Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия. Контрольные вопросы для самоподготовки. Раздел 5. Неврологические основы патологии речи. 5. 1. Афазия




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Присутствие в медико-педагогической консультации при обследовании детей с различными формами речевых и психоневрологических расстройств. Составление схемы истории болезни. Проведение наблюдения за обследованием ребенка. Анализ полученных данных. Составление медицинских и педагогических рекомендаций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Причины расстройства мозгового кровообращения.

2. Клинические проявления инсульта и его последствий.

3. Черепно-мозговая травма и ее последствия. Характеристика пяти синдромов после травмы и объяснение их возникновения.

4. Особенности проявления психоречевых расстройств при минимальной мозговой дисфункции.

РАЗДЕЛ 5. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ

5. 1. Афазия

Афазия – утрата сформированной речи. История изучения. Значение работ Брока и Вернике в изучении афазии. Причины возникновения афазии. Современная классификация афатических нарушений по материалам работ А. Р. Лурии.

Особенности проявления моторной и сенсорной афазии. Моторная афазия с эфферентным и афферентным компонентом. Особенности лобных расстройств при моторной форме афазии. Характеристика пространственных нарушений при афферентных формах афазии. Нарушение фонематического слуха как основа сенсорной афазии. Акустико-мнестические расстройства. Лексико-семантические расстройства. Амнестические расстройства. Нарушение чтения и письма при афазии. Лечебно-коррекционные методы воздействия при различных формах афазии.

ДинакГика афатических нарушений.

5. 2. Алания

Алалия – системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения сенсомоторной области коры головного мозга доминантного полушария в доречевом периоде. История изучения. Причины возникновения алалии. Родовая черепно-мозговая травма как причина поражения сенсомоторной области коры головного мозга. Виды алалии в зависимости от преимущественного поражения сенсомоторной области (нижнелобной, нижнетеменной, верхневисочной). Особенности моторных и сенсорных расстройств. Динамика речевых нарушений. Спонтанная активизация речи. Возможность возникновения заикания при бурном оречев-лении. Необходимость раннего выявления алалии. Медицинская и педагогическая диагностика и помощь при алалии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка с алалией.

2. Наблюдение за обследованием ребенка, страдающего алалией.

3. Обсуждение полученных данных обследования.

4. Медицинские и педагогические рекомендации.

5. Соотнесение полученных данных обследования с литературными источниками.

6. Особенности моторных и сенсорных расстройств при алалии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. начение работ П. Брока и Р. Вернике для изучения афазии.

2. Современная классификация афатических расстройств.

3. Значение работ А. Р. Лурии для изучения высших корковых функций человека.

4. Механизм порождения речи по работам Т. В. Рябовой (Ахутиной).

5. Особенности речевых нарушений при моторной и сенсорной афазии.

6. История изучения алалии.

7. Причины возникновения алалии.

8. Характеристика основных симптомов алалии и объяснение их происхождения.

9. Соотнесение особенностей речевых расстройств при разных формах алалии с преимущественной локализацией поражения в коре головного мозга.

10. Динамика речевых проявлений при алалии. Этапы речевого развития. Характеристика моторных и сенсорных расстройств.

11. Профилактика неуспеваемости школьника при стертых формах алалии.

12. Дислексия и дисграфия как этап речевого развития при алалии.

5. 3. Дизартрия

Дизартрия – несформированность звукопроизносительной стороны речи, обусловленная нарушением иннервации речевой мускулатуры. История изучения. Причины возникновения. Локализация поражения. Формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, подкорковая (смешанная), корковая. Детский церебральный паралич и псевдобульбарная дизартрия. Степени выраженности клинических проявлений. Расстройство общей и артикуляционной моторики, фонации и дыхания. Особенности речевых нарушений при различных формах дизартрии. Сравнительная характеристика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии. Возрастной аспект возникновения дизартрических расстройств. Органические и функциональные расстройства как проявление различных степеней выраженности поражения нервной системы. Стертая дизартрия и дислалия. Необходимость раннего выявления дизартрических расстройств, логопедические занятия, ЛФК, лечебные мероприятия, общепедагогический комплекс.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего дизартрией.

2. Обследование ребенка с различными проявлениями дизартрических расстройств.

3. Обсуждение полученных материалов обследования.

4. Медицинские и педагогические рекомендации.

5. Значение комплексного коррекционного воздействия.

6. Методы лечебной гимнастики при детском церебральном параличе и дизартрии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...