49. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 гг.
49. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 гг. В 1949 году законодательно был оформлен переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70 % по сравнению с предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения сети средних школ. Большое развитие получили в послевоенное время созданные в 1943 году школы рабочей и сельской молодежи (вечерние и сменные).
В послевоенные годы был создан новый тип школы — школа-интернат для детей, потерявших одного или обоих родителей. В школы-интернаты принимались дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых отсутствовали необходимые условия в семье.
24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 60-х годов.
Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход к которому полностью завершился в 1963 г. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве.
Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.
На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.
Поэтому в 1964-1966 гг. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой.
Неоправданно увеличился прием в вузы и техникумы. Позже было введено обязательное среднее образование. В то же время заметно сократилось по стране количество среднего технического персонала. Переизбыток специалистов с высшим техническим образованием привел к тому, что их использовали вместо техников. Заметно упал престиж высшего образования. В свою очередь, это привело к перераспределению зарплат.
На волне демократизации общественной жизни, повышения социально-политической активности людей во второй половине 1950-х гг. стержневой основой творческих исканий педагогов-новаторов стал педагогический опыт А. С. Макаренко. Созданная выдающимся педагогом технология организации и сплочения детского воспитательного коллектива была с успехом применена десятками директоров школ и детских домов Москвы и других городов. Проблемы развития детского воспитательного коллектива исследовали видные ученые-педагоги 1960-80-х гг.: М. Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, Н. С. Дежникова, С. Э. Карклина, И. А. Каиров, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марь- енко, Л. И. Новикова, И. Б. Первин, Б. Е. Ширвиндт и др.
Вместе с тем педагогическое учение А. С. Макаренко о воспитательном коллективе искажалось в угоду идеологическим канонам того времени. В частности, гипертрофировалась роль детского коллектива в воспитании личности. Государственная доктрина утверждала приоритет коллективно-общественного над личностно-индивидуальным.
Показателем крайне негативных оценок идеи воспитания личности в коллективе явилось множество публикаций в конце 1980-х - начале 90-х гг., авторы которых отрицали всю систему советского коллективного воспитания и обвиняли ее в полной несостоятельности. Ведущее место в этом потоке публикаций занимали «ниспровергатели» А. С. Макаренко как создателя системы коллективного воспитания в СССР (Ю. П. Азаров и др. ). Однако взвешенный, конструктивный анализ истории развития теории и практики коллективного воспитания показал, что пренебрежительное отношение к педагогическому опыту прошлого, к истории педагогических идей и взглядов просто недопустимо. Не случайно, опыт и наследие А. С. Макаренко стали предметом пристального изучения исследователей созданной в 1968 году лаборатории «Макаренко-реферат» при Марбургском университете.
Обновленная программа школьного воспитания представлена в официальных документах Министерства образования России 90-х гг. XX в. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся.
50. Модернизация системы образования в РБ в конце XX –начале XXI вв. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в РБ и их влияние на развитие национального самосознания личности. «Гос. программа развития бел. языка и др. нац. языков в Белорусской ССР», Закон «Об образовании в РБ», Закон «О правах ребенка». Воспитательные цели сформулированы в: Концепция развития детского движения в РБ; Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь (1997 г. ); Состояние и пути развития школьного образования РБ (1997 г. ); Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (1999 г. ); Рекомендации по организации воспитательной работы (1999 г. ).
Реформа белорусской школы (1998): задачи, направления, результаты. Дискуссии вокруг школьной реформы. Обновление нормативно-законодательной базы системы образования. Законы РБ «Об общем среднем образовании»(2006), «О высшем образовании» (2007). Введение образовательного стандарта «Общее среднее образование». Актуальные проблемы управления образованием: централизация и децентрализация. Демократизация школы. Понятие «демократическая система образования». Школьные системы образования на современном этапе: сроки обучения, структура, модели. Основные дидактические концепции (традиционная, рационалистическая, феноменологическая). Типология образовательных реформ. Условия и оценка эффективности трансформационных процессов в образовании. Мировые тенденции развития высшей школы. Интернационализация высшего образования. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса. Образование на постсоветском пространстве: интеграция и дезинтеграция. Провозглашение государственного суверенитета Беларуси в 1991 г. потребовало создания национальной системы образования, которая, сохранив все положительнве аспекты, сложившиеся в предыдущие десятилетия, ориентировались бы на этнические, культурные, экономические особенности Б и международные образовательные нормы-с другой. Были созданы специальные условия для обучения родному языку и культурному наследию тех представителей национальностей, которые проживают в Беларуси. Важным шагом в становлении национальной системы образования РБ стало принятие Закона «Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь» (1991). В нём провозглашались принципы государственной политики в области образования: его приоритетность, обязательность общего базового образования и т д. Стали зарождаться новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодёжи. В их числе: отказ от моноидеологии, возрождение интереса к белорусской культуре и языку, создание разнообразных типов учебных заведений и др.
Положительных тенденций развития системы образования в РБ в 90-е гг: переход к личностно-ориентированному обучению, разработка принципов вариативного образования, обновление содержания гуманитарного образования, появление новых типов учебных заведений, введение различных профилей обучения и элективных курсов. Состояние и перспективы развития национальной системы образования (2000-2016). Кардинально улучшена законодательная база, регулирующая отношения в сфере образования (законы «Об образовании» (1991), «О профессионально-техническом образовании», «Закон РБ об общем среднем образовании» (2006) и др. ). Динамично развивается система дошкольного образования (сезонные игровые площадки, разновозрастные группы, детский сад-школа). Развитие общего среднего образования остаётся приоритетным в государственной политике страны и характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования. Введена 10-балльная система оценок, что позволило решить проблему объективности и дифференцированного подхода к оценке знаний. С 2003 г. системно осуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования. Характерной чертой развития высшей школы РБ является переход к массовому образованию. Значительное влияние на укрепление кадрового потенциала системы образования республики оказывает деятельность учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров педагогического профиля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|