Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XIV.III. ВОЗВЫШЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ ОТ МИРА





Вспомним, что церковь, являющаяся собранием верующих (см. главу «Символ веры»), — это тело Христово. В этом теле все члены имеют свои функции. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а по­рознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй.. ; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; на­чальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:5-8, см. также 1 Кор. 12:12,27,28, Кол. 1:18,24, Еф. 4:11). Как и в любом теле, все члены церкви равнозначны и необходимы. Апостол Павел так говорил об этом: «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (см. 1 Кор. 12:18,21,22).

А что делается сейчас? После того как умерли апостолы и их близкие ученики, церковные служители постепенно начали отделяться от «рядовых» верующих. Понемногу епископы и пресвитеры становились не только и не столько руководителями административно-хозяйственной деятельности церкви, но, главное, авторитетами в области вероучения. А после «срастания» с государством «тело» церкви координально измени­лось: служители, позабыв о целостности тела церкви и равенстве перед Богом всех его членов, окончательно превратились в отдельную касту — христианское священство (клир), а простые верующие — в мирян. Одно­временно стали возрастать материальное положение и социальный статус высокопоставленных служителей. Этому ли учили христиан Иисус и апостолы? Первые служители Христа, несмотря на обширную паству, не жили в постоянном материальном изобилии. Посмотрите, как Павел пишет о труде ради Господа и своей нетребовательности:

«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно под­держивать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:33-35).



«Я ...   хотя терпел недостаток, никому не докучал» (2 Кор. 1:8, см. также 1 Кор. 4:11, 2 Кор. 11:27, Флп. 4:12).

Апостол Петр, обращаясь к пастырям, завещал, чтобы они слу­жили «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:3).

Со временем не только положение в обществе, но и одежда стали выделять церковный клир. Вы не задумывались, во что одевались апос­толы и первые христианские служители? Их облачение ничем не отличалось от одежды обыкновенных людей. Ведь все христиане просто являлись членами общин, в которых из прихожан были избираемы и поставляемы диаконы (служители) и пресвитеры (старосты). А над несколькими общинами для согласования их взаимодействий между собой и другими церквями были поставляемы из опытных верующих епископы. Это исторический факт, который и не пытаются опровергать богословы. Вот, что об истории возникновения священнических одежд писал православный богослов Александр Мень в книге «Таинство, слово и образ» (глава «Одеяния»):

«В ранней Церкви не было специальных культовых одежд. Исключение составлял «талит», кусок материи, которым в Иерусалимской общине, молясь, покрывали плечи и голову. Со временем возникла потребность в облачениях, отвечающих торжественности момента. Надевая их, служитель должен был отрешиться от всего будничного, осознать себя предстоящим Богу».

Как же сегодня одеты священники? В однотонные рясы, как бы символизирующие смирение и аскетизм. Но их скромный наряд зачас­тую украшают «дорогостоящие» элементы атрибутики: кресты размером с ладонь и др. А по праздникам скромность пропадает вовсе: одежда высоких иерархов может содержать чуть ли не килограммы драгоценных камней и металлов. Их мантия шьется индивидуально на заказ из изысканных материй. Такой гардероб сложно сравнить с одеянием уче­ников Христа. Посылая их на проповедь, Иисус запрещал им брать с собой даже перемену одежд, ведь Бог Сам позаботится о всем потребном для Своих служителей: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9,10, см. также Мк. 6:8,9).

Праздничное священническое одеяние популярные церкви объяс­няют опять же примером ветхозаветных священников, забывая о том, что времена первого завета давно прошли и что «нарядное» одеяние по закону Моисея имел лишь один Первосвященник (см. Исх. 28 гл., Исх. 29:5-9,29).

Представьте себе, что Павел, другой апостол или любой христианин-миссионер, жившие в первые три столетия после Христа, одев рясу либо какое-то другое нынешнее облачение церковного клира, понесли бы Евангелие по миру... Их бы не поняли ни иудеи, ни их священники, которые были практически в каждом городе существовавшей тогда Римской империи, ни язычники, ни сами христиане. Кто это пришел? Почему так одет?

Специальные облачения христианские служители начали одевать спустя столетия после Христа, когда церковь стала государственной, а клир уже заметно выделялся среди мирян, именно для усиления этого эффекта. И, конечно, нарядность одежд стала соответствовать должнос­ти священнослужителя. А чуть позже любому клирику нельзя стало даже выходить из дома в «неприличной одежде» под страхом наказания. Об этом говорит 27 правило VI Вселенского (православного) Трулльского собора 691—692 гг.:

«Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения».

Со временем и звания иерархов начали отражать высоту их положения в церкви и обществе. До сих пор официальные регалии служителей Христа заставляют усомниться в скромности людей, которые их носят. Сравните «брат» из Евангелия (см. Мф. 23:8, Деян. 28:15) и «Владыка», «Святейший», «Ваше Святейшество», «Его Высокопреосвященство», «Ваше Высокопре­подобие» и др. Согласно ветхозаветному Писанию, Первосвященник был один и именовался так, будучи первым и главным между священниками (см. Исх. 29:5-9,29, Чис. 20:25,26, Чис. 35:25). А откуда сегодня взялась такая масса превозносящих титулов? Над кем Владыка владычествует? Кого Свя­тейший святее? Более того, неужели человек — слуга Божий — может быть более свят, чем Сам Господь? Посмотрите, православный патриарх именуется «святейшим», в то время как Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух в Библии назва­ны просто святыми: «Отче Святый» (Ин. 17:11, см. также Ис. 43:15, Ос. 1:9), «Иисус ... Святый Божий» (Мк. 1:24, см. также Деян. 3:14, Деян. 4:27), «Дух Святый» (Деян. 13:2, см. также Лк. 3:22, Лк. 12:12).

Вспомните, что Иисус завещал своим ученикам не возвышаться ни друг перед другом, ни перед паствой. Он дал им и конкретные запреты: не име­новаться отцами, ни даже наставниками, но братьями (см. Мф. 23:8-11). Несложно себе представить, как все изумятся, если сегодня простой прихожанин католической или православной церквей назовет служите­ля, а тем более высокого иерарха, братом, как предписывает Евангелие.

С тех пор как церковь перешла под покровительство государства, в ней мы видим настоящий чиновнический аппарат: священники выде­ляются из прихожан своим одеянием, использованием богослужебного языка, не скрываемым якобы более высоком духовном положении перед Богом. Все клирики просят называть себя батюшками, отцами и даже не против, когда им целуют руки и подол. По телевидению без стеснения по­казывают, как малые служители за архипастырями носят шлейф мантии и т. д. Разъезжают иерархи церкви сегодня в кортежах представительского класса, как процветающие бизнесмены и влиятельные политические дея­тели. Для контраста вспомните, что Иисус с апостолами между селениями передвигались не на богатых колесницах и в Иерусалим Христос въехал не на коне, а на осле. Задумайтесь, какая огромная разница между Госпо­дом и теми, кто называет себя лишь Его учениками и слугами. А ведь Иисус предупреждал своих последователей: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24, см. также Ин. 13:16).

Апостолы учили служителей церкви быть положительным приме­ром во всем как внутри общины, так и вне ее, чтобы не допускать повода к упреканию в чем-либо христиан:

«Надлежит ему (епископу. — Прим. авт.) также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7).

«Во всем показывай в себе (епископу Титу. — Прим. авт.) образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2:7,8).

К сожалению, со временем понятия «монах», «поп», «кардинал» и подобные им из-за корыстного и далеко не святого поведения некоторых представителей духовенства иногда стали вызывать у людей неприязнь вместо уважения. Священники становились объектом для насмешек, не­положительными героями романов, сказок и анекдотов. Вспомните, например, популярное произведение А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» или роман А. Дюма «Три мушкетера».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.