Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XIV.II. КРОТОСТЬ И АВТОРИТЕТ





В Евангелие мы видим, как Иисус дает строгое наставление Сво­им ученикам не возвышаться один над другим: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:25-27, см. также Мк. 9:35, Мф. 19:30).

Апостолы исполняли это наставление и, в свою очередь, передава­ли его своим ученикам:

«Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2:7).

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3).

Павел неоднократно учил сотрудников Христа кротости:

«Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Флп. 4:5, см. также Флп. 4:11,12, 2 Кор. 6:3-6, 2 Кор. 10:1, Еф. 4:2, Кол. 3:12, 1 Тим. 6:11).

То есть, согласно воли Божьей, между христианами не должно быть какого-то главенства и лидерства. У церкви только один глава — Иисус: «Христос глава Церкви» (Еф. 5:23), а все христиане — братья (см. Мф. 23:8, Еф. 1:22,23, Еф. 5:30, Кол. 1:18). Причем это должны были понять не только служители, но и простые верующие, часть из которых уже в апостольские времена начали возвышать своих духов­ных учителей. Апостол Павел указывал христианам Коринфа на это заблуждение:

«Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служи­тели, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я (Павел. — Прим. авт.) насадил, Аполлос поливал, но возрас­тил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3:4-7, см. также 1 Кор. 1:12,13).

Конечно, Бог не терпит анархии. Но истинный порядок в церкви должен быть основан не на иерархической подчиненности, а на смире­нии и взаимном уважении. Петр по отношению к служителям говорил:

«Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг дру­гу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).



Павел ему вторил:

«Это, братия, приложил я.., чтобы вы научились от нас ... и не превозносились один перед другим» (1 Кор. 4:6, см. также Еф. 5:21).

В наставлениях апостолов мы видим не только необходимость поддержания порядка в общине, то есть повиновение пастырям, «потому что Бог не есть Бог неустройства» (1 Кор. 14:33), но и обязательность соподчинения, смиренномудрия и запрет превозношения одних над дру­гими, что говорит о демократических основах управления церковью в поисках Божьей мудрости без доминирования каких-либо личностей — «мужу глава Христос» (1 Кор. 11:3). То есть апостолы не учили разви­тию централизованной власти и принятому сегодня почитанию мнения высокопоставленных служителей. Ранее в главе «Камень, на котором основана церковь» мы уже вспоминали случай, когда Павел учил Петра, указывая на его ошибки, хотя Павел был гораздо моложе и в то время имел меньший авторитет среди апостолов (см. Гал. 2:11,14). А о знаменитых старших братьях по вере Иакове, Петре и Иоанне Павел говорил: «В знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более» (Гал. 2:6).

Надеюсь, вы уже поняли, что Новый Завет содержит много нас­тавлений о недопустимости возвышения людей. Значит, данная тема является важной составляющей Евангельской вести. В одной из пропо­ведей Христос пояснил Свое отношение к превознесению одних верующих над другими. Обращаясь к народу и ученикам, Иисус дал четкие на­ставления будущим христианам:

«Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:8-12).

Между тем сегодня церковных служителей называют батюшка, святой отец, духовный наставник, падре, папа. Почему христиане пре­ступают такой прямой запрет Господа? Может, они думают, что в Библии допущена ошибка? Ведь отцами мы называем своих биологических от­цов, как же перестанем это делать? Да и учителя у нас в школах есть и наставники на работе. Конечно, в Библии не может быть вероучительных ошибок и противоречий. Если внимательно с самого начала прочитать текст 23 главы Евангелия от Матфея, все встанет на свои места.

Здесь Христос обращается к будущим христианам (см. Мф. 23:1). Он запретил тем, кто станут служителями, именовать себя учителями и наставниками, как это делали религиозные лидеры того времени — книжники и фарисеи:

«Книжники и фарисеи ... любят ... чтобы люди звали их: учи­тель! учитель!» (Мф. 23:2,6,7).

Также Иисус запретил христианам называть служителей отцами (см. выше Мф. 23:8-10). И речь здесь не о возвышении людей до претен-дования на славу Божью и именования себя Богом Отцом, как сегодня пытаются толковать эти стихи некоторые представители исторических конфессий. Христос этим наставлением предупредил, что человек не дол­жен становиться для другого человека духовным авторитетом. Иисус предвидел заблуждения церковных лидеров, которые, ошибаясь сами, могли ввести в заблуждение свою паству. Ведь многие люди зачастую всецело доверяют тому, кого считают своим наставником, учителем, называют отцом. Они верят ему на слово, порой не желая даже прове­рить услышанное, более того, стыдясь это сделать. Запрещая христианским служителям называть себя наставниками и учителями, а верующим обращаться к ним, называя отцом, Иисус желал не допустить в дальнейшем возвышения духовных учителей. Авторитет у человека должен быть только один — это Бог Отец и Христос.

Мы уже видели, что первые авторитарные проявления начались в церкви при апостолах (см. в главе «Обманчивость времен» 3 Иоан 1:9,10). Тогда же и сами верующие начали чересчур почитать христианских лидеров. Апостол Павел упрекал таких братьев: «У вас говорят: «я Пав­лов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:12,13, см. также 1 Кор. 3:4-7).

Задумайтесь, почему многие иудеи не признали в Иисусе долго­жданного Мессию (Христа)? Почему иудеи гнали христиан, считая их сектантами-богоотступниками? Все потому, что верующие евреи доверя­ли авторитету своих духовных учителей — фарисеев и книжников. А те боялись потерять паству, привычное уважение народа, положение в об­ществе, материальный достаток и поэтому «закрывали глаза», не желая видеть исполнившиеся в Иисусе многочисленные пророчества Писания. Нечто похожее происходит и по сегодняшний день. Люди следуют за духовными лидерами, слепо доверяя им во всем. Они и не догадываются, что те, в свою очередь, также слепо доверяют своим учителям — духовным наставникам, а те — своим. И так до самих епископов, которые всецело верят духовным отцам церкви — почившим «святым» старцам. В итоге такие верующие, будучи уверенными в исполнении ими воли Божьей, на самом деле нередко следуют предписаниям таких же, как они людей.

Некоторые представители исторически распространенных церквей в виде аргумента, опровергающего необходимость буквального исполне­ния запрета Иисуса именовать духовного наставника отцом, приводят в пример апостола Павла, который называл служителя Тимофея возлюб­ленным сыном (см. 2 Тим. 1:2, 1 Тим. 1:2,18). Если ученик — сын, размышляют они, значит, и наоборот, духовного учителя можно назвать отцом. Однако такой вывод можно сделать, лишь не желая прибегнуть к простому анализу Священного Писания. Из текста Нового Завета вид­но, что Павел знал Тимофея еще юношей, был хорошо знаком с его матерью и бабкой (см. Деян. 16:1, 1 Тим. 1:2-5). Поэтому нет ничего удивительного в том, что апостол называл Тимофея как братом (см. 2 Кор. 1:1, Кол. 1:1, Флм. 1:1), так и сыном. Также по-отечески Павел обращался к христианам Коринфа, объясняя это тем, что образно явля­ется их духовным родителем, так как первый принес им весть о Христе и принимал вместе с Силой и Тимофеем активное участие в их духовном росте (см. Деян. 18:1-11, 2 Кор. 1:19). Поэтому он прибегал к такой метафоре, чтобы коринфяне образумились и вспомнили то, чему он их учил: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:14,15, см. также Гал. 4:19, 3 Ин. 4, Деян. 20:31).

В целом же нет ничего общего между именованием учеников «деть­ми», обращением к хорошо знакомому молодому человеку «сын» и применяемым сегодня почетным званием «отец» ко всем церковным слу­жителям, в том числе незнакомым или малознакомым, что говорит о заочном уважении к ним, готовности подчинения, повиновения и послу­шания их указаниям без спора и сомнений. Вот почему в православии ученик при монастыре называется послушником. Он не должен сомне­ваться в том, чему его учит духовный отец. Именно для того, чтобы минимизировать возможность вводить в заблуждение верующих на ос­нове их слепого доверия своим наставникам, Иисус дал христианам такой прямой и однозначный запрет: «Не называйтесь учителями ... и отцом себе не называйте никого на земле ... и не называйтесь наставни­ками» (см. Мф. 23:8-10).

Конечно, и учителя в школе, и наставники на работе, и био­логические отцы всегда будут так именоваться. И в церкви были и останутся учителя и наставники (см. выше 1 Кор. 4:14,15, см. ниже Еф. 4:11, а также Деян. 13:1, Рим. 12:7, 1 Кор. 12:28, Евр. 13:7,24). Главное, чтобы они, самовозвышась, сами так себя не называли, верующих не просили и даже не позволяли им этого. Повторим, что духовный автори­тет, о котором говорил Иисус в Евангелие от Матфея 23:8-12, может принадлежать только Богу — Его учению, изложенному в Священном Писании.

Хочется отдельно отметить, что православные священники, я ду­маю, всем сердцем верят, что служат Богу правильно, исполняя волю Создателя. И это естественно, ведь будучи студентами семинарии от уважаемых преподавателей они слышат массу аргументов в защиту позиции своей конфессии. Кроме того, они сами много часов провели за книгами авторитетных богословов, подтверждающими или не опро­вергающими учение их церкви. Поэтому подавляющее большинство православных служителей искренне считают себя правыми, а представи­телей других конфессий — заблуждающимися.

Однако нужно понимать, что также искренне считают себя пра­выми служители всех других вероисповеданий. И не без оснований. Так, например, иудеи, получили избрание и закон от Самого Бога. Древнево­сточные церкви убеждены, что сохранили чистоту, так как своевременно вышли из отступающей от апостольского учения церкви. Католики знают, что их много и они как прежде едины, и т. д. Но ведь несмотря на то, что служители всех конфессий уверены в истинности своего вероучения, разумеется, все религии кто дальше, а кто ближе находятся относительно настоящей истины, которая всего одна и существует независимо от людей. Значит, многие уважаемые духовные лидеры обязательно ошибаются несмотря на то, что бы они сами о себе и других не думали.

Причем это заблуждение бывает достаточно серьезным. Иисус пре­дупреждал, что Его истинных последователей будут гнать, в том числе и глубоко верующие люди:

«Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет ду­мать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2).

Как мы увидели, вероучение каждой конфессии держится на авто­ритете духовных учителей. Поэтому так важно правильно расставлять приоритеты — на первое место ставить не авторитет людей, а неизменное учение Божье, к чему и призывал Иисус в рассмотренном нами выше тексте Евангелия от Матфея 23:8-12.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.