Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. вопрос. Какие методы, формы и средства применяются в воспитании?




17. вопрос. Какие методы, формы и средства применяются в воспитании?

Методы - Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий

Способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития личности воспитанников. (Рожков М. И., Байбородова Л. В. )

Система методов воспитательного воздействия:

Методы изучения объекта воспитания (Целенаправленное наблюдение; Биографический метод; Анализ практической деятельности; Тестовые методики; Познавательные беседы и др. )

методы непосредственного воздействия и опосредованного влияния

Методы преимущественного воздействия (влияния) на сознание и подсознание: убеждение; внушение; пример

Методы преимущественного формирования привычек поведения: упражнения; поручения; включение в различные виды деятельности

Методы преимущественно стимулирующего воздействия (влияния): поощрение; критика; принуждение; наказание

Методы организации воспитательных воздействий (влияний)

Планирование воспитательных воздействий;

Контроль деятельности и поведения;

Оценка действий и поступков

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

массовые формы (участие всего класса);

кружковая групповая;

индивидуальная.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организаций познавательно- развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся и т. п. ).

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как беседа на этические темы, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Средство воспитания - предмет среды или жизненная ситуация, преднамеренно включенная в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия.

К ним относятся:

знаковые символы;

материальные средства;

способы коммуникации;

мир жизнедеятельности воспитанника;

коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

технические средства;

культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

18. вопрос. Что изучает дидактика и какова сущность процесса обучения?

Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.

Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно. Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для жизни и будущей деятельности.

Подводя итог по вопросу о сущности процесса обучения, обобщим характерные его признаки в современном понимании:

Двусторонний характер.

Направленность на достижение конкретных целей (глобальной – всестороннее и гармоничное развитие личности, дидактической – усвоение учебного материала, системы знаний, умений и навыков).

Совместная активная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество в процессе обучения).

Наличие педагогического руководства (учитель направляет, организовывает учебно- познавательную деятельность школьников, в этом смысле можно говорить о приоритетности роли учителя в процессе обучения).

Обучение возможно только при условии взаимосвязи преподавания и учения (несмотря на то, что в предыдущем положении подчеркивается роль учителя в процессе обучения). В связи с этим важной характеристикой современного процесса обучения является единство и паритетность преподавания и учения.

Движущей силой учения является борьба противоречий. Эти противоречия проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему следует (хочется) знать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует в процессе учения, и тем, как ему надо действовать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...