1вопрос. Роль педагогики в системе наук о человеке и образовании. Предмет и методы.
Стр 1 из 41Следующая ⇒ 1вопрос. Роль педагогики в системе наук о человеке и образовании. Предмет и методы. Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных и образовательных отношений. Предметом изучения же является сущность развития и формирования человеческой личности, разработка теории и методики обучения, воспитания и образования граждан. Методы: педагогическое наблюдение исследовательская беседа изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся педагогический эксперимент изучение и обобщение передового педагогического опыта социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок) методы математической статистики теоретический анализ педагогических идей и др. Многие проблемы педагогики имеют комплексный характер, поэтому их решение требует междисциплинарного подхода. На стыке образуются новые отрасли педагогики. Философия. Педагогическое знание долгое время являлось частью философии. Путь экспериментов и обобщения опыта не привел бы педагогику к статусу самостоятельной науки. Философские постулаты – это основа всех базовых педагогических теорий. Этика и эстетика. Помогают в нравственном и эстетическом воспитании, формировании научного мировоззрения. Психология. Без психологических знаний невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием. На стыке двух наук появилась педагогическая психология или психология образования. Физиология и гигиена. Чтобы влиять на развитие обучаемых, важно знать закономерности жизнедеятельности их организма в разном возрасте. Медицина => коррекционная педагогика, которая занимается проблемами обучения детей с отклонениями в развитии.
Антропология => педагогическая антропология – наука, объединяющая знания разных наук о человеке как развивающемся субъекте и объекте воспитания. Социология. Есть ряд общих вопросов. +социальная педагогика Экономика и демография. Стабильная экономическая ситуация в стране способствует развитию образованности общества. Политология. Политика в образовании – это всегда отражение идеологии в государстве. Культурология. Образование является частью культуры, а педагогика - элементом культуры. Математика и кибернетика. Чтобы повысить эффективность в решении своих задач, педагогика использует данные точных наук => программированное обучение. Педагогика связана со всеми без исключения науками, так как разрабатывает методики преподавания. Без нее невозможна передача опыта следующим поколениям, а значит, и само развитие научных дисциплин. 1. вопрос. Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура. Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище». Ребенок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.
Под природосообразностью Дистервег понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Он не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса, однако выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и данной страны, то есть с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие етской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|