Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XII. X. Оправдание верой. Вера и дела




Существует и еще одна теологическая концепция, ставящая под сомнение необходимость соблюдения каких-либо заповедей, — «оправда­ние по вере». Она близка к «оправданию по благодати» и «закону свободы» (см. главы «Закон, вложенный в сердце. Благодать», «Закон свободы»), то есть противоположна другой крайности — иудейскому «оправданию делами» (см. главу «Закон заповедей и учение»).

Безусловно, в духовном росте человека его вера играет огромную роль. Именно через веру во Христа мы имеем обетованное спасение:

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Госпо­дом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).

Но веру, как свободу и благодать, нужно правильно понимать в контексте всего учения Библии. Сегодня веру в Иисуса некоторые хрис­тиане считают единственным и достаточным основанием для получения прощения всех грехов, наследия Парствия Божия и счастливой жизни здесь, на земле, в предвкушении небесного счастья. Данную точку зрения эти верующие подтверждают библейскими текстами:

«Делами закона не о правдается пред Ним никакая плоть. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:20,28).

«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11).

Слово оправдывается означает — становится праведным перед Богом. Если проанализировать приведенные стихи с учетом контекста, то можно предложить два варианта их толкования как отдельно, так и совместно:

I. Апостол Павел здесь говорит о невозможности человеку стать в глазах Творца праведным только благодаря формальному исполнению закона при отсутствии у него действенной веры, выражающейся в пра­ведных мыслях и делах.

Иисус указывал духовным учителям Израиля на то, что они уте­ряли истинную веру: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что. оставили... суд (справедливость. — Прим. авт., см. Втор. 10:17,18, Втор. 24:17, Пс. 9:39, Пс. 81:4, Иер. 22:3), милость, веру» (Мф. 23:23).

Да, фарисеи и книжники выглядели праведниками и исполняли большинство заповедей закона Моисея: не убивали, не воровали, не поклонялись идолам, справляли установленные праздники, приносили жертвы... А также тщательно выполняли множество религиозных пред­писаний, установленных мудрецами и старцами сверх письменной Торы. И этого, они считали, более чем достаточно, чтобы быть в глазах Бога праведными. Но без живой ищущей веры их старания оставались на­прасными, так как это была не та праведность, которую хотел видеть Создатель в людях. Апостол Павел так говорил о самоправедности евреев:

«(Израильтяне. — Прим. авт.) имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь по­ставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:2,3).

Как следствие, многие иудеи утратили справедливость, милость, веру (см. выше Мф. 23:23) — качества характера, наличие которых слож­но увидеть в человеке. Они перестали задумываться о смысле заместительных жертвоприношений, превратившись в формалистов. В таких верующих со временем притуплялось осознание пагубности греха, соб­ственной греховности и одновременно завышалась личная самооценка (см. Лк. 18:9-14). Результатом чего, конечно, становились их недобрые мысли и дела. Такой формалист на Суде скажет Богу: «Да, возможно, я допускал дурные поступки. Однако я чист, так как всегда строго испол­нял большинство заповедей закона». Конечно, такое «соблюдение» Божьего закона не будет этому человеку оправданием, если вера его была неис­тинной, то есть душа и дела его были нечисты.

II. У человека не получается правильно исполнить весь закон, чтобы стать в глазах Бога по-настоящему праведным:

«Нет праведного ни одного... все согрешили» (Рим. 3:10,23, см. также Еккл. 7:20).

Вспомните, в главе «Миссия и учение Иисуса Христа» мы раз­мышляли над заповедями Господа. Указывая людям на истинный смысл Божьего закона, Христос говорил, что заповедь «не убивай» заключается не только в прямом отказе от убийств, но и в постоянной жизни без гнева и оскорблений, а заповедь «не прелюбодействуй» включает в себя и чистоту мыслей (см. Мф. 5:21,22,27,28). Бог сердцеведец и знает все наши помыслы, поэтому по отношению к истинным требованиям закона мы все неправедны.

Весть Евангелия — это вменение людям через веру праведности безгрешного Иисуса (см. Евр. 4:15), который, не согрешив, правильно исполнил все требования закона:

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет. 3:18).

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

«Найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:9, см. также 1 Пет. 2:21,22, Рим. 3:21-24, Рим. 5:1,9,16,17, Рим. 10:4, 1 Ин. 3:5).

Даже если представить, что верующий в точности может соблюсти весь закон, то и в этом случае само по себе исполнение заповедей закона Моисея не может спасти (оправдать) человека: его оправдывает за­местительная жертва Иисуса, представленная в виде прообразов в этом законе (см. Евр. 10:1,4,11,14). Поэтому теперь, когда все «заместитель­ные» заповеди исполнились во Христе, достаточно лишь верой принимать Его спасительную жертву:

«Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлин­но праведность была бы от закона... закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:21,24).

«Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21, см. также Гал. 5:4).

Однако вера в заместительную жертву Христа за наши грехи не дает нам права осознанно грешить (см. Евр. 10:26), нарушая Божий закон. Иисус не для того спускался на Землю и претерпел муки на кресте, чтобы затем уверовавшие в Него люди могли безнаказанно погрязнуть в похотях: блуде, пьянстве, обжорстве, страстях, возжеланиях. Посмотри­те, в третьей главе Послания к Римлянам, на некоторые стихи которой опираются сторонники теории безусловного «оправдания по вере» (см. выше Рим. 3:20,28), свои размышления Павел заканчивает выводом:

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверж­даем» (Рим. 3:31).

Какой закон утверждается верой? Конечно, не римский и не иудей­ский, а действующий закон Божий — неисполненные заповеди Ветхого Завета и Евангельские заповеди.

Отдельно хочется остановиться на тексте «праведный верою жив будет», который три раза повторяется в Новом Завете (Гал. 3:11, Евр. 10:38, Рим. 1:17). К сожалению, некоторые верующие не хотят заметить в этой фразе одно важное слово — праведный. Посмотрите, здесь Бог обещает жизнь не всем верующим людям, а лишь праведным. Библейское определение понятия праведности мы дадим чуть ниже, в главе «Понятия святости и праведности». А пока достаточно понять главное:

1) верою будут жить не все верующие, а праведные;

2) это выражение не является новацией Нового Завета, а принад­лежит ветхозаветному Писанию: «Душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4, см. также Быт. 15:6). В послании к Римлянам (Рим. 1:17), произнося данную фразу, Павел пря­мо говорит, что он цитирует Писание. То есть и ранее Богом возвещалась необходимость праведной жизни и веры в Него. Только с установлением Нового Завета у закона Божьего появились новые заповеди, одна из которых провозглашает, что отныне нужна вера не только в Отца, но и в Сына:

«Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (1 Ин. 3:23).

Очень важно понять, что вера, как таковая, присуща не только праведным людям:

«И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19).

Поэтому, один только факт наличия веры, как признание суще­ствования Бога Отца и Христа, пришедшего в мир, не гарантирует спасения. Священное Писание недвусмысленно говорит, что если чело­век не приносит доброго плода, то его вера мертва:

«Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26,20).

Объясняя это утверждение, апостол Иаков приводит в пример Авраама:

«Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жер­твенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2:21,22).

Здесь мы видим, что вера нам помогает принимать решения. Апо­стол Павел говорил, что верой мы можем получить помощь Духа Святого:

«Благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14).

То есть, в соответствии с учением Библии, результатом истинной веры должны становиться реальные добрые дела человека. Иисус неоднократно сравнивал дела с плодами, по которым нужно судить о характере людей:

«Всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца гово­рят уста его» (Лк. 6:44,45, см. также Мф. 3:10, Мф. 7:16).

Пример Христа очень нагляден. По этому правилу можно определить, истинно ли добр человек. Недобрый может сделать доброе, но не в состоянии творить благо постоянно, так как для него это противоестественно. Порывы недоброго сердца ему не удержать. А добрый человек не может делать злых дел, но творит добро, так как по-другому он жить не может (см. 1 Ин. 3:9). Так и виноградная лоза дает виноград, потому что по-другому она не может. Для лозы противоестественно родить репейник. Виноград она рождает без принуждения — это ее естество и смысл существования.

Размышляя о вере и делах, очень важно понять, что дела веры и дела закона кардинально отличаются: они имеют разные корни — мо­тивацию. Дела закона человек творит в надежде получить с их помощью спасение, а дела веры исходят из сердца. Подумайте, можно ли считать нравственными дела, совершенные человеком по принуждению, по при­чине необходимости или из прагматических соображений?

Таким образом, мы можем сделать вывод: истинные добрые дела должны являться естественным следствием нашей веры. Поэтому на Великом Суде вера будет хоть и определяющим, но не решающим фак­тором. Воздастся каждому именно по его делам. Данная весть содержится во многих текстах Библии:

«Ибо всякое дело Бог приведет на суд» (Еккл. 12:14).

«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каж­дому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10, см. также 1 Кор. 4:5, Ин. 5:29, Рим. 2:7,16, Рим. 14:10, Кол. 3:23-25, Еф. 6:8, Откр. 20:13).

Иисус Христос прямо заявлял, что мало просто иметь веру в Гос­пода, не подтверждая ее делами, то есть не исполняя в своей жизни Божьи заповеди:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Цар­ство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. =А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7:21,24,26).

«Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19, см. также Ин. 8:31, Лк. 6:46, Лк. 11:28).

Апостолы вторили Христу, предупреждая людей о необходимости исполнения заповедей Господа:

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4).

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обма­нывающие самих себя... кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполни­телем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1:22,25, см. также 2 Ин. 1:9, Откр. 14:12).

Таким образом, согласно учению Священного Писания, для насле­дования Царствия Небесного недостаточно одной лишь веры в Бога Сына и Бога Отца. Об этом же говорит и текст, с которого мы начали разбирать данную тему: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать,... то спасешься» (Рим. 10:9). Здесь спасе­ние стоит в прямой зависимости от дел и веры (у стами... исповедывать... и... веровать). Слова устами исповедывать говорят о необходимости открытого следования за Христом, невзирая на любые гонения, о проповеди Евангелия и постоянной жизни согласно учению Иисуса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...