14. вопрос. Какова характеристика педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе?
14. вопрос. Какова характеристика педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе? Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов. При взаимодействии педагога и воспитанника они оба являются субъектами, их взаимоотношения приобретают субъект- субъектный характер. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие " педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.
15. вопрос. Сущность воспитания как социального и педагогического явления В буквальном смысле - вскармливание, питание ребенка. Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим (= социализация). Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Результат: формирование определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Всегда носит конкретно-исторический характер (!!! ) Воспитание как педагогическое явление – целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанников. Признаки: целенаправленность, гуманистическая направленность (важны отношения между воспитателем и воспитанником), многофакторность, длительность, непрерывность. 16. вопрос. Каковы основные направления (виды) воспитания и как они характеризуются? Термин «воспитание» ввел Бецкой И. И. в середине 18 века. По его мнению, задача воспитания «вкоренять добродеятель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности». Воспитание – 1)вся совокупность повседневных влияний на человека (говорят, что воспитывает улица, природа и т. д. ) 2) специально организованный и сознательно осуществляемый процесс по обучению, воспитанию и развитию человека, при этом учитываются бытовые, экономические, социальные и другие условия. 3) воспитательная работа, специфическая деятельность по формированию социальных и духовных отношений человека: правовых, эстетических, нравственных и других. в данном значении равнозначно обучению, образованию.
Основные направления (виды) воспитания: Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т. е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению. Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний; формирование научного мировоззрения; развитие умственных сил, способностей и дарований; развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки. Нравственное воспитание формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок. Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|