6. Педагогическое мастерство воспитателя
Чтобы успешно воспитывать педагог должен обладать профессиональным мастерством. Педагог - мастер затрачивает меньше времени для получения эффективных результатов, чем неопытный учитель. Эффективность воспитательной работы зависит от наличия у педагога следующих способностей. 1. Познавательные способности - наряду со специальными знаниями они обеспечивают овладение смежными, дополнительными знаниями, которые помогают воспитателю расширить свой кругозор. 2. Способность разъяснять - необходима педагогу в процессе убеждения, формирования сознания учащихся, особенно - при объяснении каких-либо сложных понятий или жизненных явлений. 3. Способность наблюдать - необходима воспитателю, чтобы изучить своих воспитанников, их внутренний мир, взаимоотношения в коллективе. 4. Речевые способности - посредством речи, с помощью мимики и жестов воспитатель может более точно и ярко, эмоционально выразить свои мысли, при этом культуру речи нельзя отделять от ораторского искусства - это взаимно дополняющие друг друга элементы педмастерства. 5. Организаторские способности - помогают педагогу управлять коллективом учащихся, направляя его деятельность на общественно полезные дела, вместе с этим организовывать и свою деятельность. 6. Способность создавать и повышать авторитет - позволяет педагогу укреплять своё ведущее место по отношению к учащимся, несмотря на достаточно близкие отношение с ними. Повышение авторитета невозможно только за счёт эмоционально волевых усилий, для этого педагог сам должен быть образцом нравственности, доброты, честности, порядочности, справедливости и т. д. 7. Актёрские способности - иначе называют артистизмом, они помогают педагогу найти наиболее оптимальный выход из сложных ситуаций, управлять собой, мысленно и визуально изображать себя в определённых ролях, обусловленных основными функциями педагога - воспитателя.
Все вышеназванные элементы помогают учителю успешно выполнять следующие функции воспитателя (классного руководителя). 1 - организация воспитания и самовоспитания на основе изучения воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей; 2 - реализация воспитательных целей и задач в процессе обучения; 3 - формирование и развитие ученического коллектива, воспитание через него личности каждого ученика; 4 - сотрудничество с другими педагогами, работающими в данном коллективе, 5 - сотрудничество с родителями учащихся, с общественностью;, 6 - планирование своей работы, её психолого-педагогический анализ, коррекция своей деятельности с учётом результатов анализа. Как видно, работа воспитателя очень сложна, поэтому педагог должен постоянно совершенствовать своё мастерство воспитателя. 7. Педагогическое мастерство руководителя учебно-воспитательного учреждения Глубокие изменения во всех сферах жизни общества, безусловно, затрагивают систему образования и воспитания в нашей стране, а также принципы руководства и управления системой со стороны государства. Эти принципы, в свою очередь, определяют сущность руководства педагогическим процессом в учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях и колледжах. Основу руководства этими учреждениями составляют принципы единства и преемственности, обеспечения выполнения госстандартов в образовании и нравственно-этических норм в воспитании и другие. Особенность педагогического руководства заключается не только в руководстве организационными делами, но и в обеспечении выполнения законов и принципов педагогической деятельности.
Понятие управление вместе с другими терминами, связанными с производством (научно-техническая революция, автоматика, деловые игры, программирование и др. ), входит в науку кибернетика. Постепенно это понятие всё чаще стало связываться с другими сферами деятельности человека, в частности - педагогической. Постоянно обновляющаяся программа начального образования требует создания психологических и педагогических условий для самостоятельного приобретения учащимися новых знаний, а это, в свою очередь, требует от каждого руководителя внедрения в педагогический процесс новых методов, средств и передовых технологий. Деятельность руководителя педагогического коллектива, естественно, влияет на стиль работы всех членов этого коллектива, на учебно-воспитательный процесс. Поэтому руководитель прежде всего должен быть мастером своего дела, то есть, учителем - мастером. Кроме того, коллектив непременно следит за руководителем: вовремя ли он приходит на работу, работает ли над собой, как одевается, насколько ответственен, как общается с разными людьми и т. п. Руководитель должен интересоваться личной жизнью своих педагогов, их проблемами. Он должен заботиться об условиях их труда, оказывать помощь, когда это необходимо. Деятельность руководителя включает в себя следующие направления: 1. Обеспечение материально - технической базы учебно-воспитательного процесса. 2. Обеспечение учреждения кадрами высоко квалифицированными специалистами. 3. Создание коллектива единомышленников и управление им. 4. Планирование работы коллектива, анализ и оценка её результатов на основе конкретных критериев. 5. Постоянная коррекция планов деятельности коллектива. Реализация этих направлений требует от руководителя наличия таких качеств личности, как доброта и отзывчивость, коллективизм и дисциплинированность, патриотизм и межнациональная терпимость, организованность и объективность, принципиальность и требовательность, деловитость и ответственность. Руководитель должен занимать в коллективе такое место, чтобы коллеги ценили и уважали его за знания, организаторские способности и человеческие качества, он должен быть другом и советчиком, а не только выше по положению человеком. Каждый руководитель должен знать и претворять в жизнь определённые принципы управления коллективом. Он должен быть лидером во всех отношениях то есть, всегда быть в курсе политических, экономических, культурных новостей, интересоваться новинками учебно-методической и психолого-педагогической литературы, стремиться к обновлению педагогического процесса. Только так он сможет достичь эффективных результатов в своей работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|