4. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства
4. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства
Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником. Педагогический процесс разнообразен, в нём встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками (то есть, педтехникой), с другой - творчества, актёрского мастерства и саморегуляции. Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, что сближает педагогическую деятельность с производственной. По сути, школа, лицей, гимназия, колледж и вуз - это и есть педагогическое производство. Поэтому не удивительно, что в последние несколько десятилетий в научно-педагогической терминологии появились такие слова, как техника, технология, действие, разработка и другие, толкование которых является насущной проблемой современной педагогики и частных методик. Отсюда следует вывод: мы не можем оценивать учителя только как проводника знаний или простого методиста, сегодня он должен оцениваться также как педагог-технолог. «Техника» (с греч. - искусство ремесла) - совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе - педагогического.
Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют учителю управлять своими эмоциями в процессе общения с учениками, их родителями и коллегами. Как подчёркивал А. С. Макаренко, «... не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать? ». «Технология» (с греч. Технос - искусство, ремесло, логос-наука) - это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педтехнику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества. Техника и технология - взаимосвязанные понятия, при этом технология - проект процесса, определённый порядок действий, а техника - одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе. Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа урока, технология объяснения нового материала и т. п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, диспута, экскурсии и т. д. Педтехника также является важным компонентом педмастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.
5. Педагогическое мастерство учителя
Правильно организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного отношения к учению, способствует их всестороннему развитию: умственному, нравственному, эстетическому, духовному и др. В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи: - формирует у школьников умения и навыки учения; - формирует них научное мировоззрение, мышление и развивает их умственные способности; - воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда, потребность стать грамотными людьми. Обучение - двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который требует от обеих сторон активности и творчества. Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов. В этой связи, современный учитель, чтобы стать мастером, должен обладать определёнными способностями и навыками. Во-первых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Как известно, именно цель и задачи урока определяют его структуру и содержание. Во-вторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников, так как успех любого урока определяется их сотрудничеством. Чтобы сформировать у учащихся потребность в приобретении знаний, учитель должен уметь заинтересовать их темой, поставить перед ними проблемный вопрос, связать его с жизнью. Современный учитель должен быть ищущим, творческим, действенным тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь. Учитель должен уметь сотрудничать и с коллегами, и с родителями учеников. Чтобы успешно работать учитель должен хорошо знать цель и задачи своей деятельности, основные её направления, методы и приёмы, средства и формы организации учебной работы. Отсюда видно, что быть учителем-мастером нелегко, это очень тяжёлый труд.
Мастерство учителя складывается из следующих компонентов: 1. Мастерство обучения (формирования основ наук). 2. Мастерство подготовки и проведения урока. 3. Мастерство индивидуальной работы с учениками. 4. Мастерство наблюдения и анализа урока, передачи накопленного опыта другим учителям. Все эти элементы взаимосвязаны и составляют единое. Рассмотрим каждое из них более подробно. Каждый учитель-мастер использует свой стиль преподавания. К примеру, известный педагог А. В. Сухомлинский почти все свои уроки проводил на природе. Академик Ш. А. Амонашвили старался найти индивидуальный подход к каждому ученику, опираясь на его способности и возможности. Учительница начальных классов С. Н. Лысенкова использовала такие новинки, как опережающее обучение, комментированный диктант, взаимодействие учеников на уроке и другие. Учитель - новатор В. Шаталов в процессе обучения часто использовал опорные блоки и схемы. Можно сделать вывод, что у каждого высоко квалифицированного учителя свой стиль обучения, развития и поощрения учащихся, поэтому, изучая их опыт необходимо прежде всего изучить особенности их стиля работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|