Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

46. Деятельность и педагогические взгляды Я.А. Коменского.




46. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского.

К. выдвинул идею всеобщего начального обучения. Главное сочинение — «Великая дидактика», проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего в идее подражания природе (т. п. естественный метод образования). Эта идея предполагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы.

Используя этот принцип ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая — самостоятельное наблюдение; вторая — практическое осуществление; третья — применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах; четвертая — умение рассказать о результатах своего труда.

 Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:

 

— материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);

— школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);

—для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);

—академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.

 

Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему.

 

Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:

 

1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы.

2. Разработка возрастной периодизации.

3. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира.

4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения.

5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.

6. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Книга Я. А. Коменского «Материнская школа» — первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания.

 

 

47. Педагогическая система К. Д. Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — выдающийся педагог-теоретик и практик, разработал дидактическую систему. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

 

К. Д. Ушинский считал, что в воспитании и обучении надо придерживаться определенных принципов.

Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.

Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Следуя принципу развивающего обучения, ведущему начало от И. Ф. Гербарта, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указывая на единство этих двух начал в формировании гармонично развитой личности.

Выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка семья и личность учителя.

Применительно к России выделил три принципа воспитания: народность, христианская духовность и наука.

 

48. Теоретические и практические аспекты воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936 гг. ), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучил проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

Сформулировал законы жизни коллектива, определил принципы и стадии его развития.

Группа, чтобы стать коллективом, должна пройти следующие стадии.

Первая стадия – становление коллектива. Коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Она считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности.

На второй стадии усиливается влияние актива, который не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет эти же требования к членам коллектива. Цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. характер требований, предъявляемых друг другу к членам коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

На последующих стадиях каждый школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, М. называл перспективной. Три вида перспектив: близкая, далекая и средняя. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Выдвигается при сформированном работоспособном активе. Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая цель.

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив.

В теории формирования ученического коллектива важное место занимает принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредовано, через первичный коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается.

Одним из важнейших подходов М. в теории и практике воспитания является его метод работы с организацией отношения к прошлому, настоящему и будущему личности подростков. Деятельность воспитывающихся есть единственное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и воспитывает человеческие качества-духовные и физические. М. применял различные методы воздействия коллектива на личност. Педагог утверждал, что внешняя культура совершенно необходима, так как она поднимает человека в собственных глазах и помогает ему прямо держаться на ногах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...