Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19. вопрос. Что такое «дидактические закономерности» и какие группы закономерностей процесса обучения существуют?




19. вопрос. Что такое «дидактические закономерности» и какие группы закономерностей процесса обучения существуют?

Своим происхождением термин " дидактика" обязан древней Греции. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения. Как " универсальное искусство обучения всех всему" трактовал дидактику и Я. А. Коменский, опубликовавший в 1657 году свою знаменитую работу " Великая дидактика". В начале XIX в.

И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика – теоретическая и вместе с тем прикладная наука, изучающая реальные процессы обучения. Полученные в результате дидактических исследований знания позволяют приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять методы и средства, создавать новые образовательные технологии.

Как теория образования и обучения, дидактика имеет свои понятия. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда определение сводится к следующему: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Дидактические закономерности

Результаты обучения прямо пропорциональны его продолжительности

Продуктивность усваивания данного объема знаний обратно пропорциональна объему изучаемого материала

Результаты обучения прямо пропорциональны осознанию целей обучения учениками

Результаты обучения прямо пропорциональны значимости изучаемого материала

Результаты обучения связаны со способами включения в учебную деятельность учеников

Продуктивность усвоения зависит от созданной учителем учебной ситуации

Результаты обучения зависят от средств и методов

Результаты обучения зависят от способа разделения учебного материала на части, подлежащие усвоению

Результаты обучения зависят от квалификации преподавателя

Обучение при помощи «делания» в 7 раз эффективнее, чем обучение при помощи «слушания»

Гносеологические закономерности (гносеология - наука о познании; гнозис - познание)

Результаты обучения прямо пропорциональны умению учиться

Продуктивность обучения прямо пропорциональна объему познавательной деятельности

Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений

Умственное развитие учеников прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И. Я. Лернер).

Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения домашних заданий

Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна потребности учиться

Продуктивность творческого мышления улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а вербальное запоминание лучше, если даются уменьшенные порции материала

Психологические закономерности

Продуктивность обучения прямо пропорциональна: интересу к учебе; учебным возможностям учеников; количеству тренировочных упражнений; интенсивноси упражнений; уровню познавательной активности; стойкости внимания

Продуктивность обучения зависит от уровня, интенсивности и особенностей мышления учащихся, их памяти

Обученность прямо пропорциональна обучаемости

Продуктивность обучению прямо пропорциональна работоспособности учеников

В подростковом возрасте успеваемость хуже, чем в 6-10 и в 16-17 лет

Кибернетические закономерности

Эффективность обучения прямо пропорциональна объему и частоте обратной связи

Качество знаний зависит от контроля

Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом

Эффективность управления зависит от качества управляющей информации, возможностей учащихся

Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, - опережают в мозгу саму деятельность (П. К. Анохин)

Социологические закономерности

Развитие индивида связано с развитием других индивидов, с которыми он в контакте - в прямом или непрямом общении

Продуктивность обучения зависит от объема познавательных контактов

Эффективность обучения связана с уровнем «интеллектуальности cpeды»

Эффективность обучения повышается при конкуренции в соревновании

Престиж ученика зависит от следующих причин:

позиции, роли, успехов и достижений, личных качеств

Эффективность обучения зависит от качества общения педагога с учащимися

Дидактогения (грубость учителя) снижает эффективность обучения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...