Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XV . I. Библейские понятия «святость» и «праведник»




Сначала я предлагаю вспомнить то, о чем мы рассуждали в главе «Не многолетние только мудры». Необходимо осознать, что при жизни все «святые» были обыкновенными людьми, мало чем отличавшимися от сегодняшних хорошо известных либо чем-то выдающихся членов вашей церкви. А значит, естественно, они имели человеческие недостатки и слабости. Библия говорит, что нет ни одного безгрешного человека: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23, см. также Рим 3:9, 3 Цар. 8:46, 2 Пар. 6:36). Священное Писание показывает, что апостолы, проро­ки и патриархи были обычными людьми: Петр допускал лицемерие (см. Гал. 2:11-14), Павел считал себя грешным (см. Рим. 7:14-25), Варнава с Павлом имели разногласия (см. Деян. 15:36-40), пророк Иона уклонялся от исполнения воли Господа и роптал против явленной Им милости к ниневетянам (см. Иона 1:3, Иона 4:1), Иаков в сговоре с матерью Ревек­кой обманул отца, чтобы получить первородство (см. Быт. 27 гл.), десять основателей колен Израиля — дети Иакова — продали в рабство своего брата Иосифа (см. Быт. 37 гл.) и т. д. Библия утверждает, что безгрешен только Иисус Христос: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21, см. также 1 Пет. 2:22, 1 Ин. 2:1, 1 Ин. 3:5, Евр. 4:15).

Тем не менее умерших выдающихся христиан церковным реше­нием стали возводить в ранг «святых» и возносить на небо. И, конечно, первыми такой «чести» удостоились апостолы. Поэтому, давайте посмот­рим, что они говорили об отношении к себе других людей.

Апостол Петр во время своего изобилующего чудесами служения не давал преклонить перед ним колени:

«Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» (Деян. 10:25,26).

Также Павел и Варнава после произведенных исцелений не позво­ляли себя «обожествлять»:

«Мужи! что вы это делаете? И мыподобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:15).

Такое скромное поведение апостолов абсолютно соответствует духу первой церкви. В прошлых главах мы много рассуждали о кротости учени­ков Христа. Поэтому апостолам никто не поклонялся. В церкви они считались более опытными и уважаемыми среди равных братьев христиан. У них были помощники, но не было слуг и прислуги. Они имели огромное количество последователей, но не были богаты и даже терпели лишения, неся Евангелие по миру (см. 2 Кор. 6:3-5). То есть апостолы не могли даже помыслить разрешить возвышение себя, а не Христа (см. 1 Кор. 1:12,13). Возможно, благодаря такому самозабвенному служению апостолов понятию «свя­той» начали приписывать значение абсолютной чистоты и безгрешности. Однако ни ветхозаветное, ни новозаветное Писание ни одного верного Богу человека не называет святым, как чистым и безгрешным. Все дело в произошедшем за столетия искажении смысла понятия святости.

Согласно словарям Стронга и Винокурова, в Новом Завете слово святость представлено греческим словом hagios *, которое обозначает: 1) святой, благочестивый, праведный, 2) посвященный; в Ветхом — еврейским кадош**, переводимом также: 1) святой, 2) посвященный.

В Еврейской энциклопедии, электронный вариант которой можно посмотреть на сайте www.eleven.co.il, в статье «Святость» можно прочитать:

«В Библии святость обозначается словом кодеш... а то, что считается святым, — кадош. Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша (Сифра к Лев. 19:2), трактуют глагол с корнем тр (кдш) как «быть отделенным», «обособленным».

Бог, источник святости, именуется Святой (Кадош). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость.

Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное со­вершенство как существенный аспект святости».

Таким образом, согласно мнению языковедов, исследующих Биб­лию, и иудейских богословов, термин святость в Священном Писании обозначает: 1) отдаленность от греха и 2) отделенность, посвященность для Бога. Давайте рассмотрим эти два аспекта слова святость:

Первый аспект. Отдаленность от греха, нечистоты и беззакония.

В этом смысле по-настоящему святым является только Бог: «Гос­поди... Ты един свят» (Откр. 15:4). Творец постоянно призывает свой народ: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44, см. также Лев. 19:2, Лев. 20:7, 1 Пет. 1:16). При этом, говоря о святости, Создатель не столько учит отстранению от абстрактного зла, сколько призывает не нарушать Свои конкретные повеления. В указанных выше главах книги «Левит» условиями святости Господь называет исполнение заповедей закона Моисея: «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмы­кающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:43,44); «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе» (Лев. 19:2,4); «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти» (Лев. 20:26,27) и др.

То есть, согласно учению Библии, святость — это не просто без­грешность, а исполнение людьми Божьего закона, несоблюдение которого и является грехом.

Ветхий Завет:

«Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освя­щающий вас» (Лев. 20:7,8).

Новый Завет:

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздержива­лись от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святос­ти и чести...   Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3,4,7).

Второй аспект. Отделенность (выделенность) от распространенно­го, обыденного, мирского с целью приближения к Богу; принадлежность Творцу; избранность, посвященность для Господа.

В таком понимании святыми являются: скиния (см. Исх. 40:9); утварь святилища (см. Чис. 7:1); установленный Творцом день покоя (см. Исх. 16:23); жертвенник (см. Исх. 29:37); приносимые жертвы (см. Лев. 6:25); стан народа Божьего (см. Втор. 23:14); город Иерусалим (см. Неем. 11:1); страна Израиль (см. Иер. 2:3); первенцы сынов Израилевых (см. Чис. 3:13); закон, заповеди Бога (см. Рим. 7:12). Сами по себе эти предметы, люди, места, дни и заповеди не обладают какой-либо чудо-творностью и волшебностью: они лишь избраны либо назначены Богом для определенной Им цели. О чудотворности святынь мы поговорим подробно в главе «Святые места и святые предметы», а пока будем рассуждать о самом понятии святость.

Как уже было отмечено, понятие святость сегодня означает пол­ную чистоту и безгрешность. Поэтому у людей, изучающих Библию, вызывает удивление тот факт, что все иудеи и все христиане названы в Библии святыми.

Ветхий Завет:

«Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14:2).

Новый Завет:

«Вы — род избранный... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9).

Чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, давайте посмот­рим на применение евреями понятия «святость» в отрыве от непосредствен­ного богопочитания. С незапамятных времен до сих пор обряд бракосо­четания у иудеев не может обойтись без одной ключевой фразы. Протягивая невесте золотое кольцо (ранее кусочек золота), жених говорит: «Отныне ты становишься святой (посвящаешься) для меня согласно закону Моисея и Израиля». После получения согласия невесты все присутствующие провоз­глашают: «Освящена». С этого момента молодые считаются мужем и женой. Здесь мы видим, что, став женой, девушка становится святой для мужа — отделенной для него, запрещенной для всех остальных мужчин.

Именно в таком смысле Бог называет Себя мужем Своего народа: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5, см. также Иер. 3:1, Ос. 1:2, Еф. 5:25, Откр. 12:1,6, Откр. 19:7). Евреи, а затем и христиане, заключив с Создателем завет, стали освящены — отделены для Него. Вот почему Творец желает, чтобы мы были Его народом святым — принадлежали только Ему. Вот почему Бог называет Себя ревнителем, когда Его народ совершает прелюбодеяние с идолами и иными богами (более подробно об этом мы будем размышлять в главе «Идолы в Библии»).

Рассуждая о первом аспекте святости, мы увидели, что святыми в Священном Писании именуются люди, принявшие призыв Господа жить не по человеческим постановлениям, а следуя Божьим заповедям. Однако мы понимаем, что как среди евреев после заключения с ними завета на горе Синай, так и в общинах первых христиан были люди, не полностью исполняющие Божий закон. Теперь, дорогой читатель, я надеюсь, вам ста­ло ясно, почему Бог через Своих вестников всех христиан и иудеев называл в Священном Писании святыми. Они были святы пред Господом именно согласно второму аспекту понятия святость. Все иудеи и христиане были избраны Богом, они вступили с Ним в «брачный» завет и названы святым отделенным народом. Естественно, у этого завета, как и у брачного договора, есть свои условия: 1) обоюдная верность; 2) Господь благосло­вит Свой народ при условии исполнения им Божьих заповедей.

Ветхий Завет:

«Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его» (Втор. 28:9).

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня...    народом святым» (Исх. 19:5,6).

«Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотво­рил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего» (Втор. 26:18,19, см. также Втор. 33:3, Пс. 49:5, Пс. 148:14, Чис. 15:40).

Новый Завет:

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой ни­кто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

«Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:13,15,16).

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Еван­гелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы... потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости исти­ны» (Еф. 4:11,12,17,22-24).

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюблен­ные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение

. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны...   Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:12,15,16, см. также Тит. 2:3, 1 Кор. 14:33, Еф. 1:4,11-18, Еф. 2:13,19, Еф. 3:18-20, Еф. 5:3, Иуд. 1-5, 1 Тим. 2:15).

Теперь давайте рассмотрим еще ряд доказательств тому, что свя­тость в отношении человека в Библии не означает полную чистоту и безгрешность. Из послания к Евреям четко видно, что святые — это не только духовные наставники церкви, но и простые верующие:

«Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых» (Евр. 13:24).

В этом же послании, автор святыми называет всех участников дарованного Иисусом спасения:

«Братия святые, участники в небесном звании, уразумейте По­сланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).

А сейчас посмотрите, как начинаются послания к Коринфянам. Павел обращается к ним: «Святые».

«Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа... церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иису­се, призванным святым» (1 Кор. 1:1,2, см. также 2 Кор. 1:1).

Затем апостол говорит, что святые братья — это обыкновенные люди, среди них немного мудрых, сильных и благородных:

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26).

Далее в послании Павел не раз указывает христианам Коринфа на их неверное понимание учения Иисуса, различные проступки и слабости:

«Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34, см. также 1 Кор. 1:11-13, 1 Кор. 3:3, 1 Кор. 4:18, 1 Кор. 5:1, 1 Кор. 6:1,7,8, 2 Кор. 12:15-21, 2 Кор. 13:2-10).

Также с обращения к «святым» Павел начинает послания к Рим­лянам, Ефесянам, Филиппийцам и Колоссянам (см. Рим. 1:7, Еф. 1:1, Флп. 1:1, Кол. 1:2), поучая и назидая далее христиан, живущих в этих городах (см. Рим. 1:11, Рим. 6:3,11-19, Рим. 12:1-3,9-21, Еф. 1:15-19, Еф. 4:1-5, 12,17-32, Еф. 5:1-8, Флп. 1:25-27, Флп. 2:2-5, Флп. 4:8,9, Кол. 1:9-12, Кол. 2:6-8,20-22, Кол. 3:1-10,12-25).

Новый Завет не раз призывал служить святым. Павел говорил: «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым» (Рим. 15:25, см. также 1 Кор. 16:15, 2 Кор. 8:4, Евр. 6:10, 1 Фес. 5:27).

Конечно же, здесь не идет речь об услужении апостола святейшим церкви, а о служении, посвящаемом всем христианам.

Апостол призывал к поможению святым, говоря о благотворитель­ной помощи — сборе братьям из других городов, где был неурожай:

«Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше... Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением... Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные бла­годарения Богу» (2 Кор. 9:1,2,12).

Сегодня святым принято молиться, обращаясь к ним за помощью, однако апостолы призывали братьев христиан молиться за «святых»:

«Молитесь во всякое время... со всяким постоянством и молени­ем о всех святых» (Еф. 6:18).

Просили апостолы молиться и о них самих:

«Братия! молитесь о нас» (1 Фес. 5:25, см. также 2 Кор. 1:11, 2 Фес. 3:1, Кол. 4:3, Евр. 13:18, Флп. 1:19).

Безусловно, в этих стихах идет речь о необходимости молиться христианам друг за друга — «молитесь друг за друга» (Иак. 5:16).

По аналогии со святостью понятие «праведность» также не обо­значает безгрешность. Не без греха были многие библейские герои, названные праведниками. Авраам, не доверяя Богу, дважды готов был поступиться честью своей жены Сарры (см. Иак. 2:23, Быт. 12:11-13, Быт. 20:2), Моисей убил египтянина (см. Исх. 33:11, Евр. 11:24, Втор. 34:10, Исх. 2:12), Давид взял чужую жену Вирсавию и отправил на смерть ее мужа Урию (см. 3 Цар. 9:4, Евр. 11:32, 2 Цар. 11:3,4,15), Лот, упившись вином, дважды допустил инцест со своими дочерьми (см. 2 Пет. 2:7, Быт. 19:30-36) и т. д.

Среди людей как нет святых, в смысле безгрешных, так не встре­тить и праведных:

«Нет праведного ни одного... потому что все согрешили и лише­ны славы Божией» (Рим. 3:10,23, см. также Еккл. 7:20).

Истинно праведен только Христос, именно через Его чистую, невинную Кровь спасутся люди, принявшие за свои грехи жертву Иисуса:

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет. 3:18, см. также Рим. 5:17, 2 Кор. 5:21, 1 Ин. 3:5).

Праведниками, как и святыми, Библия называет не абсолютно безгрешных людей, а тех, кто старается жить правильно, согласно запо­ведям Творца:

«В сем будет наша праведность, если мы будем стараться испол­нять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор. 6:25).

«Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1 Ин. 3:7).

«Если кто праведен и творит суд и правду,... к идолам... не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет... никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не произво­дит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник... говорит Господь Бог» (Иез. 18:5-9, см. также Иез. 3:21, Пр. 24:16, Пс. 36:30,31, Пс. 111:1-7, Мал. 3:18, Мф. 25:37-40, 1 Пет. 4:18, Рим. 5:19, Рим. 6:19, 1 Кор. 6:9-11).

Праведники в Библии никогда не упоминаются в сравнении с обыкновенными людьми, мол, праведники — это лучшие из народа, но всегда — с грешниками, а именно с беззаконниками. Выше мы уже видели, что «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) — это несоблюдение законов Создателя. То есть Писание праведникам противопоставляет тех, кто пренебрежительно относится к мудрым заповедям Творца:

«Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие» (Пр. 10:6).

«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром» (Пр. 13:22).

«Правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззакон­ного при нем и остается» (Иез. 18:20, см. также Иез. 18:24,26, Иез. 33:12,13, Мф. 9:13, Лк. 15:17).

Таким образом, в соответствии с учением Библии святой и правед­ник — это простые люди, которые стараются жить по заповедям Творца.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...