Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.Творческий подход учителя к организации современного урока




 

Современный учитель - творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Он изначально мотивирован родом своей деятельности на творчество.

Созидать, творить, выдумывать, пробовать - это его обычное профессиональное состояние. Через творчество учитель пополняет свой багаж знаний и опыта, а самое главное, он стремится свое заинтересованное отношение к науке, культуре и творчеству сделать достоянием своих учеников.

Сегодня творчество на учебных занятиях рассматривается как обязательный компонент профессиональной деятельности учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных ситуациях. Творчество осознается субъектами педагогического процесса как личностная ценность, обеспечивающая внутреннюю свободу личности и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, предоставляющих каждому возможность для субъективного («открытие» для себя новых знаний) и объективного (создание нового продукта деятельности) творчества.

Формирование творческого потенциала личности ученика будет эффективным при наличии следующих условий:

1) учебно-познавательная деятельность обучающихся организуется как учебно-творческая;

2) в учебном заведении создается развивающая культурно-образовательная среда;

3) осуществляется систематическое обучение учащихся решению и составлению учебных задач;

4) уделяется внимание эмоциональному развитию школьников. Рассмотрим сущность каждого из представленных условий.

В ходе организации учебно-творческой деятельности школьников приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Личностно-деятельностный подход предполагает использование в процессе обучения личностно-ориентированных технологий (технологии полного усвоения знаний, технологии разноуровнего обучения, технологии взаимного обучения, технологии модульного обучения и др. ),

Условия развития творческого потенциала личности школьника эвристических приемов и методов («мозговая атака», «мозговой штурм», «метод аналогий», «метод эвристических вопросов», «метод синектики», «прием завышения оценки» и др. ), определенных психологических механизмов развития личности (ассоциации как активизации ранее усвоенных знаний, анаксиоматизации как отбрасывания каких либо несущественных признаков для достижения решения), нетрадиционных учебных занятий (урок-панорама, урок-игра, урок-портрет, урок-аукцион, урок-конференция, урок-посвящение, урок-спектакль, урок-суд и др. ).

Представленный выше личностно-деятельностный подход в процессе обучения содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; способствует повышению степени мотивации и эмоциональности познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач, повышение эффективности любого вида деятельности.

Проблему организации культурно-образовательной среды решает адаптивная школа, под которой понимают организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, способного помочь каждому ученику достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками.

Адаптивная школа действует на основе следующих принципов:

- адаптивности (ориентация на индивидуальные особенности детей, в то же время гибкая реакция на социально-культурные изменения среды);

- развития (создание школьнику условий для реализации его способностей);

- психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов и создание в классе стимулирующей творчество атмосферы);

- смыслового отношения к миру (осознанные знания учеников об окружающем мире);

- ориентировочной функции знаний (опора на различные виды познавательной практико-ориентировочной деятельности школьников);

- обучения деятельности (обучение учащихся постановке цели и задач деятельности, контролю и корректированию хода деятельности);

- креативности (развитие у ребенка способностей к творчеству, самостоятельному нахождению решений нестандартных задач).

Реализация этих принципов обеспечивает целостное развитие личности обучающегося по «индивидуальной траектории» как субъекта жизнетворчества.

Одним из важнейших условий развития творческого потенциала школьников при обучении их решению и составлению учебных задач является высокая степень проблемности предлагаемых заданий.

Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия, преобразовывая структурные компоненты в ходе решения - это и есть психолого-педагогические принципы составления заданий, представляющих трудность для учащихся и требующих от них творческого поиска. Обучение учащихся решению и составлению учебных задач формирует у них умения и навыки разрабатывать проект деятельности и осуществлять ее рефлексию, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

Кроме компонента интеллектуальной и практической готовности процесс обучения учащихся решению и составлению учебных задач включает еще и эмоциональный компонент, который реализуется на основе принципа трансформации когнитивного содержания образования в эмоциональное состояние учащихся. Это способствует обогащению эмоционального опыта школьников, что выступает условием развития их творческого потенциала.

Эмоциональное развитие учащихся предполагает:

- анализ, учет, поддержку и без оценочное принятие педагогом эмоциональных состояний обучающихся;

- рефлексию учащимися собственных эмоциональных состояний;

- обогащения эмоционального, рефлексивного, коммуникативного опыта обучающихся;

- создание положительного эмоционального настроя на урок путем использования примеров из художественной и научной литературы (шуток, загадок, головоломок, интересных фактов и т. д. ),

- использование на уроке фрагментов конкурсов, соревнований, игр, блиц-турниров и т. д.

Все перечисленные способы, используемые учителем в ходе урока, способствует расширению интеллектуальных возможностей и формированию творческих способностей учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...