Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 9. ИСКУССТВО XX ВЕКА




Художественная культура XX столетия является одной из самых сложных для исследования во всей истории мирового искусства.

XX век был насыщен различными трагическими социальными потрясениями, самыми страшными и кровопролитными мировыми войнами, широкими национально-освободительными движениями, повлекшими кардинальное изменения территориальных границ, бурное развитие научно-технического прогресса.

Трагический разлад в душах художников, размытость всяческих критериев, стремление каждого художника создать свой стиль, утвердить свою манеру приводит к тотальной иронии, скепсису, чувству опустошенности, бездуховности, подражанию, плагиату. Эти и многие другие факторы, повлияли на искусство новейшего времени.

XX век дал миру новое направление в культуре и искусстве – модернизм,под которым понимается совокупность направлений и течений, сложившихся в искусстве XX века.

Модернизм как явление имеет ряд особенностей:

кризисный характер. Он возникает в переломные моменты исторического развития;

отрицание единого стабильного начала. Модернизм – это скорее, совокупность стилевых направлений;

теоретичность и постоянное обращение к философским основам. Его теоретической базой стали неокантианство, феноменология, интуитивизм, фрейдизм;

поиск новых изобразительных форм. Искусство модернизма отказывается подражать природе и изображать видимую действительность;

элитарный характер. Модернизм не признает и постоянно пересматривает границы между «нормальным» и «ненормальным».

Первым направлением модернизма принято считать кубизм. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Началом стала работа Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907).

Кубизм развивался и менялся. Это видно в работах П. Пикассо «Три женщины» (1909 г.), «Игрок в карты».

В картинах Р. Делоне «Башня» (1910); Ж. Брака «Хвала И.С. Баху» появляются цифры, отдельные слова, «плавающие в пространстве».

Еще один новый прием – введение в живописное полотно инородных материалов.Начинают применяться песок, уголь, железо, стекло, опилки, превращая тем самым картину в материальный объект.

Другим направлением модернизма является футуризм. Его центром стала Италия, где идейным вдохновителем выступил литератор Ф. Маринетти.

Футуристы предлагали:

– восстать против тирании таких слов, как «гармония», «хороший вкус»;

– уничтожить театры, музеи;

– «вымести» из живописи все уже использованные сюжеты;

– передать движение, ускорение темпа жизни.

Для футуристической живописи (У. Боччони, Дж. Северини и другие) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Футуризм – это своего рода апология техники, урбанизма, абсолютизация идеи движения. Однако жизнь этого направления оказалось недолгой, и к 20-м годам прошлого века уже расценивалась как классика.

Экспрессионизм возник как самое загадочное направление. Предметом этого течения в искусстве были не окружающая действительность, а фантастические образы. Опираясь на неокантианство и феноменологию, футуристы провозгласили единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.

Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии).

В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В.В. Кандинский).

Новым направлением стал абстракционизм (беспредметное, нефигуративное искусство) как крайняя школа модернизма, родоначальником которого выступил В. Кандинский (позднее К. С. Малевич).

Абстракционизм отказался от изображения реальной действительности. В нем существует два основных направления:

создание бесформенных цветовых сочетаний, их гармонизация. Считалось, что цвет обладает способностью к самостоятельному выражению ощущений и чувств, предполагалась аналогия цветовых ассоциаций и музыки;

«освобождение» содержания произведения от предметных образов и замена их геометрическими абстракциями. Приверженцы этого направления полагали, что чистые, конструктивные геометрические формы выгодно отличаются от неопределенности природных форм; создают логическую, правильную, статистически уравновешенную красоту. Родоначальником «освобождения» содержания от своего образа считается голландец П. Мондриан.

Сложилось несколько вариантов абстракционизма: абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

В 1913 г. в рамках абстрактного искусства возникает супрематизм (от франц. supremus – «превосходство», «господство»). Его инициатором стал художник К. Малевич, а философской основой – учение А. Бергсона об интуиции. «Черный квадрат» (1915)Малевича стал легендой в искусстве XX века

В 20-е гг. во Франции возникло новое направление – сюрреализм (от франц. surrealisme – сверхреализм). Его создатели – молодые художники, поэты – рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхъестественного. Большое влияние на сюрреализм оказала философия З. Фрейда.

Особенностями этого направления являются:

– искажение изображаемых людей, гипертрофия части тела, соединение их с животными или неодушевленными предметами;

– широкое использование изменения формы отражаемого предмета, его пропорций, цвета, конфигурации;

– разрушение естественных связей между предметами;

– использование в качестве материала для сюрреалистических образов любых бессознательных психических актов – сновидений, бреда, младенческих воспоминаний, гипнотических или настоящих галлюцинаций.

Сюрреалисты считали, что таким образом им удается проникнуть в высшую реальность бытия.

В этом направлении работали художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро, П. Блум, И. Танги, но особенно ярко выделяется Сальвадор Дали. В своих картинах и рисунках, проявлял безудержную фантазию и виртуозную технику исполнения. Полотна Дали представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность. Его работы «Предчувствие гражданской войны» (1936), «Тайная вечеря» (1955) и другие считаются кульминацией символического искусства.

После Второй мировой войны появляются такие направления, как поп-арт и концептуализм.

Поп-арт провозглашает себя новым реализмом и, отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).

Концептуализм занимается исключительно интеллектуальной интерпретацией объектов:

боди-арт – главным объектом является тело самого художника или статиста, а содержание раскрывается позой, жестами, покрывающими тело знаками;

хэппининг – создание «торжественных событий»;

перформанс (англ. performance, букв. – представление) – создание «живых картин», рассчитанных на активное зрительское соучастие, в которых всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Семидесятые годы прошлого столетия стали периодом возникновения постмодернизма (от лат. post – «после» и модернизм).Это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся:

– свобода во всем;

– спонтанность в деятельности человека;

– игровое начало.

Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т. д. Постмодернизм смешивает и уравнивает обыденное сознание и духовность, примитивное и научное, безобразное и прекрасное, добро и зло.

Постмодернизм, отвергая рационализм «интернационального стиля», обращается к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии.

Изобразительное творчество постмодернизма провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.

Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, а фрагментами реального жизненного процесса, который обычно лишь критически корректируется, а не преображается целиком в нечто новое и невиданное.

В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой, не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры. Восстановление чистоты и автономии творчества влечет за собой усиление его независимой, по-своему свободной социальной чувствительности.

Изменения в культуре XX в. ярко отразились в архитектуре. На нее повлияли многие факторы, в том числе:

– демографические процессы (рост численности населения, в первую очередь, в городах);

– рост количества самих городов (в связи с развитием промышленности);

– развертывание в передовых странах мира научно-технической революции;

– появление новых строительных материалов.

В связи с этим в строительстве происходит уплотнение застройки, рост этажности жилых зданий, вытеснение массивов зелени из сферы жизни городского населения.

Одним из первых направлений в архитектуре начала двадцатого столетия является модерн, характерными чертами которого являются:

– выявление функционально-конструктивной основы здания;

– отрицательное отношение к классическому ордеру;

– множество кривых линий;

– нагромождение декоративных элементов;

– использование пластических возможностей «ковкости» металла,

– широкое использование железобетона;

– применение стекла и майолики.

Это приводит к созданию новых типов зданий: доходных домов, банков, театров, вокзалов и др.

В этом направлении особенно интересны сооружения Антонио Гауди (собор Ла Саграда Фамилиа, Барселона, 1884–1926).

Стиль модерн постепенно вытеснялся функционализмом, к составным элементам которого относятся: утилитаризм, техницизм, рационализм (многоярусные гаражи, эстакады, транспортные развязки в больших городах). Ведущий представитель функционализма Ле Корбюзье (Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане, 1950–1953).

Интересна дезурбанистическая теория строительства Э. Хоуарда,
Ф.Л. Райта
, пропагандирующая строительство городов-садов.

Пластические возможности архитектурных форм, индивидуальные запросы, связь с национальной культурой выступают как основополагающие принципы творчества современных архитекторов.

Двадцатый век отмечен стремительным развитием кинематографа, который в 1927 г. стал звуковым. В кино нашли отражение все творческие методы XX в.:

неореалистические фильмы – Р. Росселини (Рим – открытый город);

реалистические – М. Карне;

романтические – Мэдока;

модернистские – Ланга и Леже;

мелодраматические фильмы;

– фильмы глубокого философского содержания и высокого интеллектуализма – Бунюэля, И. Бергмана, Л. Висконти, Ф. Феллини.

Кино продемонстрировало миллионам зрителей высокий профессионализм режиссуры и блистательное мастерство актеров.

Влияние научно-технического прогресса затронуло все сферы художественной культуры, что выразилось в возникновении новых и «модернизации» старых ее видов, революционном перевороте в области распространения художественных произведений. Решающую роль здесь сыграли изобретения радио-, звуко и видеозаписи, фотографии, кинопроекции; компьютерные технологии обработки изображения и звука и др. В целом можно говорить не только об увеличении разнообразия в сфере художественной культуры, но и о расширении границ искусства.

 

Контрольные вопросы

1. Какие направления в искусстве получили развитие в ХХ веке?

2. Перечислите специфические особенности модернизма.

3. Кто является основоположником кубизма?

4. Что является предметом экспрессионизма?

5. Что такое супрематизм? Назовите основных представителей данного направления в искусстве.

6. Кого из художников-сюрреалистов вы знаете?

7. Что такое поп-арт?

8. Какие характерные черты присущи искусству постмодерна?

9. Какие изменения произошли в архитектуре ХХ века?

10. Чем обусловлено бурное развитие кинематографа в ХХ веке?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева, В.В. Что такое искусство?: О том как изображают мир живописец, график и скульптор / В.В. Алексеева. – М.: Искусство, 1991. – 238 с.

2. Алпатов, М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура / М.В. Алпатов. – М.: Просвещение, 1969. –
543 с.

3. Алпатов, М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. – М.: Искусство, 1976. – 287 с.

4. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. – М.: Высш. шк., 1995. –
383 с.

5. Арган, Дж. История итальянского искусства; пер. с итал.: в 2 т. /
Дж. Арган. – М.: Радуга, 1990. – Т. 1. Романское искусство. – 628 с.

6. Арган, Дж. К. Современное искусство 1770–1970; пер. с итал. /
Дж. К. Арган. – М.: Искусство, 1999. – 755 с.

7. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. – М.: Искусство, 1990. – 415 с.

8. Батракова, С.П. Художник ХХ века и язык живописи: От Сезанна к Пикассо / С.П. Батракова. – М.: Наука, 1996. – 176 с.

9. Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями; пер. с англ. /
О. Бенеш – М.: Искусство, 1973. – 222 с.

10. Виппер, Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII–XVI вв. Курс лекций:
в 2 т. / Б.Р. Виппер. – М.: Искусство, 1977. – Т. 1. – 223 с.; Т. 2. – 243 с.

11. Володина, Т.И. Модерн: проблема синтеза искусств // Художественные модели мира. В 2 кн. / Т.И. Володина. – М.: Наука. – Кн. 1. –
С. 261–276.

12. Дженкс, Ч.А. Язык архитектуры постмодерна; пер. с англ. /
Ч.А. Дженкс. – М.: Стройиздат, 1985. – 137 с.

13. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1 / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1985. – 319 с.

14. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2 / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1989. – 318 с.

15. Зись, А.Я. Виды искусства / А.Я. Зись. – М.: Знание, 1979. – 128 с.

16. Иконников, А.В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма / А.В. Иконников. – М.: Стройиздат, 1982. – 255 с.

17. Искусство Италии XVI века. (Памятники мирового искусства). – М.: Искусство, 1967. – 150 с.

18. Калитина, Н.Н. Французский портрет XIX века / Н.Н. Калитина. – Л.: Искусство, 1986. – 279 с.

19. Каптерева, Т.П. Искусство Франции XVII века / Т.П. Каптерева, В.Е. Быков. – М.: Искусство, 1969. – 223 с.

20. Кожина, Е.Ф. Искусство Франции XVIII века / Е.Ф. Кожина. – М.: Искусство, 1971. – 215 с.

21. Колпинский, Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности (Памятники мирового искусства) / Ю.Д. Колпинский. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 161 с.

22. Колпинский, Ю.Д. Искусство этрусков и Древнего Рима (Памятники мирового искусства) / Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. – М.: Искусство, 1982. – 116 с.

23. Комеч, А.И. Архитектура // Культура Византии. IV–VII вв. /
А.И. Комеч. – М., 1984. – 627 с.

24. Куликова, И.С. Сюрреализм в искусстве / И.С. Куликова. – М.: Наука, 1970. – 173 с.

25. Куликова, И.С. Экспрессионизм в искусстве / И.С. Куликова. – М.: Наука, 1978. – 183 с.

26. Левина, И.М. Искусство Испании XVI–XVII веков / И.М. Левина. – М.: Искусство, 1966. – 266 с.

27. Либман, М.Я. Донателло / М.Я. Либман. – М.: Искусство, 1962. – 252 с.

28. Либман, М.Я. Искусство Германии. XV–XVI вв. / М.Я. Либман. – М.: Искусство, 1964. – 247 с.

29. Лившиц, Н.А. Бернини / Н.А. Лившиц. – М.: Искусство, 1957. –
56 с.

30. Лихачева, В. Искусство Византии IV–XV вв. / В. Лихачева. – Л.: Искусство, 1986. – 310 с.

31. Лот, А. Фрески Тассили в Сахаре // Искусство: Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика: в 3 ч. / А. Лот. – М., 1987. – Ч. 1. –
С. 16–20.

32. Лясковская, О.А. Французская готика (XII–XIV вв.). Архитектура. Скульптура. Витраж / О.А. Лясковская. – М.: Искусство, 1973. – 143 с.

33. Мартин, Г. Брейгель / Г. Мартин. – М.: Искусство, 1992. – 80 с.

34. Мелик-Пашаев, А.А. Современный словарь-справочник по искусству / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп – АСТ, 2000. – 654 с.

35. Мириманов, В.Б. Первобытное и традиционное искусство (Малая история искусств) / В.Б. Мириманов. – М.: Искусство, 1973. – 319 с.

36. Некрасова, Е.А. Романтизм в английском искусстве / Е.А. Некрасова. – М.: Искусство, 1975. – 255 с.

37. Нессельштраус, Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века / Ц.Г. Нессельштраус. – Л.;М.: Искусство, 1964. – 390 с.

38. Никулин, Н.Н. Нидерландская живопись XV–XVI вв. в собрании государственного Эрмитажа / Н.Н. Никулин. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 256 с.

39. Окладников, А.П. Утро искусства / А.П. Окладников. – Л.: Искусство, 1967. – 135 с.

40. Петрусевич, Н.Б. Искусство Франции XV–XVI вв. / Н.Б. Петрусевич. – Л.: Искусство, 1973. – 224 с.

41. Пластика и рисунки древних культур: сб. ст. – Новосибирск: Наука, 1983. – 183 с.

42. Полевой, В.М. Искусство Греции. Древний мир / В.М. Полевой. – М.: Искусство, 1970. – 327 с.

43. Пушнова, Ю.Б. Теория и история искусства: консп. лекций /
Ю.Б. Пушнова. – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.

44. Ранние формы искусства / Под ред. Е.М. Мелетинского – М.: Искусство, 1972. – 479 с.

45. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII вв. – М.: Наука, 1966. – 348 с.

46. Ривкин, Б.И. Античное искусство (Малая история искусств) /
Б.И. Ривкин. – М.: Искусство, 1972. – 356 с.

47. Рожин, А. Сальвадор Дали: миф и реальность / А. Рожин. – М.: Республика, 1992. – 224 с.

48. Ротенберг, Е. Искусство Италии XVI–XVII вв. Микеланджело. Тициан. Караваджо / Е. Ротенберг. – М.: Советский художник, 1989. – 223 с.

49. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн / Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989. – 294 с.

50. Смирнова, И.А. Искусство Италии конца XIII–XV вв. (Памятники мирового искусства) / И.А. Смирнова. – М.: Искусство, 1987. – 144 с.

51. Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима / Г.И. Соколов. – М.: Искусство, 1971. – 231 с.

52. Соколов, Г.И. Искусство Древней Греции / Г.И. Соколов. – М.: Искусство, 1980. – 271 с.

53. Степанов, А.В. Мастер Альбрехт / А.В. Степанов. – Л.: Искусство, 1991. – 182 с.

54. Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства /
А.Д. Столяров. – М.: Искусство, 1985. – 298 с.

55. Тяжелов, В.Н. Искусство средних веков в Западной и центральной Европе (Малая история искусств) / В.Н. Тяжелов – М.: Искусство, 1981. – 383 с.

56. Чубова, А.П. Искусство Европы I–IV вв. Европейские провинции Древнего Рима / А.П. Чубова. – М.: Искусство, 1970. – 279 с.

57. Шрамкова, Г.И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция / Г.И. Шрамкова. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 366 с.

58. Яворская, Н.В. Романтизм и реализм во Франции в XIX веке /
Н.В. Яворская. – М.: ОГИЗ, 1938. – 206 с.

59. Якобс, М. Семь веков западно-европейской живописи / М. Якобс. – М.: Арт-Родник, 1998. – 290 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................... 3

Раздел 1. Искусство в системе культуры......................................................... 5

1.1. Искусство как форма культуры.................................................................... 5

1.2. Социальные функции искусства................................................................... 6

1.3. Виды искусства.............................................................................................. 8

Контрольные вопросы....................................................................................... 16

Раздел 2. Первобытное искусство................................................................... 17

Контрольные вопросы....................................................................................... 21

Раздел 3. Искусство Древнего Востока.......................................................... 22

3.1. Искусство Древней Месопотамии............................................................... 23

3.2. Искусство Древнего Египта........................................................................ 27

Контрольные вопросы....................................................................................... 33

Раздел 4. Античное искусство......................................................................... 34

4.1. Искусство Древней Греции......................................................................... 34

4.2. Искусство Древнего Рима........................................................................... 40

Контрольные вопросы....................................................................................... 44

Раздел 5. Искусство средних веков................................................................. 46

5.1. Искусство Западной Европы в эпоху средневековья................................ 46

5.2. Искусство Византии.................................................................................... 56

Контрольные вопросы....................................................................................... 60

Раздел 6. Искусство эпохи Возрождения....................................................... 61

6.1. Итальянское Возрождение.......................................................................... 62

6.2. Северное Возрождение............................................................................... 70

Контрольные вопросы....................................................................................... 77

Раздел 7. Искусство Западной Европы 17-18 веков..................................... 78

7.1. Искусство Италии........................................................................................ 78

7.2. Искусство Фландрии................................................................................... 82

7.3. Искусство Голландии.................................................................................. 84

7.4. Искусство Испании...................................................................................... 87

7.5. Искусство Франции..................................................................................... 89

7.6. Искусство Англии....................................................................................... 92

Контрольные вопросы....................................................................................... 93

Раздел 8. Искусство Европы XIX века.......................................................... 94

8.1. Искусство Франции..................................................................................... 96

8.2. Искусство Германии.................................................................................... 99

8.3. Искусство Англии..................................................................................... 100

8.4. Искусство Испании.................................................................................... 101

Контрольные вопросы..................................................................................... 101

Раздел 9. Искусство XX века......................................................................... 102

Контрольные вопросы..................................................................................... 107

Библиографический список............................................................................. 108

Редактор М.А. Блус

Компьютерная верстка В.С. Николайчук

 

ИД № 06039 от 12. 10. 2001.

 

Сводный темплан 2008 г.

Подписано в печать 19.02.08. бумага офсетная. Формат 60x84 1/16.

отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 7,0. уч.-изд. л. 7,0

Тираж 100 экз. заказ 128.

 
 


Издательство ОмГТУ, 644050, Омск, пр-т. Мира, 11.

 
Типография ОмГТУ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...