Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XII. XIII. Подробнее о Декалоге




Сегодня многие христианские конфессии считают, что Декалог устарел, поэтому с позволения Бога был немного «подкорректирован» церковью. Я надеюсь, вы убедились, что Новый Завет не учит отмене всех заповедей Ветхого Завета. Тем более неприкосновенным является Декалог. Чтобы утвердиться в этом, давайте еще немного уделим ему внимание.

Вспомним, что 10 заповедей были даны людям на двух каменных скрижалях. Внимание: ни на одной, ни на трех и т. д., а именно на двух. Поэто­му принято считать, что заповеди на них были разделены следующим образом:

На первой скрижали в первых четырех заповедях были отражены отношения человека и Бога (Исх. 20:1-11):

1. Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покло­няйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Гос­подь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней рабо­тай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, кото­рый в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

На второй скрижали заповеди с пятой по десятую были призваны регулировать отношения между людьми (Исх. 20:12-17):

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Несложно заметить, что первая из двух особо отмеченных Иису­сом заповедей Ветхого Завета «Возлюби Господа Бога твоего» созвучна учению первой скрижали. Подумайте, ведь нельзя по-настоящему лю­бить Бога и при этом иметь других богов (1-я заповедь), создавать идолов, изображения, поклоняться и служить им (2-я заповедь), упоминать имя Бога напрасно (3-я заповедь) и не уделять Творцу время (4-я заповедь). Действительно, Бог посредством конкретных заповедей объяснил верую­щим, как и в чем должна выражаться любовь к Нему людей.

Задумайтесь, если бы не было закона, то каждый человек мог проявлять свои чувства к Творцу так, как ему кажется правильным, но не так, как это угодно Создателю. Вспомним, что Господь сравнивал Себя и Свой народ с супружеской четой, где Он — муж, а Израильтяне в Ветхом Завете, церковь в Новом — жена (см. Ис. 54:5, Иер. 3:1, Ос. 1:2, Еф. 5:25, Откр. 12:1,6, Откр. 19:7). Теперь представьте, что жена будет относиться к мужу так, как нравится ей самой, не интересуясь чувства­ми и желаниями своей второй половины. Будет ли крепким и счастливым такой брак? Конечно, нет. Что мы и видим на примере Израильтян, зная, как они неоднократно отходили от Божьих заповедей. Именно поэтому Творец включил соответствующие наставления в Конституцию Своего закона — в Декалог, показав верующим, как важно правильно проявлять свою любовь и уважение к Нему — супругу Своего избранного народа.

А заповедь Писания, названная Христом второй по важности «Люби ближнего твоего.», близка по духу ко второй скрижали, так как учит взаимоотношениям между людьми. Посмотрите, что ответил Иисус молодому человеку на вопрос: «Что мне делать, чтобы наследо­вать жизнь вечную?»:

«Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Мк. 10:17-19, см. также Мф. 19:17-19, Лк. 18:18-20).

Мы здесь видим неполный перечень условий наследования вечной жизни, так как среди названных нет многих важных заповедей, в том числе самой главной: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мк. 12:30, см. также Втор. 6:5, Мф. 22:37). Очевидно, что Христос не ставил цели этим наставлением дать исчерпывающий список спасительных заповедей, а хотел указать на необходимость соблюдения всего Божьего закона. По­смотрите, говоря об условиях наследования вечной жизни, Иисус здесь процитировал пять заповедей Декалога (Исх. 20:12-16) и другие заповеди закона Моисея: в Евангелие от Марка — «Не обижай» (Мк. 10:19 — в ВЗ Лев. 25:17), в Евангелие от Матфея — «Люби ближнего» (Мф. 19:19 — в ВЗ Лев. 19:18). При этом перечисление Иисус начал именно с запове­дей Декалога. Данный урок Христа наглядно подтверждает отсутствие у Него желания заменить все заповеди Ветхого Завета, включая Декалог, одной или двумя «обобщающими» заповедями. Если бы Христос имел такую цель, Он так бы и сказал. Однако, как мы уже отмечали, Иисус постоянно цитировал заповеди ветхозаветного Писания, в том числе 10 заповедей, и призывал людей их соблюдать.

После Христа апостолы продолжали возвещать Декалог. Павел с почтением рассуждал о 5-й заповеди: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:2,3).

Отмечал Павел и связь между второй скрижалью Декалога и за­поведью, которую Иисус назвал второй по важности в законе Моисея: «Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетель­ствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9).

В предыдущих главах мы увидели, что многие заповеди Ветхого Завета были исполнены Христом. Однако заповеди Декалога остались в числе действующих. Более того, 10 заповедей являются неизменным за­коном Божьим. В главе «Божий закон» мы уже отметили, что по отношению к Декалогу Господь в Своем Слове употребляет только содержательные эпитеты: откровение, завет, свидетельство. Также мы сравнивали Декалог с установлена из которых мы рассмотрим сейчас, а некоторые — в последующих главах этой книги.

Сам Бог особо выделил Декалог из закона Моисея, показав тем самым его непреложность. Иначе зачем Он это сделал? Только Декалог был написан Лично Богом (см. Исх. 32:16, Втор. 5:22), только Декалог был не на свитках, а на камне — вечном носителе информации, причем изготовлен был дважды (см. Исх. 34:1, Втор. 10:1,2,4), только Декалог постоянно был в ковчеге (см. 3 Цар. 8:9, 2 Пар. 5:10, Евр. 9:4), над которым являлся Господь (см. Исх. 25:22, Исх. 30:6, Лев. 16:2, Числ. 7:89). Напомним, что закон Моисея, записанный на свитках, лежал рядом с ковчегом (см. Втор. 31:26).

К вопросу о важности 10 заповедей можно подойти и с другой стороны. Подробно о понятии «святость» мы будем рассуждать позже, а пока давайте проанализируем текст Библии на предмет святости Декало­га. Согласно Священному Писанию, на Земле был только один святой город Иерусалим (см. Неем. 11:1), в нем была одна святая гора Сион (см. Пс. 2:6, Ис. 10:32), на этой горе стоял один-единственный на Земле святой храм Бога Израилева (см. Пс. 5:8), в этом храме было святое отделение (см. Евр. 9:2), в нем другое отделение — святая святых (см. Евр. 9:3), а в этом святая святых стоял святой ковчег завета (см. 3 Цар. 8:6, 2 Пар. 35:3). Рядом с ковчегом лежал свиток закона Моисея (см. Втор. 31:26). А чем ценен был ковчег завета? Конечно, для Бога был важен не сам ларец и не камни, лежащие в нем, а записанные на них 10 заповедей. Таким образом, согласно Священному Писанию, центром всего святого на Земле являлся Божий закон, а его «эпицентром» — Декалог!

Земной храм и связанные со служением в нем заповеди закона Моисея прекратили свое существование, исполнившись в Иисусе. А действующие заповеди закона Божьего остались святыми и по сей день. И конечно, в первую очередь, Декалог. Вспомним, как апостол Павел отзывался о заповедях Божьих:

«Закон свят, и заповедь свята» (Рим. 7:12).

Христиане, умаляющие важность Декалога, часто ссылаются на слова апостола Павла из 3 главы Второго послания к Коринфянам (см. ниже 2 Кор. 3:7), где он говорит о каменных скрижалях как о смертонос­ных буквах. В главах «Грех и закон», «Закон, вложенный в сердце. Благодать» мы с вами уже рассуждали о взаимосвязи заповедей и греха. Действительно, закон Моисея «осуждал» человека «на смерть» по запо­веди «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4, см. также Быт. 3:17,19, Евр. 9:22, Рим. 6:23, Иак. 1:15). А благодать прощения теперь оправды­вает грешника посредством вменения ему праведности Христа (см. 1 Пет. 3:18, 2 Кор. 5:21, Флп. 3:9, Рим. 3:21,22, Рим. 5:17, Рим. 10:4, а также главу «Оправдание верой. Вера и дела»). Конечно, и в послании к Ко­ринфянам о смертоносности букв Декалога говорится в том же их значении.

Если внимательно прочитать это послание Павла целиком, то бу­дет ясно, что апостол здесь не говорит об упразднении Декалога. Он поясняет, что, в отличие от прежних времен, отныне не столь письмена, но сами христиане должны являться живым письмом Господа, при­мером для других людей: «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете со­бою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:2,3).

Выше мы уже с вами говорили о законе Божьем, который должен быть записан в сердце, и о новом духе христианина. То есть здесь Павел повторяет те же мысли, придавая им иную форму и сопровождая новыми примерами. Апостол сравнивает иудейское духовенство — служителей «буквы», с христианами — служителями «духа» (см. 2 Кор. 3:6), противо­поставляя систему многочисленных правил сердцу, всегда открытому водительству Духа Божьего. Поэтому Павел говорит:

«Если же служение смертоносным буквам, начертанное на кам­нях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» (2 Кор. 3:7,8).

«Служение смертоносным буквам» здесь относится не только к Де­калогу, так как чуть выше Павел упоминает чернила (см. выше 2 Кор. 3:3), которыми писались свитки закона. Речь идет в целом о законе Моисея, который указывал на «убивающий» грех, в сравнении его с открывшейся через Христа Божьей благодатью, которая может оправ­дать грешника и очистить его от всякой неправды (см. 1 Ин. 1:9). Завет, заключенный на горе Синай, апостол называет славным (см. выше 2 Кор. 3:7), при том что Новый Завет, основанный на Иисусе, более славен (см. выше 2 Кор. 3:8), чем прежний. Далее Павел еще раз акцен­тирует на этом внимание:

«Преходящее славно, тем более славно пребывающее» (2 Кор. 3:11).

Однако далеко не все принимали дух Нового Завета. Многие иудеи закрывали свои сердца, что, рассуждая далее, Павел сравнил с покрыва­лом Моисея (см. 2 Кор. 3:13-16). Тогда у горы Синай, после того как Моисей пересказывал сынам Израилевым слова Господа и лицо его светилось, он накрывал покрывалом голову, чтобы люди не видели уга­сание Славы Бога (см. Исх. 34:30-35). Так и теперь, с приходом Христа иудеи не хотели избавиться от подобного покрывала со своего сердца, которое не давало им увидеть угасание славы Ветхого Завета. Только с сердец тех, кто видел исполнение закона в Иисусе, снималось это по­крывало.

Посмотрите, в послании к Евреям подробно описано, что Иисус в виде жертвы и одновременно Первосвященника вошел в истинный не­бесный храм, по образу которого была сделана земная скиния:

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо... Он... явился для уничтоже­ния греха жертвою Своею» (Евр. 9:24,26).

«Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1,2, см. также Мк. 16:19, Мф. 26:64, Лк. 22:69, Деян. 7:55, 1 Пет. 3:22, Рим. 8:34, Еф. 1:20, Кол. 3:1, Евр. 1:3, Евр. 10:12, Зах. 6:12,13, Откр. 3:21).

То есть земная скиния была лишь образом истинного небесного святилища. Устройство скинии было показано Моисею Богом на горе Синай: «Поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» (Исх. 26:30, см. также Исх. 25:9,40, 1 Пар. 28:19).

Истинный небесный храм описывается в книге «Откровение», рас­сказывающей о конце истории современной Земли. Иоанн видел в этом храме Иисуса и предметы, которым соответствовала утварь земного свя­тилища: «семь золотых светильников» (Откр. 1:12 — Исх. 37:23), «золотой жертвенник» (Откр. 8:3 — Исх. 40:5) и «ковчег завета». «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр. 11:19 — Исх. 25:10,21).

В земном ковчеге, как нам известно, лежали скрижали с 10-ю заповедями. Значит, они должны быть и в небесном храме. Ведь если земной храм являлся образом небесного, как мы видим, вместе с утва­рью, то и содержание ковчега на небе и Земле должно быть сходным между собой. Если учесть неизменность Бога и Его закона (см. главу «Бог неизменен»), а также то, что чуть далее в Откровении возвещается важность соблюдения заповедей Божьих (см. ниже Откр. 12:17, а также Откр. 14:12), то можно утверждать: в небесном храме, куда вошел Хрис­тос, находятся те же самые 10 заповедей, которым многие сегодня уделяют недостаточно внимания, соблюдая их выборочно либо с поправками. Иначе, если Декалог уже не важен, то что делает ковчег в небесном храме, зачем является людям на закате жизни современной Земли и почему в книге «Откровение» возвещается необходимость для христиан соблюдения заповедей Божьих?

Апостолом Иоанном было предсказано, что непосредственно перед Вторым Пришествием Христа, знаменующим собой начало суда над человечеством, сатана будет вести брань «с сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17, см. также Откр. 14:12). В этих текстах видно, что будет два отличительных признака врагов сатаны:

1) соблюдение заповедей Божьих,

2) наличие свидетельства Иисуса.

Здесь четко обозначены вместе два самостоятельных понятия: за­поведи Бога Отца, конечно, включающие в себя Декалог, и вера в Его Сына Иисуса Христа.

В заключение же книги «Откровение», на последней странице Биб­лии, Господь вновь возвещает о заповедях, связывая их соблюдение с наследованием вечной жизни:

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (Небесный Иерусалим. — Прим. авт.) воротами» (Откр. 22:14).

XII.XIV. ЗАВЕЩАНИЕ И ЗАВЕЩАТЕЛЬ
Задумайтесь, чем отличается человек XXI века от современников Иисуса? Практически ничем. Люди остались такими же, как и ранее. Те же тело и мозг, радости и чаяния, вера и сомнения, любовь и ненависть... И никак лишняя образованность и информированность — плоды цивилизации — не повлияли в лучшую сторону на наши человеческие качества, а скорее даже наоборот. Также ничем существенно не отлича­ются христиане от представителей других вероисповеданий. Более того, сравнение христиан с нехристианами бывает не в пользу первых. Зачас­тую те, кто с гордостью носит крестик, курят, выпивают, сквернословят, являются далеко не примерными сыновьями и дочерьми, матерями и отцами, женами и мужьями...

Почему все это произошло? Почему мы не видим в характерах большинства современных христиан плодов духа, которые должны укра­шать истинных последователей Иисуса (см. Гал. 5:22,23, Кол. 3:12, Иак. 3:17, 1 Петр. 3:7-11, 1 Тим. 6:11, Тит. 3:2, главу «Закон, вложенный в сердце. Благодать»)? Ответ прост. Со временем церковь, став «государ­ственной», отошла от чистоты учения Христа и, соответственно, меньше стала нести людям истинное Евангелие и Дух Святой, которые, преобра­жая христиан в первые столетия нашей эры, буквально «перевернули» весь цивилизованный тогда мир.

Конечно, дорогой читатель, вы можете возразить: «Это невозмож­но. Господь не мог допустить отступничество целой церкви!». Но и на это возражение ответ несложен. Наш Бог — не Бог рабов. Он не земной царь, силой добивающийся от людей исполнения его воли. Человек по отношению к Творцу не робот и не раб. Люди всегда были свободны. И такими они созданы изначально. Вспомните свободу выбора Адама и Евы. В рамках заключенного с ними завета (договора) (см. Ос. 6:7) Бог им дал только один наказ: «Не есть от дерева познания добра и зла» (см. Быт. 2:17). Но эту заповедь они нарушили осознанно, тем самым сделав свой выбор. Ошибались и Авраам, и Иаков, и Моисей. Как мы уже говорили, после заключения завета с Господом на горе Синай иудеи, включая священство и царей, неоднократно и далеко отходили от Него и Его закона. Священное Писание прямо возвещает: «Бог попустил всем народам ходить своими путями» (см. Деян. 14:16). Поэтому Бог не запрещал и не станет запрещать людям что-либо делать, если это не противоречит Его планам. В том числе отходить от Его учения.

Напомню, что в главе «Обманчивость времен» мы уже пришли к выводу, что церкви могут ошибаться. А в главах «Символ веры» и «Биб­лия самодостаточна» нами было дано краткое, но принципиальное определение истинной церкви — это собрание верующих, соблюдающих Слово Господа (см. 1 Тим. 3:15, Ин. 17:17). А теперь давайте попробуем разобраться, где заканчивается учение Господа и начинается Богу не­угодное вмешательство в него людей.

После потопа Творец заключает с человечеством два завета (см. Евр. 9:1-15, Гал. 4:21-31). Первый — с народом израильским на горе Синай: «И взял (Моисей. — Прим. авт.) книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем по­слушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:7,8). Второй завет был поставлен на жертвенной Крови Христа: «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28, см. также Мк 14:24, Лк. 22:20). К первому завету относятся и заветы с Авраамом, Исааком, Иаковом — это были обетова­ния, которые Бог впоследствии исполнил — ввел их наследников в землю Ханаанскую.

Как мы уже видели выше, первый завет содержал обряды жертвопри­ношения в святилище: «Первый завет имел постановление о Богослу­жении и святилище земное» (Евр. 9:1).

Второму же завету соответствует небесная скиния со священни­ком Иисусом: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового ус­троения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление... и потому Он есть ходатай нового завета» (Евр. 9:11,12,15).

Теперь внимание! Далее в этом послании апостол сравнивает завет с завещанием: «Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последова­ла смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов... и окропил как самую книгу, так и весь народ» (Евр. 9:16-19).

С первым заветом-завещанием все понятно — это письменный закон Моисея, скрепленный кровью тельцов. А что такое Новый Завет-завещание, основанный на крови Иисуса? Безусловно, это наставления, которые нам оставил Христос. Давайте посмотрим, что говорит об этом Евангелие. Иисус завещал:

1. Веровать в Него как в Господа и спасителя мира:

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруй­те» (Ин. 14:1).

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).

2. Исполнять волю Бога Отца, то есть Божии заповеди:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Цар­ство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21, см. также Мф. 12:50, Мф. 19:17-19, Лк. 11:28, Лк. 16:31).

«Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:18,19).

3. Следовать Его учению:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

«Сказал Иисус к уверовавшим в Него..: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31).

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).

«Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12:26).

4. При помощи Духа Святого нести Его учение всем людям: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19,20).

«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8, см. также Деян. 2:4, Ин. 14:26).

5. Не отменять Божьи заповеди и не заменять их человеческими преданиями:

«Зачем... вы преступаете заповедь Божию ради предания ваше­го?» (Мф. 15:3).

«Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюс­ти свое предание?» (Мк. 7:9, см. также Мк. 7:13).

«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9, см. также Мк. 7:7).

Теперь давайте посмотрим, чему, в свою очередь, учили апостолы, вещавшие во исполнение воли Иисуса, под водительством Духа Святого:

1. Следовать учению Христа. То есть исполнять завещание Иису­са относительно Его учения и заповедей Бога Отца:

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4).

«Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (2 Ин. 1:9).

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

2. Поступать так, как поступал Иисус. То есть сделать Христа живым примером в своей жизни:

«Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).

3. Следовать их учению. Апостолы себя ставили в пример первым христианам, конечно, лишь после Иисуса, чтобы во всем подражать Господу:

«Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами» (Флп. 4:9, см. также Флп. 3:17, Евр. 13:7).

4. Ничего не добавлять в учение. Апостолы были очень категорич­ны в отношении любых новаций, привносимых в учение Господа, которое они несли людям:

«Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете испол­нять то, что мы вам повелеваем. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступаю­щего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3:4,6).

«Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).

«Это, братия, приложил я... чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).

«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим. 1:13).

«Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20: 31).

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр. 13:9).

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1,2).

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8,9, см. также Тит. 2:7,8, Откр. 2:25,26, Откр. 22:18,19).

Если вспомнить, что мы с вами сейчас рассуждаем о завещании, то в содержании пункта 4 нет ничего странного. Любой человек знает,

что к завещанию после смерти завещателя ничего прибавлять нельзя. Тем более к завещанию Христа! На данном аспекте Павел акцентирует внимание христиан:

«Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему» (Гал. 3:15).

В главе «Бог неизменен» мы уже говорили о незыблемости Божьего закона и приводили массу цитат из Библии на эту тему. В главе «Преда­ния» мы рассуждали о том, как Иисус обличал духовных учителей своего времени за то, что те вносили дополнения и изменения в Божий закон. Поэтому неудивительно, что апостолы, зная, от имени Кого они веща­ют, так резко высказывались о тех, кто будет каким-либо образом корректировать их учение, то есть завещание, полученное от Христа.

Давайте подведем итог: учение Иисуса, проповеданное через апос­толов, является неизменным завещанием нам, христианам. Нужно внимательно прочитать Новый Завет и найти все наставления Христа и Его учеников — это и будет истинным Новым Заветом — завещанием, в которое нельзя вносить изменения и дополнения. Отменяли ли они Дека­лог? Нет, как мы видели, они его цитировали. Принижали ли они Ветхий Завет? Нет. Они постоянно апеллировали к нему. Почитали ли они ико­ны? Нет. Учили они крестному знамению двумя пальцами, тремя или ладошкой? Нет. И так далее. Обо всем этом и многом другом мы поговорим в следующих главах.

Но перед тем как двигаться дальше, давайте еще раз вспомним о сделанных ранее выводах:

* Бог через Свое Слово говорил, что Он и Его закон неизменны (см. Мал. 3:6, Числ. 23:19, Ис. 40:8, Ис. 41:4, Ис. 43:13, Ис. 46:4, Ис. 48:12, Ис. 52:6, Евр. 13:8, 1 Пет. 1:25, Пс. 88:34,35, Пс. 110:7,8, Пс. 118:152, Иак. 1:17).

* Иисус говорил, что пришел не изменить закон, но исполнить (см. Мф. 5:17).

* Иисус призывал людей к исполнению заповедей ветхозаветного Писания в целом и Декалога в частности (см. Мф. 5:18,19, Мф. 19:17­19, Мк. 10:17-19).

* Иисус возвещал, что ни одно слово из ветхозаветного Писания не пропадет, пока не исполнится (см. Мф. 5:18, Ин. 10:35, Лк. 16:17, Ис. 34:16, Ис. 55:11, Евр. 7:18).

* Иисус исполнил церемониальную, обрядовую часть закона Мо­исея (см. Рим. 3:24,25, Ин. 1:29, Еф. 5:2, 1 Кор. 5:7, Евр. 5:10, Евр. 8:1, Евр. 10:5-9).

* Иисус говорил, что делает только то, что угодно Богу Отцу (см. Ин. 6:38, Ин. 7:16, Ин. 8:29).

* Иисус упрекал духовных лидеров своего времени за то, что те вносили изменения в Божьи заповеди и заменяли их человеческими пре­даниями (см. Мф. 15:3,9, Мк. 7:7,9,13).

* Иисус завещал исполнять все заповеди, данные Им и Богом Отцом (см. Мф. 7:21, Мф. 12:50, Ин. 8:31, Ин. 14:15, Лк. 6:46).

* Апостолы говорили, что не изменяют и не отменяют Слова Бо­жьего, их учение не ново, а только продолжение всегда существующего (см. 1 Ин. 2:7,8,24, 2 Ин. 1:4-6, 1 Кор. 10:11, 2 Кор. 2:17).

* Апостолы учили поступать так, как поступал Иисус (см. 1 Ин. 2:6, Флп. 2:5).

* Бог через пророков и апостолов запрещал вносить изменения и дополнения в Его учение (см. Втор. 4:2, Втор. 12:32, Еккл. 12:12, Пр. 30:6, Откр. 22:18,19, Гал. 1:8,9, 1 Кор. 4:6, 1 Кор. 15:1,2, 2 Кор. 11:3).

Стоит отметить, что впоследствии и церковь неоднократно заявля­ла о запрете внесения изменений и дополнений в учение Господа и апостолов. Одно из правил самого раннего (датируется концом I — сере­диной II века) из известных документов церковного права «Учение Господа народам чрез 12 апостолов» Дидахе (гл. 4) гласит:

«Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял, не прибавляя и не убавляя».

1 правило VI Вселенского (православного) Трулльского собора 691—692 гг. провозглашало:

«Божиею благодатию определяем: хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов».

Все ли церкви исполняют на деле то, к чему призывали пророки, Иисус и апостолы, и что было задекларировано в официальных документах? Давайте сравним некоторые доктрины исторически распространенных конфессий с учением Библии, и каждый, дорогие читатели, сам сможет сделать свой вывод.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...