(+ ДОП.) Образование как многоаспектный феномен.
(+ ДОП. ) Образование как многоаспектный феномен. Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Также: образование - специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий. Также: образование - процесс и результат развития, обучения и воспитания человека. Два аспекта образования: как общественное явление и как педагогический процесс. Как явление: с точки зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи соц. опыта последующим поколениям. В таком качестве, как общественное явление, образование становится объектом изучения науки об обществе -социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование - это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические же науки рассматривают целостную учебно-воспитательную, т. е. образовательную деятельность. Поскольку речь идет об образовательном процессе, получается что педагогический процесс выступает как смена состояний системы именно этой деятельности. В ней реализуются цели и задачи образования. Именно этот процесс в единстве воспитания, обучения и вообще всех составляющих его элементов специально изучает педагогика. За последние 10 лет в нашей стране произошли серьезнейшие изменения: Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое гос-во, в кот. на первом месте должен быть поставлен человек, обладающей значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Роль образования в этот период состоит: в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа; в укреплании демократического правового государства и развитии гражданского общества; в кадровом обеспечении рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хоз-во; в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Составляющие образования: развитие, обучение и воспитание. Цели образования: 1) развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 2) умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основных правовых норм), умение использовать возможные права системы гос-ва; 3) готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 4) толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы. 9. вопрос. Какие основные категории педагогики существуют и как трактуются их понятия? Выделяют основные 3 категории педагогики (обучение, воспитание и образование). Обучение – это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения и овладения человеком знаниями, навыками и умениями, необходимыми для повседневной жизни и профессиональной деятельности.
преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков. Воспитание – целенаправленная деятельность общества, государства, его учреждений и институтов, педагогов, всех граждан по формированию у человека определенных убеждений, взглядов, личностных качеств.
передает опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к самовоспитанию; помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; работает над собой; обучается способам общения и манерам поведения. Образование – а) процесс усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений. б) результат этого усвоения, выраженный в том или ином уровне развития интеллекта, теоретической или практической подготовки человека. Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Педагогическая деятельность (ПД) – это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, осознанно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целям. Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное воздействие педагогов, воспитателей, сориентированное на решение развивающих и образовательных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|