22. вопрос. Охарактеризуйте методы обучения.
22. вопрос. Охарактеризуйте методы обучения. Метод обучения (от греч. «methodos» - способ, путь продвижения к истине) – это упорядоченный способ совместной деятельности педагога и учеников по достижению учебных целей и задач. Основные части метода: -объективная: сюда включены незыблемые положения – законы, закономерности, принципы, правила, цели, содержания, формы) -субъективная: это личность педагога, особенности учеников, условия протекания педагогического процесса. Эволюция методов обучения: В древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, которые доминировали в средние века. В эпоху Великих Географических открытий и изобретений доминируют методы наглядного обучения. На рубеже 19-20 веков интерес вызывала концепция «учение через деятельность», используются практические методы обучения. Классификация методов обучения (традиционная): Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.; источник – устное или печатное письмо) Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.; источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) Практические методы (опыты, упражнения, учебная практика и др.; источник – лабораторные работы, сочинения, эссе, практические работы) Выбор метода обучения зависит от: закономерностей и принципов обучения содержания учебного предмета целей и задач обучения особенностей изучаемого предмета целей, задач и содержания материала конкретного урока времени, отведенного на изучение того или иного материала возрастных особенностей учащихся
уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности, развития) материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств возможностей и особенностей учителя Таким образом , ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения. Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: Обучающую. Развивающую. Воспитывающую. Мотивационную. Контрольно-коррекционную. Реализация методов обучения. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, которые называются методическими приемами. Приемы состоят из наиболее рациональных действий. 23. вопрос. Покажите особенности использования методов обучения в ходе преподавания иностранных языков. В истории методики обучения иностранным языкам понятие «метод» всегда рассматривалось в качестве стержневой, базисной категорий. При характеристике понятия «метод» надо исходить прежде всего из того, что в педагогике и методике обучения иностранным языкам определения метода могут в некоторых отношениях не совпадать. В дидактике методы обычно трактуются как способы работы учителя с учениками. В связи с этим их названия чаще всего предлагаются в такой форме: устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с учебником (или книгой вообще), выполнение лабораторных работ, упражнений, творческих заданий и т. д. В обучении же иностранному языку, как предмету весьма специфическому, объектом обучения является формирование практических умений и речевых навыков, в то время как овладению языковыми понятиями отводится весьма скромное место, так как они в учебном процессе играют подчиненную роль.
Наиболее часто практикуемыми методами в процессе обучения иностранному языку в школе следует считать: 1) демонстрацию, 2) объяснение 3) упражнения. Демонстрация может найти выражение в показе функционирования устной или письменной иноязычной речи, а также в использовании вербальных наглядных пособий, т. е. пособий (таблиц, картин, диа- и эпикадров) с текстом на иностранном языке; объяснение может осуществляться в различных формах как в отношении рабочего языка (родной или иностранный), так и в отношении времени и места предъявления (до тренировочной работы, в ходе упражнений и т. д. ). Наконец, упражнение может иметь очень большой диапазон использования, что может быть направлено и на сферу овладения языковым материалом, точнее, аспектами системы иностранного языка, и на сферу формирования умений и навыков в разных видах речевой деятельности — при аудировании, говорении, чтении и письме. В обучении иностранным языкам в школе именно демонстрация, а не показ, приобретает особое значение. Практическое овладение иностранным языком, превращение его в конечном счете в средство общения, пусть даже ограниченного возможностями школьной программы, ставит метод демонстрации в число наиболее значимых. Эта значимость подчеркивается непреложным фактом отсутствия естественного' иноязычного окружения. В таких условиях учитель, стремясь к успешному решению учебных задач, определяемых программой, Должен так строить обучение иностранному языку, чтобы как можно чаще демонстрировать учащимся речевую технологию, во всех необходимых случаях наглядно показывать функционирование устной и письменной иноязычной речи. Следовательно, на всех стадиях обучения метод демонстрации иностранной речи должен превалировать, вытесняя разговоры об иностранном языке, что поможет в разумной мере устранить двуязычные упражнения. Объяснение как метод в современном обучении иностранным языкам занимает довольно скромное место, хотя его значение никто не оспаривает. При целевой установке — обучить практическому владению иностранным языком — объяснению чаще всего уделяется внимание на этапе овладения языковым материалом. В результате объяснения учащиеся лучше осознают формальную и семантическую стороны изучаемого явления, что в конечном счете обеспечивает более успешное применение ранее осознанного в самой речевой деятельности на иностранном языке. Из этого можно сделать вывод, -что объяснение имеет вспомогательное значение и чаще всего применяется тогда, когда учащимся очень трудно осознать сущность изучаемых языковых явлений даже при выполнении многочисленных беспереводных упражнений. Объяснения тре- буются в первую очередь в тех случаях, когда изучаемое Деление (изучаемая структура или модель) не имеет никакой аналогии в родном языке.
Объяснение не следует смешивать с пояснениями, комментариями, которые могут довольно широко использоваться учителем в ходе учебных тренировок (как в устной речи, так и в чтении). Пояснения способствуют внесению Ясности в изучаемое и облегчению процесса формирования умений и навыков, и в то же время исключают излишнее теоретизирование на уроках иностранного языка. Последний из упомянутых методов — упражнение — играет доминирующую роль в учебно- воспитательном процессе. По сути дела, все методы и приемы, используемые учителем, должны быть в конце концов материализованы в упражнении, в практике пользования иностранным языком как средством общения. Какого бы типа урок мы ни взяли, какому бы виду речевой деятельности ни обучали, главной составной частью структуры любого урока остается упражнение в широком понимании этого термина. Отсутствие большого числа упражнений, недостаток доланого учебного напряжения при выполнении непрерывно следующих друг за другом упражнений делают урок иностранного языка в высшей мере неэффективным, притупляют интерес учеников к этому учебному предмету. Напротив, превалирование различных активных упражнений на уроке создает все необходимые условия для непрерывной практики в иноязычной деятельности учеников. Сказанное свидетельствует о том, что упражнение как метод обучения должно пронизывать все звенья и все стадии обучения иностранному языку в школе.
Выбор того или иного метода в качестве доминирующего для конкретных условий, разумное комбинирование различных методов зависят от целого ряда объективных и субъективных факторов. К объективным фактором относятся: 1) цель обучения, что разумеется, обусловливает достижение тех или иных умений, формирования тех или иных навыков, которые находились бы в соответствии с поставленной задачей; 2) состав учащихся (однородный или неоднородный по возрасту, по предшествующему иноязычному опыту, по выраженным учебным интересам и т. п. ); 3) лингвистические корреляции между изучаемым иностранным и родным языком учащихся, т. е. большее или меньшее родство родного и инострав- ного языков; 4) учебный план курса иностранного языка (количество отведенных часов, их недельное распределение, их концентрации на той или иной стадии обучения); 5) наличие материальной базы учебного процесса, в том числе и вспомогательных средств обучения. К субъективным факторам относится то, что характеризует, с одной стороны, учителя как неповторимую индивидуальность и как личность вообще, а с другой — все то, что характеризует учащихся в плане их индивидуальных различий. Говоря об учителе, можно, во- первых, отметить его приверженность к тому или иному методическому направлению, к определенной методической концепции, во-вторых, следует учитывать личностные характеристики учителя. Что же касается учеников, то здесь нужно иметь в виду их типологические психологические особенности, знание которых учителем, разумеется, влияет на выбор того или иного метода, того или иного приема. Таким образом, выбирая тот или иной метод (способ), ту или иную модель учебного процесса вообще, учитель не может не учитывать наличия объективных и субъективных факторов, серьезно влияющих на эффективность обучения иностранному языку в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|