9. Мастерство управления педагогическим общением
9. Мастерство управления педагогическим общением
В процессе педагогического общения дети участвуют, исходя из следующих потребностей: 1. Общение как психологическая потребность. 2. Общение как один из видов деятельности и основа всех других видов деятельности - игры, труда, учения. 3. Общение как средство взаимодействия учащихся с педагогом и друг с другом. В ходе общения педагог, являясь источником знаний и норм поведения, выполняет основные функции, то есть, является субъектом обучения и воспитания. Ученики - воспитанники являются одновременно объектом и субъектом, так как от их активности в этом процессе зависит его эффективность. На практике можно наблюдать следующие виды стилей педагогического общения: демократический, дружеский, общение на расстоянии, запугивающий и высокомерный стили. Однако очевидно, что только первый и второй стили могут быть рекомендованы педагогам для их работы с детьми. По отношению к ученикам, их родителям и коллегам педагог может занимать три вида позиций. Авторитарная позиция - характеризуется повышенной требовательностью, неуступчивостью, приказным тоном. Демократическая позиция - отличается взвешенностью, стремлением к разумному компромиссу, сознательному решению проблем. Либеральная позиция - характеризуется повышенной эмоциональностью, быстрой сменой настроения и мнений. Каждая из них может быть использована педагогом в соответствующих ситуациях, однако у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Поэтому, каждый педагог должен научиться правильно использовать стили и позиции общения, иначе в его работе могут возникнуть конфликты. В психолого-педагогической литературе вышеназванные стили получили соответствующие условные названия: родительская позиция - авторитарный стиль; взрослая позиция - демократический стиль; детская позиция - либеральный стиль.
Конфликт возникает в том случае, когда нарушается взаимодействие между участниками общения. Конфликты могут быть простые и сложные, открытые, закрытые и скрытые. Чтобы устранить конфликт, необходимо изменить позицию (стиль). Для этого педагогу рекомендуется: - лучше узнать свои психологические особенности, в частности, те, которые проявляются в ходе общения и приводят к конфликтам (стеснительность, рассеянность, заикание, неумение настоять на своём и др. ); - подчинить свои способности интересам педагогического общения, используя для этого различные средства урегулирования конфликта; - шире использовать актёрское мастерство, мимику, жесты и пантомимику. Взаимодействие может быть эффективным лишь в том случае, если педагог проявит активность, инициативу, межнациональную терпимость и находчивость.
10. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Передовым опыт педагогов может оставаться достаточно долго, однако для развития процесса обучения и воспитания его необходимо постоянно обновлять и обязательно внедрять в широкую практику. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель умел изучать опыт других педагогов, видеть в нём положительное и отрицательное, уметь обобщать опыт нескольких учителей, в том числе - и свой, а также пропагандировать передовой опыт. Можно предложить следующие показатели определения передового опыта: 1) средняя успеваемость учащихся класса по конкретному предмету; 2) уровень научности знаний учащихся, их прочность; 3) методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса; 4) эффективность использованных методов и средств;
5) технологичность проведённых педагогом уроков и воспитательных мероприятий и другие. Конечно, вышеназванные показатели должны учитываться в комплексе, наличие одного или двух из них недостаточно, чтобы признать опыт того или иного педагога передовым. Наличие этих показателей учитывается также в ходе аттестации учителей, по результатам которой им присваивается определённая категория: высшая, первая, вторая или третья. Определяя эффективность работы того или иного учителя учитываются также следующие факторы: А) научно-методическая и технологическая направленность учебных и воспитательных планов; Б) сформированность профессиональных умений и навыков; В) сформированность профессионально необходимых качеств личности педагога. В последнее время широкое распространение получило понятие инновация, складывается даже целая наука инноватика. Инновация - значит новый, обновлённый. Педагогическая инноватика - педагогические новшества, внедрённые в педагогический процесс, их оценка с позиций самых современных требований. Например, при выборе методов, средств и форм работы педагогу следует учитывать свои знания и опыт, способности и возможности, цель конкретной работы, а также отличие от ранее использованных, традиционных видов работы. Каждое педагогическое новшество имеет свою идею. К примеру, все находки С. Н. Лысенковой служили идее опережающего обучения. В частности, на основе этой идеи осуществлялась совместная деятельность учителя и учащихся, создавался климат психологического единства и условия для самоутверждения каждого, для выбора стиля и средства общения, для проявления каждым его способностей. В таких условиях педагог получат возможность понять каждого, добраться до глубины его души своими, специфическими методами. Использованные в деятельности В. Ф. Шаталова опорные блоки и схемы получили широкое распространение в опыте учителей разных специальностей. Они помогают отразить в таблицах, схемах, диаграммах и рисунках основные идеи той или иной темы, что позволяет легче воспринимать и запоминать материал. В настоящее время многие учителя опираются на принципы педагогики сотрудничества, применяют интерактивные методы, логические тесты, конкурсы, кроссворды и т. д. Всех их можно отнести к числу педагогических инноваций, широкое использование которых позволяет решить ряд проблемных и актуальных задач:
- удовлетворить интересы учащихся их запросы и возможности; - повысить их ответственность за выполнение обязанностей; - сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний; - убедить учащихся в необходимости постоянного обогащения своих знаний, умений, навыков и совершенствования своих личностных качеств; - сформировать навыки свободного мышления; - создать условия для более быстрой адаптации в обществе каждого ученика и другие. Вместо того, чтобы постоянно напоминать детям и подросткам «ты должен это знать», педагогу целесообразнее сформировать у них внутреннюю потребность жить под девизом «я должен это знать и уметь реализовывать свои знания на ппрактике».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|