12. вопрос. Назовите и охарактеризуйте компоненты целостного педагогического процесса.
12. вопрос. Назовите и охарактеризуйте компоненты целостного педагогического процесса. Это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, обучающих и обучаемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств последних. Педагогический процесс — это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Функции педагогического процесса: 1) образовательная; 2) воспитательная; 3) развития Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Условия функционирования ПП Внешние: природно-географические, общественные, производственные, культурные и др. Внутренние: материально-технические, санитарно-гигиенические, морально- психологические, эстетические и др. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Традиционное общество и консервативная педагогика Индустриальное общество и рационалистическая п. В обществе развивается научная педагогика, возникают системы массового образования, характер которого прагматизируется и утилитаризируется; семья начинает утрачивать традиционно присущие ей воспитательные функции; консервативные педагогические установки приходят во все большее противоречие с нарастающей динамикой социальной жизни. Постииндустриальное общество и гуманистическая п. Ориентируясь на исключительно высокий уровень образования, общество стремится придать ему личностно ориентированный характер, обеспечить максимальное развитие человеческой субъективности.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЪЕКТИВНОСТЬ, НЕПРЕРЫВНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, конечной целью которой является присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Главное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций: информационной, воспитательной, развивающей, аксиологической, социально адаптационной. Цельная, гармоничная личность, в которой заинтересовано современное общество, может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов. Многие ученые видят целостность педагогического процесса в единстве обучения и воспитания. В этом традиционном направлении, берущем начало с «Великой дидактики» Я. А. Коменского, самой распространенной является точка зрения, сводящая целостный педагогический процесс к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитательных функций. Целостный педагогический процесс есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. Противоречия являются движущей силой, источником функционирования и развития педагогического процесса. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. Слишком завышенные или заниженные требования не станут источником движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. В последние годы в связи с гуманизацией и демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса. Это несоответствие между активнодеятельной природой ребенка и социально педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностью учебновоспитательного процесса. Основные компоненты целостности педагогического процесса: содержательно целевой, организационно процессуальный и операционнотехнологический. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Сущность педагогического процесса Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса. В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов компонентов: - процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы; - процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия; - процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений; - процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога. Эти процессы отражают и предметные отношения, и собственно педагогические, и взаимные, а следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности. Операционнотехнологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, есть педагогическая задача.
Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени, она должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса можно считать только оперативные задачи, выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|