое религиозное искусство, подражая итальянским и немецким художникам Раннего Возрождения. Они выступали против так называемой «религиозной безнравственности» искусства позднего классицизма. Образцами для подражания для них были произведения
А. Дюрера, П. Перуджино и раннего Рафаэля.

Другим направлением в немецком искусстве была дюссельдорфская школа. Ее представители (А. Ретель, И. П. Хазенклевер, Л. Кнаус, Б. Вотье и другие) воспроизводили сюжеты из немецкой средневековой истории, изображали патриархальные стороны немецкого крестьянского быта.

Немецкое реалистическое искусство XIX века представляли А. Менцель и В. Лейбль.

Адольф фон Менцель (1815–1905) – крупнейший немецкий живописец и график. В своих пейзажах и жанровых картинах уделял пристальное внимание свету и воздуху, натуре: «Комната с балконом», 1845 г., «Театр «Жимназ», 1856 г.

Значительным событием в искусстве была картина «Похороны мартовских жертв» (1848)

Подлинная панорама народной жизни показана художником в картине «Процессия в Гастейне» (1880 г.).

Вильгельм Лейбль (1844–1900), проявил свое мастерство в реалистических портретах и сценах патриархального быта крестьян Баварии: «Неравная пара» (1876-77 гг.). В более поздних работах живопись Лейбля становится мягкой, насыщенной светом и воздухом. «Прядильщица» (1892).

 

Искусство Англии

Выдающимся английским художникомXIX векаявлялся живописец-пейзажист Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851) – один из крупнейших представителей английского романтизма. Его пейзажи полны контрастов света и цвета, свободны и широко написаны, не редко дополняются мифологическими или библейскими персонажами. «Улисс и Полиферм» (1828–1829).

В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. Его манера размытости письма, особого способа передачи световоздушной среды, фактически предвосхитила живопись французских импрессионистов: «Кораблекрушение», «Морозное утро», «Пожар парламента» (1835) и другие.

В XIX веке группа английских художников,стремившихся возродить в своем творчестве «наивную» религиозность средневекового и ренессансного искусства, организует прерафаэлитское братство. Наиболее знаменитые прерафаэлиты – этоДж.Э. Миллес (1829–1896), Д.-Г. Россетти (1828–1882), У.Х. Хант (1827–1910).

Искусство Испании

Самым выдающимся художником испанского искусства конца XVIII – первой половины XIX века был Франсиско Гойя (1746–1828), творчество которого приходится на период Французской революции и национально-освободительной борьбы с Наполеоном – самых драматических периодов испанской истории.

Его дарования очень разнообразны – он рисует картоны для королевской шпалерной мастерской: «Игра в жмурки», 1791; пишет портреты королевской четы «Семья короля Карла IV», 1800; делает росписи в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида в Мадриде, 1798; рисует графические серии «Капричос», 1797–1798; пишет картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», 1814.

С именем Франсиско Гойи связано становление искусства Нового времени, его творчество оказало огромное воздействие на мировую культуру XIX–XX веков не только в живописи и графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино.

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы повлияли на развитие искусства XIX века?

2. Какие направления в искусстве XIX века получили развитие?

3. Назовите художников-сентименталистов.

4. Какие характерные черты присущи романтизму?

5. Назовите ведущих портретистов эпохи.

6. Какие отличительные черты присущи работам Уильяма Тернера?

7. Что такое «критический реализм»?

8. Назовите представителей «революционного классицизма».

9. Кто является автором картины «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»?

10. Перечислите отличительные черты стиля ампир.

11. Какие художественные методы использовали импрессионисты?

12. Кого из художников-импрессионистов вы знаете? Назовите их работы.

13. К какому художественному направлению можно отнести творчество Сезанна, Гогена, Ван Гога?

14. Кто является автором картины «Подсолнухи»?

15. Назовите скульпторов-импрессионистов?

16. Кто такие «назарейцы»? «Набиты»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...