Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях




      3. 1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях

Текст – это цель и одновременно результат речевого взаимодействия, хотя на бытовом уровне этот термин трактуется обычно более узко – как речь, зафиксированная на письме. Подобная трактовка неверна, поскольку не учитывает такие способы речевой деятельности, как говорение и слушание. А это несправедливо даже с практической точки зрения: ведь любой из нас в жизни говорит (или слушает) гораздо чаще, чем пишет (или читает). В рамках речевой деятельности текст рассматривается как продукт речемыслительной деятельности субъекта речи (автора) и как материал для восприятия, понимания и интерпретации его адресатом. Именно поэтому текст называют ещё речевым произведением.

Неизбежно возникает вопрос об объёме текста: можно ли, например, считать текстом таблички типа Не курить!, или факультетское расписание занятий, или обмен этикетными репликами-приветствиями (Привет! – Здорово! ). Да, безусловно, это тексты, потому что во всех случаях есть субъект речи, коммуникативная цель, адресованность. И объём речевого произведения может быть разным: от небольшой вывески, пословицы, рецепта, афоризма до романа-эпопеи.

Первоначальное значение слова текст, заимствованного из латинского языка (textus) означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому «важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется» (Н. С. Валгина)[8]. Под текстом подразумевается последовательность языковых единиц, обладающая прежде всего смысловой целостностью и связностью, поскольку текст (как речь вообще) материален, однако служит для выражения определённого содержания. Выражаясь научным языком, смысловая целостность и связность – это текстовые категории, то есть существенные и взаимосвязанные признаки текста.

Безусловно, текстовых категорий гораздо больше, и относительно их количества в науке ещё ведутся споры. В таблице 1 названы и охарактеризованы наиболее важные из них с точки зрения предмета «Русский язык и культура речи».

                               Таблица 1

Основные текстовые категории                                                                                                                                           

Категория Значение категории Комментарий
Коммуникатив- ность (адресованность)   Направленность на восприятие текста адресатом, включающая в себя выбор адресата и учёт его фоновых знаний, заинтересованности в общении и т. д. Формирование стратегии речи: информативная, воздействующая и т. д. С этой точки зрения текст может быть индивидуально ориентированным (адресат конкретный человек или несколько человек), массово ориентированным (адресат – некий коллектив, сообщество) и неопределённо ориентированный (адресат – любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом)
Целостность (смысловая завершённость) Соотнесённость текста с отражаемым объектом как результат воплощения авторского замысла; отражение в тексте связей и зависимостей, существующих в реальной действительности

 

 

В рамках текста образуют неразрывное единство, поскольку внеязыковое содержание, смысл выражаются именно языковыми средствами. Любой композиционно-речевой показатель связности текста (например, лексический повтор) одновременно является и показателем смысловой цельности

Связность (связанность) 1) Передаваемое или создаваемое речью объединение фактов и явлений действительности в единое целое. 2)Отношения коммуникативной преемственности между предложениями текста
Субъектная организация (авторизация) Воплощение авторского Я и других субъектно-речевых планов (в том числе «образа автора») на композиционно-речевом уровне

Обе категории отражают присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др. ). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что особенно характерно для строгих стилей), или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля)

Тональность (текстовая модальность) Выражение отношения автора к сообщаемому; психологическая позиция субъекта речи по отношению информативному содержанию, к адресату и к ситуации общения  

 

              В связи с последними двумя категориями текста (субъектной организацией и тональностью) особого пояснения требует терминологическое употребление словосочетания точка зрения, означающего преломление явлений окружающей действительности через наше восприятие, сознание, оценку. Точка зрения может принадлежать автору текста, или другому лицу, или быть неопределённо-обобщённой. Более подробно разновидности точки зрения, а также языковые способы её выражения представлены в Приложении 5.

Таким образом, автор текста посредством его взаимодействует с адресатом, который должен, восприняв текст, понять его содержание и авторское намерение. Но, будучи зафиксированным на каком-либо носителе информации, текст может быть ещё проанализирован и в других, например, научно-исследовательских целях. Так, предметом анализа могут стать заключённая в нём информация, структура текста, его жанровые (в т. ч. композиционные и речевые) особенности и многое другое.

Следует заметить, что термин текст в учебных целях может быть применён также и к части речевого произведения – относительно самостоятельному фрагменту текста: главе, параграфу, сверхфразовому единству и т. д. (характеристику этих и других единиц членения текста см. в табл. 4).  

► Можно ли считать текстом результат диалогического речевого взаимодействия? Почему?

► Приведите примеры текстов, по объёму равных одному предложению

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...