Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Зарождение и развитие художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси.




5. Зарождение и развитие художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси.

Уже во второй половине ХVI века на территории Великого княжества Литовского, как тогда именовалась Беларусь, элементарные практические навыки по искусству можно было приобрести в учебных заведениях, которые создавались православными братствами, а также в школах при униатских церквях и католических костелах.

Предшественниками специальных художественных заведений на Беларуси можно считать иезуитские коллегиумы, существовавшие здесь с конца ХVI и до первой третьи ХIX столетия. В этих учебных заведениях, кроме общеобразовательных дисциплин, можно было получить хорошие знания в области изобразительного искусства. Наиболее значимым художественно-образовательным центром был Полоцкий иезуитский коллегиум (как среднее общеобразовательное учреждение, иезуитский коллегиум в Полоцке был открыт в 1580 году), преобразованный позднее в академию со всеми правами европейского университета. Рисование в нем преподавали французские художники. Впоследствии ведущая роль в деле становления профессионального художественного образования на Беларуси стала принадлежать Виленскому университету.

Следующий, наиболее значительный этап в развитии художественного образования на Беларуси, связан с рисовальной школой И. П. Трутнева.

в 1866 г ему было предложено организовать и возглавить рисовальную школу в Вильно. Виленская рисовальная школа ставила своей целью обучить рисованию желающих, чтобы они могли использовать полученные умения в различных ремеслах и фабричном производстве.

Обучение было бесплатным, строилось по программе, рассчитанной на трехлетний, а с 1902 года – на четырехлетний период. Вступительных экзаменов не было, расчет делался на естественный отсев менее одаренных воспитанников. Для нас представляет интерес тот факт, что за время своего существования Виленская художественная школа подготовила более 200 учителей рисования. Большинство из них оставались работать на родных белорусско-литовских землях

 

6. Художественно-педагогическое образование в советский период. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Г. В. Лабунской, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Б. П. Юсова.

Художественно-педагогическое образование в советский период. Реформа университетского образования в первые годы советской власти становится частью преобразований во всей системе народного просвещения. Отечественные университеты начинают претерпевать серьезную перестройку. Они рассматриваются как государственные учреждения, создаваемые для разработки, распространения теоретических и прикладных наук в трех ассоциациях: научной, практической, просветительской.

Подготовку кадров нового советского учителя начинают осуществлять учительские институты и система переподготовки учителей, создаваемая вновь в рамках государственной образовательной политики.

Для этого периода становления художественно-педагогического образования характерна повсеместная переработка учебных программ, пересматривались методы преподавания, усиливалась студийная работа по рисунку, живописи, определялись цели и задачи каждого курса обучения. В основу обучения был положен реалистический метод.

Подготовка учителей изобразительного искусства с высшем образованием в СССР началася в 1941 году с открытия первого художественно-графического факультета в Московском государственном педагогическом институте. Профессионально-педагогическая подготовка на факультете осуществлялась по следующим основным разделам обучения: специальное образование, профессиональное образование, психолого-педагогическая и методическая подготовка, педагогическая практика в школе. Преподавательскую работу осуществляли видные педагоги, ученые, художники. Уровень профессионально-художественной подготовки на факультете был достаточно высоким.

Г. В. Лабунская разрабатывала новые учебные программы и методики с учётом психологических особенностей и творческих возможностей детей различного возраста. В 1934 году была организатором первой Всемирной выставки детского рисунка в Москве.

Н. Н. Ростовцев используя историко-культурные примеры сформулировал теоретико-методологические положения академической системы логичного и последовательного воспроизведения натурных объектов.

В. С. Кузин в трудах по психологии изобразительного искусства развил основные методические положения Н. Н. Ростовцева о системе использования средств реалистического искусства, знаний, умений, навыков изображения в обучении художественным дисциплинам.

Б. М. Неменский создал целостное направление художественной педагогики - «Художественное образование как духовная культура», на основе которого разрабатывались программы художественного воспитания, детализованные для различных ступеней образования.

Б. П. Юсов разработал концепцию полихудожественного развития школьников, принцип целостного воспитания средствами всех искусств в виде их организованного взаимодействия.

Е. В. Шорохов исследования посвящены освоению студентами вуза композиционных закономерностей организации художественной формы, выяснению связей формы и содержания реалистических произведений, принципам построения изображения в формате.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...