XII. IV. Учение о любви и прощении
Была и еще одна причина, по которой Иисус призывал людей отказаться от требования по закону Моисея восстановления справедливости по принципу «око за око», то есть наказания виновного человека. Христос принес людям учение о любви и прощении. Бог всегда говорил, что Он любит людей: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исх. 34:6). Но полное откровение характера любящего Бога было явлено человечеству через Его Сына Иисуса Христа: «Явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Тит. 3.4). Бог Отец продемонстрировал Свою любовь, пожертвовав Своим Сыном: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8, см. также 1 Ин. 4:9, 1 Фес. 5:9,10, Рим. 8:32). Бог Сын жертвенной смертью доказал Свою любовь к человечеству: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18,19, см. также 1 Ин. 3:16, 2 Кор. 5:14,15). Иисус, показав и доказав Божью любовь, призвал людей к исполнению новой заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12). Хотя нельзя данную заповедь назвать абсолютно новой, ведь заповедь о любви к ближним была и в ветхозаветном Писании (см. Лев. 19:18). Теперь же Иисус, поясняя суть характера и учения Божьего, показал глубину этой любви через пример собственного самопожертвования (см. Мф. 20:28, Ин. 15:13). Конечно, истинная любовь не возможна без прощения. Поэтому Бог на всем протяжении Священного Писания демонстрировал пример колоссального терпения и милосердного прощения неверного Ему израильского народа. Творец по отношению к евреям сравнивал Себя с мужем, который продолжает любить жену несмотря на то, что та ему изменяла (см. Иер. 3:1, Ос. 2:14-23).
Придя на Землю, Иисус начал и людей призывать к прощению: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14, см. также Мк. 11:25, Лк. 6:37, Мф. 18:35). При этом Он учил прощать других людей до того, как сам обращаешься к Господу. Например, совершаешь Ему служение или просишь о чем-либо: «Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:24). «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк. 11:25). Отныне, увидев Бога в Иисусе, верующие должны стремиться достигнуть Его характера: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6, см. также Ин. 12:26, 1 Кор. 4:16, 1 Кор. 11:1, Еф. 5:1, Мф. 5:48, 1 Пет. 1:16). А пока в сердце человека не поселились любовь и прощение, Иисус дал понятное каждому объяснение, как нужно относиться к людям: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12, см. также Рим. 13:10). Заметьте, и здесь Христос ссылается на ветхозаветное Писание, разъясняя его утраченный и забытый истинный смысл. Принесенное Иисусом Христом учение, конечно, соответствовало изначальному замыслу Творца (см. Деян. 15:18). Всему Создателем предусмотрено свое время (см. Еккл. 3:1). XII.V. ЗАКОН ЗАПОВЕДЕЙ И УЧЕНИЕ Продолжая рассуждать об учении Иисуса, мы остановим свое внимание на фразе «упразднив. закон заповедей учением» из Послания апостола Павла к Ефесянам: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф.2:13-15, см. также Кол. 2:14).
Именно на эту фразу из Нового Завета некоторые христианские конфессии ссылаются, заявляя об отмене Иисусом всех заповедей закона Моисея. Действительно, указанные слова очень важны для понимания сути учения Христа, но имеют иное значение. Здесь под словосочетанием закон заповедей с учетом контекста следует понимать: 1. Завет, заключенный с евреями на горе Синай. 2. Закон предписаний. Рассмотрим оба эти понятия: По пункту 1 Создатель избрал потомков Авраама хранителями чистоты веры в Единого Живого Бога. Изначально евреи назывались «уделом из всех народов» и «царством священников» (см. Исх. 19:5,6, Втор. 7:6-8, Лев. 20:24). Такое особое взаимоотношение было «скреплено» заключением завета — договора между Творцом и народом израильским: «Чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор. 29:12,13, см. также Исх. 24:7,8, Втор. 5:2, 1 Пар. 23:18, 2 Пар. 5:3, Иер. 34:8). Условием действия этого завета было исполнение (соблюдение) евреями совокупности заповедей закона Моисея, часть из которых, как мы видели выше, описывала обрядовое служение, символизирующее грядущего Мессию (Христа), другая регулировала гражданскую жизнь общества, еще часть освещала морально-этические правила жизни людей, а часть была направлена на изоляцию (защиту) Израиля от чуждого духовного влияния извне: «Если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгну-шается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, — то и Я поступлю с вами так» (Лев. 26:15,16, см. также Втор. 7:9,11,12, Втор. 11:1). Исследуемый нами текст (Еф.2:13-15) говорит о том, что Кровь Христа объединила евреев и язычников: «Вы (язычники. — Прим. авт.)... стали близки Кровию Христовою. Ибо Он... разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека» (Еф. 2:13-15).
«Христос искупил нас (евреев. — Прим. авт.) от клятвы закона,... дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал. 3:13,14). Причем такой план был у Творца изначально. Отныне все верующие стали наследниками данного Аврааму Богом обетования: «Верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:7,8,23,24,29). Мы вновь видим то, о чем уже рассуждали. Обрядовая часть закона Моисея была прообразом Иисуса. Закон жертвоприношений и служения в святилище был детоводителем ко Христу. Теперь же через Христа Бог с человечеством заключил новый завет: «Первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное... Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище (небесное. — Прим. авт.) и приобрел вечное искупление... И потому Он есть ходатай нового завета» (Евр. 9:1,11,15, см. также Гал. 4:24, Евр. 7:22). Таким образом, фраза «упразднил закон заповедей учением» в данном случае обозначает отмену ветхого завета, заключенного с евреями на горе Синай, а именно заповедей закона Моисея о жертвоприношениях, обрядах, праздниках и служении в святилище, исполненных в Иисусе, и утверждение через крестную смерть Христа нового завета для всех людей, основанного на учении о любви и прощении. По пункту 2 Словосочетание закон заповедей в контексте библейского повествования может означать также «закон предписаний», то есть обязательность соблюдения конкретной группой людей конкретного перечня конкретных статей законов. Например, в нашей стране и в подавляющем большинстве других государств как раз и действует «закон заповедей» — законодательство с законами и кодексами, которые должны соблюдать граждане и приезжие.
Бог Израильтянам тоже дал закон. Избранному народу Творец гарантировал благополучие в случае исполнения ими завета, заключенного с Ним на горе Синай, условием которого было соблюдение заповедей закона Моисея: «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время... дабы вы укрепились, дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед» (Втор. 11:13,14,8,9). Впоследствии за нарушение этого завета (договора) — неисполнение заповедей вплоть до поклонения иным богам и жестокого поведения — евреи дважды были в плену у язычников (Ассирии и Вавилона), а 10 из 12 колен Израиля были рассеяны и ассимилировались среди ассирийцев (см. 4 Пар. 17:22-24). Через обличения пророков иудеи все же осознали причины своих бед и пересмотрели отношение к Богу и Его закону. Однако вместо соблюдения данных Творцом заповедей они теперь впали в другую крайность: регламентировали всю свою жизнь религиозными предписаниями. С одной стороны, ничего нет плохого в принципе «соблюдай все указания», особенно когда речь идет о регулировании порядка в государстве. Но когда данное правило применяется для регламентации повседневных поступков людей, даже в ведении домашнего хозяйства, эффект получается обратным. В главе «Божий Закон» мы уже отметили, что в письменной Торе (Пятикнижии Моисея) иудеями насчитывается 613 заповедей (мицвот). Например, в числе этих 613 заповедей есть такие: 52-я заповедь из разряда «не делай» — «Не вступай с ними (с язычниками. — Прим. авт.) в родство» (Втор. 7:3); 113-я заповедь из разряда «не делай» — «Не работай на первородном воле твоем» (Втор. 15:19); 69-я заповедь из разряда «делай» — «Если., в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу» (Лев. 5:5,6). Но евреи посчитали текст Писания недостаточно детальным и добавили к письменной Торе устный закон, назвав его устной Торой, который впоследствии был записан и систематизирован в Талмуде. Он содержит еще сотни наставлений, ограничений и запретов. Талмуд, по мнению евреев, это теоретическое, идейное воплощение письменной Торы. Он насчитывает 2500 (!) страниц, его предписания каждый еврей должен знать и соблюдать. В Талмуде так или иначе освещены все темы — от устройства мира, до мельчайших бытовых: например, обязанности ритуального омовения чаш перед едой (тешат келим, хахшара) и рук (нетилат ядаим). Но и это еще не все. К Талмуду имеются комментарии, которые каждому еврею желательно прочитать.
Трудно, а точнее практически невозможно, точно пересчитать, сколько всевозможных ограничений сами на себя возложили иудеи. Закон Моисея они превратили в своеобразный культ, не только и не столько скрупулезно выполняя его заповеди, изложенные в письменной Торе, но, главное, пополняя его все новыми и новыми правилами, установленными мудрецами: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:13). При этом иудеи уверены, что, соблюдая многочисленные требования своих духовных лидеров, они исполняют тем самым закон Божий — слова Господа. Хотя на самом деле значительную часть своих сил и времени они тратят на дела, не угодные Создателю, — выполнение человеческих заповедей и правил. Творец через Свое слово не раз говорил, что ждет от людей не формального исполнения религиозных, обрядовых предписаний, а любви к Нему, разумного служения в соответствии с установленным Им законом и сокрушенного, доброго сердца: «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой» (Втор. 11:13,14). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:11,16,17). «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6, см. также Мф. 23:23, Ис. 66:2, Мф. 12:7, Иер. 6:20, Ам. 5:22, Мал. 1:10, Рим. 12:1). Иисус упрекал иудеев в соблюдении человеческих постановлений вместо и сверх заповедей Писания: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9, см. также Мк. 7:7). «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня.. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мк. 7:6,8, см. также Мф. 15:1-6). Обратите внимание, в последнем из приведенных текстов Иисус процитировал ветхозаветное Писание: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). То есть мы в очередной раз видим, что Христос пытался возвратить людей к сути установленного изначально закона Создателя — к заповедям Божьим, научить людей сердцем любить Бога и друг друга, а не концентрироваться на формальном исполнении требований Талмуда и Торы. Евреи же, словно соблюдая инструкцию, исполняли множество обрядов, но только на словах любили Бога и ближних. Например, в вышеприведенном отрывке Евангелия от Марка (Мк. 7:6,8) речь идет не о простом омытии посуды из соображений гигиены, а о сложном ритуале очищения перед трапезой, действующем у иудеев до сих пор. А ведь это уже не исполнение закона Божьего, а законничество! Между тем истинный смысл закона оказался иудеями утерянным. Иисус обличал духовных лидеров своего времени: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23, см. также Деян. 7:53). Вероисповедание иудеев — это яркий пример религии, строящейся на оправдании делами. Так было раньше, так осталось и до сего дня. На «Еврейском сайте из Иерусалима» (www.evrey.com) я прочитал такое определение сути еврейского вероисповедания: «Основа еврейской веры — аксиома, выраженная в том, что на выполнении (или невыполнении) заповедей строится система наград и наказаний. Соблюдающий заповеди удостоится Грядущего Мира, а при благоприятных обстоятельствах еще в этом мире обретет материальное благополучие. Соответственно нарушитель заповедей не удостоится ни того, ни другого». На примере евреев хорошо видно, как скрупулезное исполнение многочисленных религиозных предписаний может постепенно превратить верующих в формалистов. Апостол Павел так говорил о законничестве иудеев: «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9:31,32). Когда многочисленные ритуалы занимают разум и сердца людей, они постепенно забывают истинного Живого Бога и Его любящий характер. Творец через пророков говорил иудеям: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). «Забывает ли девица украшение свое и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня» (Иер. 2:32, см. также Ис. 17:10, Иез. 22:12, Ос. 4:10, Ос. 8:14). При таком образе духовной жизни сердце человека постепенно «каменеет»: «Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» (Мк. 8:17,18). «Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал» (Ис. 42:20, см. также Мф. 13:14, Ин. 12:40, Ис. 6:9, Иер. 5:21). То есть евреи, вместо послушания и разумного служения Богу в соответствии с законом, данным Творцом Моисею, превратили свою религиозную жизнь в законничество. Иисус желал помочь людям научиться правильно расставлять приоритеты: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34). «Он (Христос — Прим. авт.) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа» (2 Кор. 3:6). Иудеи же, понимая завет с Богом, как закон буквы, стремились заработать себе «очки» перед Господом выполнением конкретных предписаний. Это как работа наемника: нужно делать только то, что указано в инструкции; выполнил план — и свободен; закончилась смена — дальше не заставишь бесплатно трудиться. Однако в такой религии нет души, нет взаимоотношений с Живым Богом. Как такой верующий сможет полюбить Творца и людей, если сердце его устремлено к закону? По завету духа, для человека на первом месте стоит уже не требование закона, а Сам Господь. Такой верующий хочет сделать Бога центром своей жизни. Он желает вникнуть в учение Творца, узнать Его характер. И когда он знакомится с любящим Богом, то в ответ начинает Его любить. А затем он старается в своей жизни совершать поступки, угодные Господу, исполнять Его заповеди, но уже не из стремления заработать спасение, а потому, что этого жаждет его сердце. Итак, фраза «Христос упразднил закон заповедей учением» в данном случае обозначает правильное расставление приоритетов. Иисус учил верующих верно понимать Божий закон — духом полюбить Творца и людей, а не превращать себя в рабов закона буквы. Сделаем вывод: апостол Павел, говоря об упразднении закона заповедей учением, имел в виду: По пункту 1 — прекращение действия закона Моисея, ввиду того что его время прошло, ведь закон Моисея был детоводителем ко Хрис ту. Однако, повторим, это не означает, что упразднены все ветхозаветные заповеди. Лишь исполненные заповеди прекратили свое существование. Учение Христа является замещением и продолжением закона Моисея. По пункту 2 — воспринимать взаимоотношения с Богом не как закон буквы, но как завет духа. XII.VI. ОБВЕТШАВШИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ЗАПОВЕДИ А сейчас давайте вернемся к пункту 1 и остановимся на анализе конкретных заповедей ветхозаветного Писания, которые обветшали, будучи исполнены. Таковых исполненных заповедей закона Моисея много, ведь прежний завет базировался на жертвоприношениях и иных обрядах, являвшихся детоводителем ко Христу (см. Гал. 3:24). Также Ветхий Завет, как мы уже упоминали, содержит уголовные правила, которые вне теократического государства потеряли для людей свое значение. Имеются в нем и постановления, оберегавшие духовную изоляцию Израиля: ведь тогда целью Творца было сохранение чистоты веры в Единого Живого Бога. Но когда пришла полнота времени (см. Гал. 4:4), тогда учение Создателя и Его Благодать начали распространяться по всему миру, а значит, изоляция потеряла смысл. В стихах Еф. 2:13-15, с которых мы начали разбирать эту тему, апостол Павел как раз и говорит об этом: «Из двух (иудеев и язычников. — Прим. авт.) создать в Себе Самом одного нового человека». Давайте повнимательнее посмотрим на упомянутые при рассмотрении пункта 2 заповеди (мицвоты) письменной Торы: 52-я заповедь из разряда «не делай» запрещала браки с язычниками, не допуская возможности через родственника (мужа, жену, мать, сестру, невестку) отойти от Единого Живого Бога в идолопоклонство (см. Суд. 3:5-7, 3 Пар. 11:3-8, Езд. 9:11,12); 113-я заповедь из разряда «не делай» запрещала работать на первородном животном, которого должны были принести в дар Господу. Все первородное от человека до скота посвящалось Творцу в воспоминание об искупленных первенцах, которые были спасены посредством заместительной жертвы — пасхального агнца, символизирующего Христа, при выходе евреев из Египта (см. Втор. 15:19, Втор. 14:23, Исх. 13:12, Чис. 18:15,17, также главу «Моисей и Иисус»); 69-я заповедь из разряда «делай» предписывала за совершенный грех приносить в жертву животное без порока (см. Лев. 4:27,28, Лев. 5:5-10). Мы видим, что эти заповеди ветхозаветного Писания, вместе с подобными им, теперь стали не нужны, будучи исполненными служением Иисуса. Однако многие предписания закона Моисея не потеряли своей актуальности и до сего дня. Посмотрите, часть заповедей (мицвот) из Пятикнижия Моисея повторяются в Новом Завете: 184-я заповедь из разряда «не делай»: «Никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота» (Лев. 7:26), в Новом Завете (НЗ) эта заповедь изложена следующим образом: «Воздерживаться от идоложертвенного и крови» (Деян. 15:29, см. также Деян. 21:25); 249-я заповедь из разряда «не делай»: «Не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11), в НЗ — «Отвергнув ложь, говорите истину» (Еф. 4:25, см. также Кол. 3:9); 304-я заповедь из разряда «не делай»: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (Лев. 19:18), в НЗ — «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим. 12:19, см. также 1 Пет. 3:9, 3 Ин. 1:11); 316-я заповедь из разряда «не делай»: «Начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22:28), в НЗ — «Начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5, см. также Еф. 6:5-8, 1 Пет. 2:13-15, Рим. 13:1-5, Тит. 3:1,2); 232-я заповедь из разряда «не делай»: «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор. 15:7), в НЗ — «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3, см. также Евр. 13:16, Гал. 6:10, 1 Ин. 3:17); 350-я заповедь из разряда «не делай»: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18:22), в НЗ — «Они сквернили сами свои тела. мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга» (Рим. 1:24,27); 205-я заповедь из разряда «делай»: «Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17), в НЗ — «Согрешающих обличай перед всеми» (1 Тим. 5:20, см. также Мф. 18:15, Тит. 2:15); 210-я заповедь из разряда «делай», 5-я заповедь Декалога: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12), в НЗ — «Почитай отца твоего и мать» (Еф. 6:2, см. также Кол. 3:20, Мф. 19:19, 2 Тим. 3:2). Есть также повеления закона Моисея, не повторенные в Новом Завете, но которые нельзя признать ветхими. Посмотрите, нижеперечисленные заповеди Ветхого Завета так или иначе соответствуют духу Евангелия: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7); «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» (Лев. 18:6); «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца» (Лев. 19:32); «Не грабительствуй» (Лев. 19:13); «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13); «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего» (Лев. 19:14); «Не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди» (Лев. 19:15); «Не суди превратно тяжбы бедного» (Исх. 23:6); «Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2); «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды» (Исх. 23:1); «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8); «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему» (естественно, сказанное относится не только к ослам и волам) (Исх. 23:4); «Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:5); «Не делайте неправды в мере, в весе и в измерении» (Лев. 19:35); «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26); «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28); «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19:31) и мн. др. Хоть эти заповеди не повторены прямо в тексте Нового Завета, практически в любой церкви вам скажут, что нельзя ворожить, гадать, вызывать мертвых, нельзя произносить имя Господа напрасно, нельзя вступать в интимную связь с родственницей, обманывать, обвешивать, судить за деньги и т. д. и т. п. Поэтому ни в коем случае нельзя утверждать, что Иисусом Христом были упразднены все заповеди закона Моисея. Также, как мы увидели, нельзя заявлять, что христиане должны соблюдать только те повеления из ветхозаветного Писания, которые повторены в Новом Завете. Все заповеди Божьи, которые не были исполнены, останутся действующими для человечества, «пока не исполнится все» (Мф. 5:18, см. также Ис. 34:16, Ис. 55:11, Лк. 16:17, Евр. 7:18). Давайте сделаем вывод: время Моисеева закона в том виде, в котором он был установлен на горе Синай, прошло. Настала пора прийти на Землю Сыну Божьему Иисусу и явить людям истинный характер Создателя. Христос призывал людей к любви и прощению, но не только. Иисус учил верующих правильно исполнять волю Божию, которую они ранее узнавали через пророков, а теперь слышали из Его уст: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50). «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Если проанализировать слова Христа, изложенные в Новом Завете, то отчетливо видно, что Его учение, как и ветхозаветное, состоит в соблюдении определенных правил. Таким образом, учение Иисуса — это призыв к человеку жить согласно воле Божьей — по заповедям Нового Завета и заповедям, которые были даны Богом в ветхозаветном Писании, но еще не были исполнены.
XII.VII. ЗАКОН СВОБОДЫ Однако не все так считают. Нередко сегодня освобождение от закона заповедей люди воспринимают как подаренную Спасителем полную свободу от любых ограничений. Такой догмат тоже отсутствует в исторически распространенных христианских конфессиях. Но, напомним, что в этой книге мы будем рассматривать разные богословские теории, чтобы нам легче было разобраться в сути учения Библии. Подтверждают наличие закона свободы такие верующие цитатой из Нового Завета: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:12). Действительно, из данного текста можно сделать вывод о существовании закона свободы. Однако нужно разобраться, о какой свободе здесь идет речь. Закон свободы воспринимается многими людьми как замещение упраздненного закона заповедей (см. Еф. 2:15). Понятие закона заповедей мы детально разобрали в предыдущей главе. Так и есть, Новый Завет сделал верующих свободными от необходимости соблюдения многочисленных обрядовых заповедей закона Моисея и, тем более, установленных самими же людьми ритуальных предписаний (см. Гал. 2:1-5). Давайте теперь посмотрим, что еще о законе свободы говорит текст Священного Писания. Напомним, что когда мы встречаем в Библии слово «закон», то необходимо по контексту понять, о каком именно «законе» в каждом конкретном тексте идет речь. Как мы уже упоминали в главе «Божий закон», под понятием «закон» в Священном Писании могут подразумеваться: Тора (Пятикнижие Моисея), все ветхозаветные священные письмена, свод законов Моисея и все действующие Божьи заповеди. Кроме этого, слово «закон» может обозначать и законы, установленные людьми (см. Ис. 10:1, Быт. 47:26). Именно контекст указывает на верное понимание данного понятия в конкретном тексте Писания. В рассматриваемом нами стихе Иак. 2:12 под словом «закон» подразумеваются все действующие Божьи заповеди. Поэтому Иаков здесь же говорит и о суде по этому закону. В Новом Завете не найти ни одного примера, где учение Иисуса преподносится как освобождение от всех запретов и ограничений. Зато есть множество стихов, говорящих об обратном. В предыдущей главе мы увидели, что Ветхий Завет предписывал соблюдать определенные правила и Новый Завет содержит множество наставлений, большая часть из которых — это неотмененные ветхозаветные заповеди. Посмотрите, в широко известной нагорной проповеди Христос не говорил об отмене наказания за неисполнение закона Моисея, но, напротив, предупреждал о неминуемой строгой ответственности людей за нарушение морально-нравственных заповедей, установленных Господом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:27-29, см. также Мф. 5:22,30,32). Об этом не раз говорили и апостолы (см. 1 Кор. 6:9,10, Гал. 5:19-21). Где же тут полная свобода от закона? Также Иисус говорил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Может ли принципиально быть в иге и бремени свобода? Конечно, нет. Иго подразумевает какие-либо ограничения. Только Божии ограничения — это благо для человека! А где изложены и в чем выражены эти ограничения? Конечно, в Божьем законе, то есть в конкретных заповедях Библии. Если вникнуть в учение Священного Писания, становится понятно, что закон Творца мудр и дан людям для их же блага. Заповеди можно сравнить с дорожными знаками, которые призваны помогать соблюдающим их водителям, оберегать их от беды: «Заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13). «Закон Господа совершен. откровение Господа верно. Повеления Господа праведны. заповедь Господа светла... и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Пс. 18:8,9,12). «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда м ир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские» (Ис. 48:18, см. также Пс. 18:8-12). Поэтому следовать воле Господа не сложно, а даже приятно для человека, любящего Своего Создателя и доверяющего Ему. Вот что имел в виду Иисус, говоря: «Бремя Мое легко». Библия учит анализировать закон свободы и исполнять его. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя... кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем... блажен будет в своем действии» (Иак. 1:22,25). Здесь мы вновь видим, что закон свободы содержит какие-то ограничения, раз в него нужно вникать, в нем следует пребывать и его слова исполнять. Давайте попробуем вникнуть в этот закон, как предписывает нам Священное Писание. Иисус сказал так: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Звучит, на первый взгляд, однозначно. Однако, как мы уже говорили, нельзя вырывать стихи из контекста повествования Библии. Некоторые верующие не обращают внимания на слова Иисуса до и после вышеприведенного высказывания. Сначала Спаситель отметил: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31). Только затем Иисус сказал: «И познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). При чтении текста целиком видно, что свобода поставлена Христом в прямую зависимость от пребывания в Его Слове. То есть соблюдение заповедей Господа дает человеку подлинную свободу. А затем Христос заявил: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34,36). Этим Иисус объяснил, от чего именно Он пришел дать людям свободу. То есть в рассматриваемых стихах (Ин. 8:31-36) Христос говорил не о свободе от запретов, а возвещал о том, что четкое следование Его учению поможет людям освободиться от грехов (см. также Мф. 1:21, Мф. 26:28, 1 Ин. 1:7, 1 Ин. 3:8, Евр. 9:26, 1 Пет. 2:24). Рассуждая об истине, апостолы также поясняли, что ее познание не делает человека свободным от ответственности за совершаемые грехи: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи (жертвы Христа. — Прим. авт.)» (Евр. 10:26). «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13, см. также 1 Пет. 2:16, Иак. 2:12). Итак, исследовав тексты Библии о свободе, можно сделать вывод, что Иисус и апостолы призывали людей к свободе: 1) от исполненных заповедей закона Моисея и религиозных предписаний, придуманными сверх него людьми, 2) от греха. Посмотрите, во многих текстах Священного Писания моральная зависимость человека сравнивается с неволей. Тех, кто обладает скверной чертой характера или подвержен дурной привычке, Библия называет рабами греха и узниками, находящимися в темнице: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Пр. 5:22, см. выше Ин. 8:34, а также Рим. 6:6,22, Рим. 8:2, Деян. 8:23, Тит. 3.3). Спросите, например, у пьяницы, наркомана или курильщика свободен ли он? Скорее всего, вы услышите ответ: «Свободен!». Но правда ли это? Конечно, нет. Этот человек — раб разрушающего греха и просто не осознает или не хочет осознать этого. Священное Писание ясно возвещает, что Бог желает «узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:7). Давайте сравним два текста из Ветхого и Нового Заветов: 1. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня... проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1,2). 2. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня... проповедывать пленным освобождение... отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19). В первом случае пророк Исаия рассказывает о грядущем Мессии. Во втором — Иисус это пророчество относит к Себе, цитируя Писание. Из Евангелий мы знаем, что Христос никаких тюрем не открывал и пленников не освобождал из неволи. То есть приведенные тексты доказывают, что изначально одной из задач Христа была проповедь узникам греха вести о свободе. Напомним, что Иисус дал людям помощника в борьбе с грехом — Духа Святого: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17, см. также Гал. 4:6, Деян. 2:38, Деян. 5:31,32, Рим. 5:5, Еф. 1:13, 1 Фес. 4:8, Тит. 3:3-6). Стоит отметить, что подавляющее большинство прихожан нашей церкви довольно быстро избавляются от дурного: бросают курить, выпивать, переедать, сквернословить. и начинают вести здоровый и высоконравственный образ жизни.
XII.VIII. ГРЕХ И ЗАКОН Теперь мы остановимся на природе греха. Иисус неоднократно говорил людям: «Не греши» (см. Ин. 5:14, Ин. 8:11). Но как можно не грешить, если не знать, что такое грех? Слово Божие все объясняет: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7:7). «Законом познается грех» (Рим. 3:20). «Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (1 Кор. 15:56). «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). То есть грех стоит в прямой зависимости от закона Божьего. С одной стороны, закон «порождает» грех, так как человек нарушает установленные Богом заповеди, но с другой <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|