2. Формирование и развитие педагогического мастерства
2. Формирование и развитие педагогического мастерства
Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства. Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы: I этап: профессиональное просвещение; II этап- профотбор и профподготовка; III этап: - профадаптация; IV этап- профессиональный рост. I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками. III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора. IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов. 3. Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности
Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами. Обучая и воспитывая детей, учитель должен заботиться о формировании у них уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Учитель должен быть настоящим патриотом, так как только истинный патриот сможет воспитать в детях любовь к родине. К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм - словом, он должен быть идеалом для своих учеников. Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение - основа педагогической деятельности. Поведение учителя, его общение с коллегами, учениками и их родителями должны быть подчинены не только национальным, но и общечеловеческим нормам морали. Свою деятельность он должен строить на основе норм (правил) педагогического такта и этики, подчиняя им своё поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе. Можно выделить следующие особенности личности педагога: 1. Скромность - одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем. 2. Великодушие - традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.
3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах. 4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться: - быть естественным и современным; - быть тактичным в поведении; - в совершенстве владеть культурой межличностного общения; - быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим; - быть убеждённым, обладать широким мировоззрением. 5. Терпимость - проявляется в следующих ситуациях: - в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими; - в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций; - в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения. 6. Душевность - проявляется в следующих ситуациях: - в формировании человеческих идеалов, потребностей; - в культуре межличностного общения; - в повседневном поведения; - в доброжелательном отношении к людям. 7. Высокая нравственность педагога: - позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса; - в реализации навыков поведения; - в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|