Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XII.IV. УЧЕНИЕ О ЛЮБВИ И ПРОЩЕНИИ





Была и еще одна причина, по которой Иисус призывал людей отказаться от требования по закону Моисея восстановления справедливости по принципу «око за око», то есть наказания виновного человека. Христос принес людям учение о любви и прощении.

Бог всегда говорил, что Он любит людей: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и мило­сердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исх. 34:6). Но полное откровение характера любящего Бога было явлено человечеству через Его Сына Иисуса Христа: «Явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Тит. 3.4).

Бог Отец продемонстрировал Свою любовь, пожертвовав Своим Сыном:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единород­ного» (Ин. 3:16).

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8, см. также 1 Ин. 4:9, 1 Фес. 5:9,10, Рим. 8:32).

Бог Сын жертвенной смертью доказал Свою любовь к человече­ству: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли ... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18,19, см. также 1 Ин. 3:16, 2 Кор. 5:14,15).

Иисус, показав и доказав Божью любовь, призвал людей к испол­нению новой заповеди:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).

Хотя нельзя данную заповедь назвать абсолютно новой, ведь запо­ведь о любви к ближним была и в ветхозаветном Писании (см. Лев. 19:18). Теперь же Иисус, поясняя суть характера и учения Божьего, показал глубину этой любви через пример собственного самопожертво­вания (см. Мф. 20:28, Ин. 15:13).

Конечно, истинная любовь не возможна без прощения. Поэтому Бог на всем протяжении Священного Писания демонстрировал пример колоссального терпения и милосердного прощения неверного Ему изра­ильского народа. Творец по отношению к евреям сравнивал Себя с мужем, который продолжает любить жену несмотря на то, что та ему изменяла (см. Иер. 3:1, Ос. 2:14-23).



Придя на Землю, Иисус начал и людей призывать к прощению: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то про­стит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14, см. также Мк. 11:25, Лк. 6:37, Мф. 18:35).

При этом Он учил прощать других людей до того, как сам обра­щаешься к Господу. Например, совершаешь Ему служение или просишь о чем-либо:

«Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:24).

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк. 11:25).

Отныне, увидев Бога в Иисусе, верующие должны стремиться достигнуть Его характера: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6, см. также Ин. 12:26, 1 Кор. 4:16, 1 Кор. 11:1, Еф. 5:1, Мф. 5:48, 1 Пет. 1:16).

А пока в сердце человека не поселились любовь и прощение, Иисус дал понятное каждому объяснение, как нужно относиться к лю­дям: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12, см. также Рим. 13:10). Заметьте, и здесь Христос ссылается на ветхозаветное Писание, разъясняя его утраченный и забытый истинный смысл.

Принесенное Иисусом Христом учение, конечно, соответствовало изначальному замыслу Творца (см. Деян. 15:18). Всему Создателем пре­дусмотрено свое время (см. Еккл. 3:1).

XII.V.  ЗАКОН ЗАПОВЕДЕЙ И УЧЕНИЕ

Продолжая рассуждать об учении Иисуса, мы остановим свое внимание на фразе «упразднив. закон заповедей учением» из Послания апостола Павла к Ефесянам:

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф.2:13-15, см. так­же Кол. 2:14).

Именно на эту фразу из Нового Завета некоторые христианские конфессии ссылаются, заявляя об отмене Иисусом всех заповедей зако­на Моисея. Действительно, указанные слова очень важны для понимания сути учения Христа, но имеют иное значение. Здесь под словосочетанием закон заповедей с учетом контекста следует понимать:

1. Завет, заключенный с евреями на горе Синай.

2. Закон предписаний. Рассмотрим оба эти понятия:

По пункту 1

Создатель избрал потомков Авраама хранителями чистоты веры в Единого Живого Бога. Изначально евреи назывались «уделом из всех народов» и «царством священников» (см. Исх. 19:5,6, Втор. 7:6-8, Лев. 20:24). Такое особое взаимоотношение было «скреплено» заключением завета договора между Творцом и народом израильским:

«Чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клят­венный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор. 29:12,13, см. также Исх. 24:7,8, Втор. 5:2, 1 Пар. 23:18, 2 Пар. 5:3, Иер. 34:8).

Условием действия этого завета было исполнение (соблюдение) евреями совокупности заповедей закона Моисея, часть из которых, как мы видели выше, описывала обрядовое служение, символизирующее гря­дущего Мессию (Христа), другая регулировала гражданскую жизнь общества, еще часть освещала морально-этические правила жизни лю­дей, а часть была направлена на изоляцию (защиту) Израиля от чуждого духовного влияния извне:

«Если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгну-шается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, — то и Я поступлю с вами так» (Лев. 26:15,16, см. также Втор. 7:9,11,12, Втор. 11:1).

Исследуемый нами текст (Еф.2:13-15) говорит о том, что Кровь Христа объединила евреев и язычников:

«Вы (язычники. — Прим. авт.) ... стали близки Кровию Христо­вою. Ибо Он ... разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею ... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека» (Еф. 2:13-15).

«Христос искупил нас (евреев. — Прим. авт.) от клятвы закона, ... дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространи­лось на язычников» (Гал. 3:13,14).

Причем такой план был у Творца изначально. Отныне все верую­щие стали наследниками данного Аврааму Богом обетования:

«Верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благосло­вятся все народы. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу. Если же вы Хрис­товы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:7,8,23,24,29).

Мы вновь видим то, о чем уже рассуждали. Обрядовая часть зако­на Моисея была прообразом Иисуса. Закон жертвоприношений и служения в святилище был детоводителем ко Христу. Теперь же через Христа Бог с человечеством заключил новый завет:

«Первый завет имел постановление о Богослужении и святили­ще земное ... Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною ... и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище (небесное. — Прим. авт.) и приобрел вечное искупление ... И потому Он есть хода­тай нового завета» (Евр. 9:1,11,15, см. также Гал. 4:24, Евр. 7:22).

Таким образом, фраза «упразднил закон заповедей учением» в данном случае обозначает отмену ветхого завета, заключенного с евреями на горе Синай, а именно заповедей закона Моисея о жертвоприношениях, обрядах, праздниках и служении в святилище, исполненных в Иисусе, и утверждение через крестную смерть Христа нового завета для всех людей, основанного на учении о любви и прощении.

По пункту 2

Словосочетание закон заповедей в контексте библейского повество­вания может означать также «закон предписаний», то есть обязательность соблюдения конкретной группой людей конкретного перечня конкретных статей законов. Например, в нашей стране и в подавляющем большинстве других государств как раз и действует «закон заповедей» — законода­тельство с законами и кодексами, которые должны соблюдать граждане и приезжие.

Бог Израильтянам тоже дал закон. Избранному народу Творец гарантировал благополучие в случае исполнения ими завета, заключен­ного с Ним на горе Синай, условием которого было соблюдение заповедей закона Моисея:

«Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время ...   дабы вы укрепились, дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед» (Втор. 11:13,14,8,9).

Впоследствии за нарушение этого завета (договора) — неисполнение заповедей вплоть до поклонения иным богам и жестокого поведения — евреи дважды были в плену у язычников (Ассирии и Вавилона), а 10 из 12 колен Израиля были рассеяны и ассимилировались среди ассирийцев (см. 4 Пар. 17:22-24). Через обличения пророков иудеи все же осознали причины своих бед и пересмотрели отношение к Богу и Его закону. Однако вместо соблюдения данных Творцом заповедей они теперь впали в другую край­ность: регламентировали всю свою жизнь религиозными предписаниями.

С одной стороны, ничего нет плохого в принципе «соблюдай все указания», особенно когда речь идет о регулировании порядка в государстве. Но когда данное правило применяется для регламентации повседневных поступков людей, даже в ведении домашнего хозяйства, эффект получается обратным. В главе «Божий Закон» мы уже отметили, что в письменной Торе (Пятикнижии Моисея) иудеями насчитывается 613 заповедей (мицвот). Например, в числе этих 613 заповедей есть такие: 52-я заповедь из разряда «не делай» — «Не вступай с ними (с язычниками. — Прим. авт.) в родство» (Втор. 7:3); 113-я заповедь из разряда «не делай» — «Не работай на первородном воле твоем» (Втор. 15:19); 69-я заповедь из разряда «делай» — «Если ., в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой ... жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу» (Лев. 5:5,6).

Но евреи посчитали текст Писания недостаточно детальным и добавили к письменной Торе устный закон, назвав его устной Торой, который впоследствии был записан и систематизирован в Талмуде. Он содержит еще сотни наставлений, ограничений и запретов. Талмуд, по мнению евреев, это теоретическое, идейное воплощение письменной Торы. Он насчитывает 2500 (!) страниц, его предписания каждый еврей должен знать и соблюдать. В Талмуде так или иначе освещены все темы — от устройства мира, до мельчайших бытовых: например, обязанности ритуального омовения чаш перед едой (тешат келим, хахшара) и рук (нетилат ядаим). Но и это еще не все. К Талмуду имеются комментарии, которые каждому еврею желательно прочитать.

Трудно, а точнее практически невозможно, точно пересчитать, сколь­ко всевозможных ограничений сами на себя возложили иудеи. Закон Моисея они превратили в своеобразный культ, не только и не столько скрупулезно выполняя его заповеди, изложенные в письменной Торе, но, главное, пополняя его все новыми и новыми правилами, установленны­ми мудрецами:

«И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:13).

При этом иудеи уверены, что, соблюдая многочисленные требова­ния своих духовных лидеров, они исполняют тем самым закон Божий — слова Господа. Хотя на самом деле значительную часть своих сил и времени они тратят на дела, не угодные Создателю, — выполнение чело­веческих заповедей и правил.

Творец через Свое слово не раз говорил, что ждет от людей не формального исполнения религиозных, обрядовых предписаний, а люб­ви к Нему, разумного служения в соответствии с установленным Им законом и сокрушенного, доброго сердца:

«Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца

вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой» (Втор. 11:13,14).

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пре­сыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, всту­пайтесь за вдову» (Ис. 1:11,16,17).

«Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и сми­ренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

«Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6, см. также Мф. 23:23, Ис. 66:2, Мф. 12:7, Иер. 6:20, Ам. 5:22, Мал. 1:10, Рим. 12:1).

Иисус упрекал иудеев в соблюдении человеческих постановлений вместо и сверх заповедей Писания:

«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9, см. также Мк. 7:7).

«Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня.. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания чело­веческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мк. 7:6,8, см. также Мф. 15:1-6).

Обратите внимание, в последнем из приведенных текстов Иисус процитировал ветхозаветное Писание:

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение запо­ведей человеческих» (Ис. 29:13).

То есть мы в очередной раз видим, что Христос пытался возвра­тить людей к сути установленного изначально закона Создателя — к заповедям Божьим, научить людей сердцем любить Бога и друг друга, а не концентрироваться на формальном исполнении требований Талмуда и Торы. Евреи же, словно соблюдая инструкцию, исполняли множество обрядов, но только на словах любили Бога и ближних. Например, в вышеприведенном отрывке Евангелия от Марка (Мк. 7:6,8) речь идет не о простом омытии посуды из соображений гигиены, а о сложном ритуале очищения перед трапезой, действующем у иудеев до сих пор. А ведь это уже не исполнение закона Божьего, а законничество! Между тем истинный смысл закона оказался иудеями утерянным.

Иисус обличал духовных лидеров своего времени:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23, см. также Деян. 7:53).

Вероисповедание иудеев — это яркий пример религии, строящей­ся на оправдании делами. Так было раньше, так осталось и до сего дня. На «Еврейском сайте из Иерусалима» (www.evrey.com) я прочитал такое определение сути еврейского вероисповедания:

«Основа еврейской веры — аксиома, выраженная в том, что на выполнении (или невыполнении) заповедей строится система наград и наказаний. Соблюдаю­щий заповеди удостоится Грядущего Мира, а при благоприятных обстоятельствах еще в этом мире обретет материальное благополучие. Соответственно нарушитель заповедей не удостоится ни того, ни другого».

На примере евреев хорошо видно, как скрупулезное исполнение мно­гочисленных религиозных предписаний может постепенно превратить верую­щих в формалистов. Апостол Павел так говорил о законничестве иудеев:

«Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9:31,32).

Когда многочисленные ритуалы занимают разум и сердца людей, они постепенно забывают истинного Живого Бога и Его любящий ха­рактер. Творец через пророков говорил иудеям:

«Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

«Забывает ли девица украшение свое и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня» (Иер. 2:32, см. также Ис. 17:10, Иез. 22:12, Ос. 4:10, Ос. 8:14).

При таком образе духовной жизни сердце человека постепенно «каменеет»:

«Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» (Мк. 8:17,18).

«Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал» (Ис. 42:20, см. также Мф. 13:14, Ин. 12:40, Ис. 6:9, Иер. 5:21).

То есть евреи, вместо послушания и разумного служения Богу в соответствии с законом, данным Творцом Моисею, превратили свою религиозную жизнь в законничество. Иисус желал помочь людям на­учиться правильно расставлять приоритеты:

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34).

«Он (Христос — Прим. авт.) дал нам способность быть служите­лями Нового Завета, не буквы, но духа» (2 Кор. 3:6).

Иудеи же, понимая завет с Богом, как закон буквы, стремились заработать себе «очки» перед Господом выполнением конкретных пред­писаний. Это как работа наемника: нужно делать только то, что указано в инструкции; выполнил план — и свободен; закончилась смена — даль­ше не заставишь бесплатно трудиться. Однако в такой религии нет души, нет взаимоотношений с Живым Богом. Как такой верующий сможет полюбить Творца и людей, если сердце его устремлено к закону?

По завету духа, для человека на первом месте стоит уже не требо­вание закона, а Сам Господь. Такой верующий хочет сделать Бога центром своей жизни. Он желает вникнуть в учение Творца, узнать Его характер. И когда он знакомится с любящим Богом, то в ответ начинает Его любить. А затем он старается в своей жизни совершать поступки, угодные Господу, исполнять Его заповеди, но уже не из стремления заработать спасение, а потому, что этого жаждет его сердце.

Итак, фраза «Христос упразднил закон заповедей учением» в дан­ном случае обозначает правильное расставление приоритетов. Иисус учил верующих верно понимать Божий закон — духом полюбить Творца и людей, а не превращать себя в рабов закона буквы.

Сделаем вывод: апостол Павел, говоря об упразднении закона за­поведей учением, имел в виду:

По пункту 1 — прекращение действия закона Моисея, ввиду того что его время прошло, ведь закон Моисея был детоводителем ко Хрис­ту. Однако, повторим, это не означает, что упразднены все ветхозаветные заповеди. Лишь исполненные заповеди прекратили свое существование. Учение Христа является замещением и продолжением закона Моисея.

По пункту 2 — воспринимать взаимоотношения с Богом не как закон буквы, но как завет духа.

XII.VI.  ОБВЕТШАВШИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ЗАПОВЕДИ

А сейчас давайте вернемся к пункту 1 и остановимся на анализе конкретных заповедей ветхозаветного Писания, которые обветшали, бу­дучи исполнены. Таковых исполненных заповедей закона Моисея много, ведь прежний завет базировался на жертвоприношениях и иных обрядах, являвшихся детоводителем ко Христу (см. Гал. 3:24). Также Ветхий Завет, как мы уже упоминали, содержит уголовные правила, которые вне теократического государства потеряли для людей свое значение. Имеют­ся в нем и постановления, оберегавшие духовную изоляцию Израиля: ведь тогда целью Творца было сохранение чистоты веры в Единого Жи­вого Бога. Но когда пришла полнота времени (см. Гал. 4:4), тогда учение Создателя и Его Благодать начали распространяться по всему миру, а значит, изоляция потеряла смысл. В стихах Еф. 2:13-15, с которых мы начали разбирать эту тему, апостол Павел как раз и говорит об этом: «Из двух (иудеев и язычников. — Прим. авт.) создать в Себе Самом одного нового человека».

Давайте повнимательнее посмотрим на упомянутые при рассмот­рении пункта 2 заповеди (мицвоты) письменной Торы:

52-я заповедь из разряда «не делай» запрещала браки с язычни­ками, не допуская возможности через родственника (мужа, жену, мать, сестру, невестку) отойти от Единого Живого Бога в идолопоклонство (см. Суд. 3:5-7, 3 Пар. 11:3-8, Езд. 9:11,12);

113-я заповедь из разряда «не делай» запрещала работать на пер­вородном животном, которого должны были принести в дар Господу. Все первородное от человека до скота посвящалось Творцу в воспоминание об искупленных первенцах, которые были спасены посредством замес­тительной жертвы — пасхального агнца, символизирующего Христа, при выходе евреев из Египта (см. Втор. 15:19, Втор. 14:23, Исх. 13:12, Чис. 18:15,17, также главу «Моисей и Иисус»);

69-я заповедь из разряда «делай» предписывала за совершенный грех приносить в жертву животное без порока (см. Лев. 4:27,28, Лев. 5:5-10).

Мы видим, что эти заповеди ветхозаветного Писания, вместе с подобными им, теперь стали не нужны, будучи исполненными служением Иисуса. Однако многие предписания закона Моисея не потеряли своей актуальности и до сего дня. Посмотрите, часть заповедей (мицвот) из Пятикнижия Моисея повторяются в Новом Завете:

184-я заповедь из разряда «не делай»: «Никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота» (Лев. 7:26), в Новом Завете (НЗ) эта заповедь изложена следующим образом: «Воздерживаться от идоложертвенного и крови» (Деян. 15:29, см. также Деян. 21:25);

249-я заповедь из разряда «не делай»: «Не лгите и не обманывай­те друг друга» (Лев. 19:11), в НЗ — «Отвергнув ложь, говорите истину» (Еф. 4:25, см. также Кол. 3:9);

304-я заповедь из разряда «не делай»: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (Лев. 19:18), в НЗ — «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим. 12:19, см. также 1 Пет. 3:9, 3 Ин. 1:11);

316-я заповедь из разряда «не делай»: «Начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22:28), в НЗ — «Начальствующего в народе твоем не зло­словь» (Деян. 23:5, см. также Еф. 6:5-8, 1 Пет. 2:13-15, Рим. 13:1-5, Тит. 3:1,2);

232-я заповедь из разряда «не делай»: «Не ожесточи сердца тво­его и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор. 15:7), в НЗ — «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3, см. также Евр. 13:16, Гал. 6:10, 1 Ин. 3:17);

350-я заповедь из разряда «не делай»: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18:22), в НЗ — «Они сквернили сами свои тела. мужчины, оставив естественное употребление жен­ского пола, разжигались похотью друг на друга» (Рим. 1:24,27);

205-я заповедь из разряда «делай»: «Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17), в НЗ — «Согрешающих обличай перед всеми» (1 Тим. 5:20, см. также Мф. 18:15, Тит. 2:15);

210-я заповедь из разряда «делай», 5-я заповедь Декалога: «Почи­тай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12), в НЗ — «Почитай отца твоего и мать» (Еф. 6:2, см. также Кол. 3:20, Мф. 19:19, 2 Тим. 3:2).

Есть также повеления закона Моисея, не повторенные в Новом Завете, но которые нельзя признать ветхими. Посмотрите, нижепере­численные заповеди Ветхого Завета так или иначе соответствуют духу Евангелия: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7); «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен прибли­жаться с тем, чтобы открыть наготу» (Лев. 18:6); «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца» (Лев. 19:32); «Не грабительствуй» (Лев. 19:13); «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13); «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего» (Лев. 19:14); «Не будь лицеприя­тен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди» (Лев. 19:15); «Не суди превратно тяжбы бедного» (Исх. 23:6); «Не следуй за боль­шинством на зло» (Исх. 23:2); «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды» (Исх. 23:1); «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8); «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему» (естественно, сказанное отно­сится не только к ослам и волам) (Исх. 23:4); «Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вмес­те с ним» (Исх. 23:5); «Не делайте неправды в мере, в весе и в измерении» (Лев. 19:35); «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26); «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28); «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19:31) и мн. др.

Хоть эти заповеди не повторены прямо в тексте Нового Завета, практически в любой церкви вам скажут, что нельзя ворожить, гадать, вызывать мертвых, нельзя произносить имя Господа напрасно, нельзя вступать в интимную связь с родственницей, обманывать, обвешивать, судить за деньги и т. д. и т. п. Поэтому ни в коем случае нельзя утверж­дать, что Иисусом Христом были упразднены все заповеди закона Моисея. Также, как мы увидели, нельзя заявлять, что христиане должны соблюдать только те повеления из ветхозаветного Писания, которые по­вторены в Новом Завете. Все заповеди Божьи, которые не были исполнены, останутся действующими для человечества, «пока не исполнится все» (Мф. 5:18, см. также Ис. 34:16, Ис. 55:11, Лк. 16:17, Евр. 7:18).

Давайте сделаем вывод: время Моисеева закона в том виде, в котором он был установлен на горе Синай, прошло. Настала пора прий­ти на Землю Сыну Божьему Иисусу и явить людям истинный характер Создателя. Христос призывал людей к любви и прощению, но не только. Иисус учил верующих правильно исполнять волю Божию, которую они ранее узнавали через пророков, а теперь слышали из Его уст:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Цар­ство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

«Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50).

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).

Если проанализировать слова Христа, изложенные в Новом Завете, то отчетливо видно, что Его учение, как и ветхозаветное, состоит в соблюдении определенных правил. Таким образом, учение Иисуса — это призыв к человеку жить согласно воле Божьей — по заповедям Нового Завета и заповедям, которые были даны Богом в ветхозаветном Писа­нии, но еще не были исполнены.

 

XII.VII.  ЗАКОН СВОБОДЫ

Однако не все так считают. Нередко сегодня освобождение от закона заповедей люди воспринимают как подаренную Спасителем пол­ную свободу от любых ограничений. Такой догмат тоже отсутствует в исторически распространенных христианских конфессиях. Но, напом­ним, что в этой книге мы будем рассматривать разные богословские теории, чтобы нам легче было разобраться в сути учения Библии.

Подтверждают наличие закона свободы такие верующие цитатой из Нового Завета:

«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:12).

Действительно, из данного текста можно сделать вывод о существо­вании закона свободы. Однако нужно разобраться, о какой свободе здесь идет речь. Закон свободы воспринимается многими людьми как замещение упраздненного закона заповедей (см. Еф. 2:15). Понятие за­кона заповедей мы детально разобрали в предыдущей главе. Так и есть, Новый Завет сделал верующих свободными от необходимости соблюде­ния многочисленных обрядовых заповедей закона Моисея и, тем более, установленных самими же людьми ритуальных предписаний (см. Гал. 2:1-5). Давайте теперь посмотрим, что еще о законе свободы говорит текст Священного Писания.

Напомним, что когда мы встречаем в Библии слово «закон», то необходимо по контексту понять, о каком именно «законе» в каждом конкретном тексте идет речь. Как мы уже упоминали в главе «Божий закон», под понятием «закон» в Священном Писании могут подразуме­ваться: Тора (Пятикнижие Моисея), все ветхозаветные священные письмена, свод законов Моисея и все действующие Божьи заповеди. Кроме этого, слово «закон» может обозначать и законы, установленные людьми (см. Ис. 10:1, Быт. 47:26). Именно контекст указывает на верное понимание данного понятия в конкретном тексте Писания. В рассмат­риваемом нами стихе Иак. 2:12 под словом «закон» подразумеваются все действующие Божьи заповеди. Поэтому Иаков здесь же говорит и о суде по этому закону.

В Новом Завете не найти ни одного примера, где учение Иисуса преподносится как освобождение от всех запретов и ограничений. Зато есть множество стихов, говорящих об обратном. В предыдущей главе мы увидели, что Ветхий Завет предписывал соблюдать определенные прави­ла и Новый Завет содержит множество наставлений, большая часть из которых — это неотмененные ветхозаветные заповеди. Посмотрите, в ши­роко известной нагорной проповеди Христос не говорил об отмене наказания за неисполнение закона Моисея, но, напротив, предупреждал о неминуемой строгой ответственности людей за нарушение морально-нравственных заповедей, установленных Господом:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:27-29, см. также Мф. 5:22,30,32).

Об этом не раз говорили и апостолы (см. 1 Кор. 6:9,10, Гал. 5:19-21). Где же тут полная свобода от закона?

Также Иисус говорил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Может ли принципиально быть в иге и бремени свобода? Конеч­но, нет. Иго подразумевает какие-либо ограничения. Только Божии ограничения — это благо для человека! А где изложены и в чем выраже­ны эти ограничения? Конечно, в Божьем законе, то есть в конкретных заповедях Библии.

Если вникнуть в учение Священного Писания, становится понятно, что закон Творца мудр и дан людям для их же блага. Заповеди можно сравнить с дорожными знаками, которые призваны помогать соблю­дающим их водителям, оберегать их от беды:

«Заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

«Закон Господа совершен. откровение Господа верно. Повеле­ния Господа праведны. заповедь Господа светла... и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Пс. 18:8,9,12).

«О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские» (Ис. 48:18, см. также Пс. 18:8-12).

Поэтому следовать воле Господа не сложно, а даже приятно для человека, любящего Своего Создателя и доверяющего Ему. Вот что имел в виду Иисус, говоря: «Бремя Мое легко».

Библия учит анализировать закон свободы и исполнять его.

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя ...   кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем ... блажен будет в своем действии» (Иак. 1:22,25).

Здесь мы вновь видим, что закон свободы содержит какие-то огра­ничения, раз в него нужно вникать, в нем следует пребывать и его слова исполнять. Давайте попробуем вникнуть в этот закон, как предписывает нам Священное Писание.

Иисус сказал так: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Звучит, на первый взгляд, однозначно. Однако, как мы уже говорили, нельзя вырывать стихи из контекста повество­вания Библии. Некоторые верующие не обращают внимания на слова Иисуса до и после вышеприведенного высказывания. Сначала Спаси­тель отметил: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31). Только затем Иисус сказал: «И познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). При чтении текста целиком видно, что свобода поставлена Христом в прямую зависимость от пребы­вания в Его Слове. То есть соблюдение заповедей Господа дает человеку подлинную свободу. А затем Христос заявил: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34,36). Этим Иисус объяснил, от чего именно Он пришел дать людям свободу. То есть в рассматривае­мых стихах (Ин. 8:31-36) Христос говорил не о свободе от запретов, а возвещал о том, что четкое следование Его учению поможет людям освободиться от грехов (см. также Мф. 1:21, Мф. 26:28, 1 Ин. 1:7, 1 Ин. 3:8, Евр. 9:26, 1 Пет. 2:24).

Рассуждая об истине, апостолы также поясняли, что ее познание не делает человека свободным от ответственности за совершаемые грехи:

«Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не ос­тается более жертвы за грехи (жертвы Христа. — Прим. авт.)» (Евр. 10:26).

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13, см. также 1 Пет. 2:16, Иак. 2:12).

Итак, исследовав тексты Библии о свободе, можно сделать вывод, что Иисус и апостолы призывали людей к свободе:

1) от исполненных заповедей закона Моисея и религиозных пред­писаний, придуманными сверх него людьми,

2) от греха.

Посмотрите, во многих текстах Священного Писания моральная зависимость человека сравнивается с неволей. Тех, кто обладает сквер­ной чертой характера или подвержен дурной привычке, Библия называет рабами греха и узниками, находящимися в темнице:

«Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Пр. 5:22, см. выше Ин. 8:34, а также Рим. 6:6,22, Рим. 8:2, Деян. 8:23, Тит. 3.3).

Спросите, например, у пьяницы, наркомана или курильщика сво­боден ли он? Скорее всего, вы услышите ответ: «Свободен!». Но правда ли это? Конечно, нет. Этот человек раб разрушающего греха и просто не осознает или не хочет осознать этого.

Священное Писание ясно возвещает, что Бог желает «узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:7).

Давайте сравним два текста из Ветхого и Нового Заветов:

1. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня ...   проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благо­приятное» (Ис. 61:1,2).

2. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня ... проповедывать пленным освобождение ... отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19).

В первом случае пророк Исаия рассказывает о грядущем Мессии. Во втором Иисус это пророчество относит к Себе, цитируя Писание. Из Евангелий мы знаем, что Христос никаких тюрем не открывал и пленников не освобождал из неволи. То есть приведенные тексты доказывают, что изначально одной из задач Христа была проповедь узникам греха вести о свободе.

Напомним, что Иисус дал людям помощника в борьбе с грехом — Духа Святого:

«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15).

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17, см. также Гал. 4:6, Деян. 2:38, Деян. 5:31,32, Рим. 5:5, Еф. 1:13, 1 Фес. 4:8, Тит. 3:3-6).

Стоит отметить, что подавляющее большинство прихожан нашей церкви довольно быстро избавляются от дурного: бросают курить, выпи­вать, переедать, сквернословить. и начинают вести здоровый и высоконравственный образ жизни.

 

XII.VIII.  ГРЕХ И ЗАКОН

Теперь мы остановимся на природе греха. Иисус неоднократно говорил людям: «Не греши» (см. Ин. 5:14, Ин. 8:11). Но как можно не грешить, если не знать, что такое грех?

Слово Божие все объясняет:

«Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не пони­мал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7:7). «Законом познается грех» (Рим. 3:20).

«Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (1 Кор. 15:56).

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть безза­коние» (1 Ин. 3:4).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.