Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XV . IV . КАК ВОЗНИК КУЛЬТ СВЯТЫХ





Сегодня христианство насчитывает тысячи святых заступников. Причем для всех случаев имеются свои небесные ходатаи. Есть покрови­тели мореплавателей, святые землепашцев, заступники ткачей, виноделов и т. д. Ну а большинство женщин, конечно, с просьбами обращаются к Марии — матери Иисуса.

Как мы уже увидели, Библия не учит посредничеству и заступни­честву. Нет в ней и предпосылок для возвышения Марии. В Евангелие имеется всего один текст, который взят за основу ее возвеличивания. Мария сказала: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).

Глагол ублажать в оригинале представлен греческим словом makarizo *, имеющим перевод «считать (называть) блаженным, счаст­ливым». Это слово образовано от makario *, обозначающего блаженный, счастливый. Блаженным Библия называет счастливого человека, хотя у русскоязычных людей с этим словом связаны другие ассоциации:

«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1).

«Блажен, кого Ты избрал и приблизил» (Пс. 64:5).

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, кото­рый приобрел разум» (Пр. 3:13).

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1).

«И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины» (Быт. 30:13).

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчу­щие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божи-ими» (Мф. 5:5-9, см. также Пс. 31:2, Пр. 31:28, Пс. 93:12, Пс. 111:1, Пс. 143:16, Пс. 127:2, Втор. 33:29, Иов. 5:17, Пр. 14:21, Пр. 29:18, Ис. 30:18, Мф. 13:16, Мф. 16:17, Мф. 24:46, Лк. 10:23, Лк. 11:28).

Таким образом, в Лк. 1:48 слово makarizo *, переведенное на рус­ский язык ублажать, означает никоим образом не поклонение и не почитание, а считание счастливым. Мария была благословенна между женами (см. Лук. 1:28,42), будучи избрана для выполнения Богу угодной миссии — рождения Христа. Именно поэтому она была уверена, что ее будут ублажать, то есть называть счастливой, все народы.



То же греческое слово makarizo * встречается в книге пророка Малахии. В еврейском тексте оно представлено словом, имеющим такое же значение «называть счастливым». Здесь Господь обещает бла­гословение Израильтянам при условии соблюдения ими Божьего закона: «Блаженными называть будут вас (Израильтян. — Прим. авт.) все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:12, см. также Мал. 3:15). Посмотрите, слово makariousin * в данном тексте переведено не «убла­жать», а «называть блаженными». Конечно же, здесь речь идет не о том, что евреев станут почитать и превозносить до обожествления другие народы. Здесь говорится, что в случае послушания Творцу, Израильтян будут называть счастливыми за избыток Божьих благословений. Это же слово встречается в Песнях Песней 6:9, описы­вая отношение подруг к возлюбленной девушке — невесте.

Из Писания мы видим, что люди ублажали Иова, то есть называ­ли счастливым, высказывая ему почтение, а не превозношение и почитание, когда он жил праведной жизнью под защитой Бога: «Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня» (Иов. 29:11, см. также Иак. 5:11). Большую часть своей жизни он был счастлив, но, как мы знаем, пришлось ему и пострадать.

Именно так и описывает Марию Евангелие. Она была благосло­венна Богом, имея Сына Мессию, но и многое претерпела за Него. Никто не возвышал ее при жизни. Тем более никто Марию не обо­жествлял. При этом, действительно, люди, уверовавшие в Христа, считали и продолжают считать ее счастливой.

Безусловно, Иисус любил мать, но не ставил ее выше Своих уче­ников. Матерью и братьями, то есть близкими Ему людьми, Иисус называл всех христиан, живущих согласно воле Божьей:

«Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему (Иису­су. — Прим. авт.): блаженно (счастливо. — Прим. авт.) чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны (счастливы. — Прим. авт.) слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27,28).

«И пришли матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет испол­нять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк. 3:31-35, см. также Мф. 12:46-50).

Даже умирая на кресте, Иисус поступил с Марией не как Глава церкви, а как любящий сын. Свою мать Он не оставил на попечение учеников, которые через короткое время создадут крепкую церковь, пи­таемую пожертвованиями многих верующих. Не поставил Он ее и на служение в христианской общине. Но передал мать Иоанну — самому младшему из Своих учеников, который должен был стать ей вместо Него сыном:

«Иисус, увидев матерь и ученика тут стоящего, которого лю­бил, говорит матери Своей: Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ее к себе» (Ин. 19:26,27).

Следует отметить, что в Новом Завете Мария упоминается только в четырех Евангелиях (Матфея, Марка, Иоанна и Луки), описывающих непосредственно жизнь Иисуса. Причем мы не видим, что мать следова­ла за Христом по разным городам во время Его служения, в отличие от многих других женщин, оказывающих посильную помощь Иисусу (см. Лк. 8:1-3, Мк. 15:40,41). Далее, описывая служение апостолов и жизнь первых христиан, Библия много рассказывает о женщинах, ведущих активную работу в молодой церкви, но среди них нет Марии. Помимо Евангелий мать Иисуса лишь однажды упоминается в тексте Нового Завета, но и этот случай связан непосредственно с жизнью на Земле ее Сына — Мария присутствовала при прощании с Иисусом в момент Его вознесения (см. Деян. 1:14).

Между тем Мария сегодня стала одной из самых почитаемых святых. Ей посвящены и храмы, и служения, и иконы. В возвышении Марии церкви пошли каждая своей дорогой. Так, в православии на VI Вселенском Трулльском соборе 691—692 гг., то есть почти через 700 лет после рождения Христа, был каким-то образом «установлен» факт безболезненных родов ею Иисуса (п. 79). А католики в 1854 году возвели в догмат непорочное зачатие самой матери Христа.

Если Библия не имеет предпосылок к возвеличиванию Марии и, как мы увидели в двух предыдущих главах, не учит посредничеству и заступничеству перед Богом других «святых», резонно возникает вопрос: «Откуда эти традиции появились в христианстве»? Ответ кроется в истории. Культ святых начал входить в церковь в IV веке параллельно с быстрым обращением языческих масс в христианство. Вот так подтвер­ждает данную хронологию известный православный богослов протоиерей Александр Шмеман (1921—1983 гг.) в своем труде «Введение в литургическое богословие» (гл. «Почитание святых»):

«В свое время модной была теория, согласно которой христианский культ святых быт, по существу, некоей «трансформацией» античного языческого культа богов и героев... Останки святого, а затем и предметы, принадлежащие ему или быв­шие в соприкосновении с его телом, стали восприниматься как священные предметы, имеющие способность сообщать свою силу прикасающимся к ним, — вот основа освятительного понимания культа святыгх, появляющегося в Церкви в четвертом веке. Ранняя Церковь (до IV века. — Прим. авт.) окружает останки мученика большим почетом, но ниоткуда не видно.., что этим останкам приписывалась в эту эпоху особая сила, или что от прикосновения к ним ожидается особый сверхъестественный результат! ... С четвертого века в Церкви возникает сначала бытовое, практическое, а затем уже и теоретическое, богословское восприятие святых как особых ходатаев перед Богом, как посредников между людьми и Богом... В этом ходатайственном восприя­тии меняется первоначальный христоцентрический смысл почитания святыгх. В раннем предании мученик или святой есть, превыше всего и прежде всего, свидетель новой жизни и поэтому образ Христа... Но в новом ходатайственном восприятии святого центр тяжести перемещается. Святой есть ходатай и помощник».

После «огосударствливания» христианства в IV веке вера в Бога Израилева и Его Сына Иисуса начала быстро распространяться по Рим­ской империи зачастую без сопутствующего подробного объяснения, либо вообще навязывалась силой. Сначала (с 313 г.) в ставшую популярной христианскую церковь многие люди пошли, будучи движимы модой и меркантильными соображениями. А затем (с 384 г.) все жители огром­нейшей Римской империи уже под страхом наказания были обязаны прекратить почитание своих языческих богов и принять новую религию. Естественно, при таких условиях просто невозможно было избежать наложения одной религии на другую. Вот и сформировалось государ­ственное христианство с элементами язычества. Причем такому симбиозу очень способствовала сама церковь. Конечно, делалось это не умышленно. Тем не менее для обращения народа из язычества в христианство мир­ские власти и церковь, к сожалению, не гнушались разными методами.

Действительно, как можно было необразованному человеку, всю жизнь имевшему множество богов, сразу начать поклоняться Единому Творцу? «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10, см. также Исх. 20:3). Совсем не просто без надлежащего разъясне­ния понять вездесущность истинного Создателя. Человеку было гораздо легче продолжать взывать к привычным богам «узкой специализации», которые, как ему казалось, ближе и более расположены понять его лич­ные чаяния. Именно поэтому места языческих богов заняли прославленные представители новой религии, ставшие для людей понятными, родными и любимыми святыми заступниками.

Подмечают данную религиозную трансформацию даже атеисты. Вот что об этом писал Ф. Энгельс (1820—1895 гг.) в своем труде «К истории первоначального христианства» (гл. 3):

«Христианство ... могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых».

Если говорить о Руси, славянский бог моря и мореходства Пере­плут был заменен на возведенного в ранг святых Николая Чудотворца. Покровителем животных стал святой Власий вместо бога Велеса. Место Перуна громовержца и подателя дождя занял Илия пророк. Богинь Ро­жаниц и Макошь, отвечающих за семью и плодородие, заменила Богоматерь Мария и т. д.

Определенную «связь» между святыми христиан и языческими бога­ми отмечают и некоторые богословы. Так, на сайте Православие.ру (www.pravoslavie.ru ) в материале «Небесных и земных прекрасная Деви­ца» можно прочитать:

«В неразделенной Церкви (до великого раскола 1054 года. — Прим. авт.) почитание Матери Божией противопоставлялось многочисленным и взаимно пере­плетающимся языческим оргиастическим культам богинь-матерей (Гее, Изиде, Кибеле, Астарте, Диметре, Персефоне и т. д.), отвечающих за плодородие и воспро­изводство новой жизни. Противопоставление это прослеживалось даже в хронологии. В частности, церковные торжества в дни Успения и Рождества Приснодевы Марии ... совпадали по времени с языческими празднествами по случаю сбора урожая, завершения сельскохозяйственного цикла и начала следующего».

Конечно, следствием того, что языческие боги нашли свое отраже­ние в культе святых заступников, стало переплетение языческих традиций с новохристианскими праздниками. Эта связь очевидна и хорошо осве­щена в работах многих современных историков и теологов (на анализе некоторых христианских праздников мы более подробно остановимся в главе «Посты и праздники: библейский взгляд и современная практика»).

Сегодня у каждого человека в зависимости от того, в какой день он родился, какое у него имя, какая профессия, якобы, есть свои небесные покровители, которым следует молиться. Почти в каждом дне церковного календаря есть памятование того или иного святого, а в честь наиболее важных из них устраиваются настоящие праздники. Людям, не знаю­щим Библию, кажется, что в лице ныне святых, а ранее таких же простых людей, они смогут найти понимание. А значит, и заступничество и молитвенную поддержку перед Богом. Однако в Священном Писании написано, что Христос для того и стал человеком, чтобы сострадать нам:

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благо­временной помощи» (Евр. 4:15-16).

Вместо того чтобы раскаяться, захотеть измениться и приступить с дерзновением к престолу благодати для получения милости и помо­щи, «грешные» люди апеллируют к «святым» именам, надеясь на их праведные заслуги. Но Новый Завет говорит:

«Нет другого имени под небом (кроме имени Иисус. — Прим. авт.), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Чуть выше мы уже говорили, что Иисус сегодня один является Посредником и Ходатаем за людей: «Через Него ... имеем доступ к Отцу» (Еф. 2:18, см. также 1 Тим. 2:5). «Он ... одесную Бога ... и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34, см. также 1 Ин. 2:1, Евр. 7:24,25). То есть наш Ходатай Иисус хорошо понимает всех людей, сострадает нам, так как был искушен во всем, в чем искушаемся и мы. Только Он в отличие от нас выдержал, не допустив грех (см. выше — искушен во всем, кроме греха), чтобы своей чистой кровью заплатить за наши грехи.

Размышляя о святых, желательно задуматься и о самой процедуре возведения умершего человека в этот ранг. Налицо странная ситуация. Человек после смерти, якобы, жил себе в раю кто два года, а кто сто лет, и тут на земле в одной из церковных конфессий решили, что данному праведнику нужно дать пропуск в небесный храм Божий для заступни­чества за живых «земляков». Получается, что до этого умерший, несмотря на свои заслуги, без одобрения земной человеческой церкви не мог подойти к Творцу. Здесь мы видим, как церковь реализует, якобы, делегированное ей Богом право управлять небесами, о чем мы рассуждали в главе «Кто может прощать грехи?». Получается, что люди указывают мудрому и справедливому Создателю Вселенной, кого приблизить к Себе, а кого нет, через кого они хотят молиться, и кто будет их заступником. Между тем о служении Божьих сотрудников — ангелов, серафимов, херувимов и других небесных воинств — верующие не знают ничего, кроме того малого, что описано в Библии... Да и не должны знать. Об этом однозначно говорил апостол Павел:

«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмева-ясь плотским своим умом» (Кол­тианскими добродетелями. История показывает, что при возведении в ранг святых церковь давала «пропуск» к престолу Творца людям, зачас­тую не имеющим права даже на вход в Царствие Небесное. Слово Божье перечисляет недостатки, которые не позволят людям наследовать вечную жизнь:

«Неправедные Царства Божия не наследуют. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни му-желожники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10).

«Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослуже-ние, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Мало кто знает, что император Константин Великий, ныне равноапостольный святой, принимал активное участие в жизни церкви даже не будучи при этом крещеным. Конечно, можно предположить, что Константин, хоть фактически и не был крещен, но уже претерпел внутрен­нее обращение, поэтому и был допущен к участию в жизни церкви. Однако факты говорят об обратном. Император обладал суровым нравом. Дружба с христианством не мешала ему издавать жесткие указы, ущемляю­щие права простого люда, и даже совершать убийства. Вскоре после I Вселенского собора им были умерщвлены собственные жена, сын и зять.

Вспомните, что говорил Иисус: «Нет доброго дерева, которое приноси­ло бы худой плод» (Лк. 6:43, см. также Мф. 3:10, Мф. 7:16). Что касается крещения, его Константин принял уже на смертном одре в 337 году от служителей ариан, которые незадолго до этого на I Вселенском сом, что спустя некоторое время после решения I Вселенского собора, Кон­стантин изменил свое мнение и вновь возвратил ариан к служению. Он даже угрожал отлучением тем епископам, которые не допускали ко кре­щению верующих, исповедующих арианство. Вот что он писал епископу Александрийскому Афанасию согласно свидетельству самого Афанасия (Великого) (ок. 298—373 гг.), одного из греческих отцов церкви, запечатленному в труде «Защитное слово против ариан» (п. 59):

«Итак, имея указание моей (имп. Константина. — Прим. авт.) воли, всем желающим вступать в церковь, давай невозбранный вход. Если же узнаю, что кому-либо, желающему принадлежать к церкви, возбранил, или преградил ты вход в нее; то немедленно пошлю, кто бы, по моему повелению, низложил и удалил тебя с места».

Среди историков распространено мнение, что Константин защи­щал христианство не из религиозных побуждений, а сугубо из политических соображений. Огромная империя в те времена была утомлена многочис­ленными междоусобными войнами за трон. Долго удержать престол не мог ни один император. Люди, имеющие множество богов, с духовной стороны были плохо управляемы и постоянно представляли опасность для власти, будучи легко склоняемыми к мятежам новыми лидерами. Поэтому мудрый император и выбрал мирную религию, основанную на добре, кротости и уважении к властям. Действительно, апостолы учили:

«Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Госпо­да: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13,14).

«Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее» (Рим. 13:4,13, см. также Тит. 2:9,10, 1 Тим. 6:1,2, Еф. 6:5-8).

Константин оказался прав. Единая религия, изначально основан­ная на любви, к тому же благодарная за избавление от гонений, принесла великой Римской империи относительные стабильность и мир. Правда, ненадолго, покуда сама оставалась «чистой».

Князь Киевский Владимир Красное Солнышко, также признан­ный православием равноапостольным святым, тоже был далек от христианской кротости. Мы уже упоминали, что он был инициатором крещения Руси кровью и мечом, то есть силой и убийствами. Пред­ставьте себе, чтобы апостолы Петр, Павел, Иоанн и др. равным с которыми считается Владимир, силой бы навязывали Евангелие и убивали бы языч­ников и иудеев, отказавшихся принимать христианство. Этого невозможно даже вообразить! Апостолы призывали «побеждать зло добром» (см. Рим. 12:21, см. также 1 Пет. 3:9,11), пользоваться лишь «духовным оружием» — верой и Словом Божьим (см. Еф. 6:10-17, 2 Кор. 10:3-6) и быть кроткими во всем, даже в несении Евангелия противникам: «С кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:25, см. также Флп. 4:5, Еф. 4:2, Иак. 3:11, 1 Тим. 6:11, Кол. 3:12, Гал. 6:1). Потому, что они исполняли заповеди Иисуса: «Любите друг друга! Любите врагов ва­ших!» (Ин. 13:34, Мф. 5:44).

Прежде чем рассматривать далее исторические факты, давайте остановимся на анализе учения Иисуса о применении насилия. Многие люди сегодня, как и ранее, неверно истолковывают фразу Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Пользуясь таким «разрешением» Иису­са, забывая все призывы Его и апостолов к любви и кротости, государственные и церковные власти допускали крайнюю жестокость, гонения и войны во имя Христа. Только Бог знает, чем они были более влекомы — ревностным служением Господу или желанием решить соб­ственные экономические и политические задачи. Между тем нетрудно увидеть, что слова Иисуса вовсе не касались насильственных действий. Если прочитать целиком обращение Христа, сразу станет понятно — речь здесь идет исключительно о взаимоотношениях в семье. В следую­щем предложении Иисус говорит: «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» (Мф. 10:35,36). Эта же мысль Христа немного по-другому изложена Евангелистом Лукой: «Думаете ли вы, что Я при­шел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12:51-53). То есть Иисус, который всегда учил любви и прощению, не стал вдруг противоречить Сам Себе, заговорив о мече. Он лишь предупредил о неминуемых разделениях между членами одной семьи: одни будут принимать Его за Христа, а другие — нет. И вторые часто станут препятствием первым в следовании за истинным Господом и Спасителем.

В целом вся Библия основана на любви, ведь «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8, см. также Исх. 34:6, Втор. 23:5). Некоторые люди, читавшие Священное Писание, возразят: мол, в Ветхом Завете описано много войн израильского народа, в том числе и тех, на которые их посылал Сам Бог. Да, это так. Но если внимательно изучать Библию, становится понятно, почему Творец это делал. Создатель никогда не направлял Израильтян воевать со всеми окружающими их народами или силой навязывать язычникам веру в Себя. Он, являя евреям свою великую силу, лишь помог освободить обещанную им, как потомкам Авраама, землю Хана­анскую от племен, там проживающих:

«Заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» (Быт. 15:18-21).

Причем Творец допустил истребление тех народов, только тогда, когда они потеряли в себе все человеческое — имели беспорядочные половые связи, в том числе со своими детьми, родителями и даже совокуплялись с животными, приносили богам в жертву своих детей, занимались магией и мн. др. (см. Лев. 18:3-23, Быт. 15:16, Лев. 20:23, Втор. 18:9-12):

«Ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней» (Лев. 18:24,25).

По этим же причинам Господь истребил первых людей потопом (см. Быт. 6:5-7).

Все войны, которые вел израильский народ с позволения Бога, были либо против указанных выше племен, либо защитой от врагов, нападающих на евреев (см. Числ. 10:9, Втор. 28:7, 2 Пар. 20:1,29, Числ. 31:3). Причем отметим, что этими врагами были потомки все тех же народов, от которых Израильтяне «поленившись», нарушив наставления Творца, не очистили до конца землю Ханаанскую, желая побыстрее насладиться спокойной жизнью и плодами легких побед (см. Исх. 23:31-33, Нав. 16:10, Суд. 1:30, Суд. 2:1-3, Числ. 33:50-55, Втор. 7:16, Втор. 20:16­18, Числ. 31:14-17). О справедливости Бога более подробно мы порассуждаем в главе «Военные победы икон и других «заступников».

Прекрасно любовь Божья раскрыта в Евангелие. Иисус возвещал: «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Ему вторили апостолы: «Старай­тесь иметь мир со всеми» (Евр. 12:14, см. также Иак. 3:18, Рим. 10:15, Рим. 12:18, Гал. 5:22, Еф. 6:15). Христос призывал: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44), «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19) и предуп­реждал: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52, см. также Откр. 13:10).

Как мы видели выше, апостолы призывали нести Евангелие с кротостью, показывая достойный пример своею жизнью, а не навя­зывая веру силой. А теперь посмотрите, как нес учение Христа «святой» князь Владимир. К собственному народу он относился хуже, чем некото­рые к врагам. По повелению Владимира тысячи простых людей, отказывающихся принять новую веру, были жестоко убиты. В народе даже сложилась поговорка, о чем записано в Иоакимовской летописи: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — оба этих воеводы по пору­чению Владимира уничтожали язычество в Новгороде. Отметим, что из-за сопротивления народа крещение Руси, то есть насильственное искорене­ние привычных простому люду языческих богов, продолжалось очень долго — с X по XII века.

Интересна и история выбора Владимиром религии. Многие исто­рики уверены, что князь выбрал православие не из доктринальных убеждений, а из политико-экономических соображений. В те времена из цивилизованного европейского мира только Русь оставалась языческой. Это, конечно, мешало как политике, так и экономике развивающейся страны. Согласно «Повести временных лет» — летописи, датируемой нача­лом XII века, Владимир выбирал вероисповедание между иудаизмом, исламом, католицизмом и православием. В первом ему не понравилось, что Бог про­гневан на свой народ, поэтому евреи терпели лишения. Мусульманство не позволяло пить вино, от которого князь не желал отказываться. А католи­ков Владимир, видимо, опасался, так как в других странах их священство претендовало на вмешательство в управление государством. Поэтому свой выбор Владимир остановил на православии, которое понравилось ему красотой богослужения и не ставило серьезных ограничений перед свободолюбивым правителем. Принятие новой веры сопровождалось ре­шением политических задач: Владимир вытребовал себе в жены сестру византийских императоров Анну и вместе с Константинополем вступил в войну с восставшим византийским военачальником Вардом Фокой.

Посмотрим еще на одного канонизированного «святого» — человека, далекого от понятий любви к врагам и сострадательности. Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский и Псковский, живший в конце XV — начале XVI веков, отличился своей непримиримостью в борьбе с «ересью». Христиане-реформаторы, которых тогда на Руси именовали жидовствую-щими за призыв вернуться к учению Библии, подвергались жутким казням по приказанию этого доброго «святого». Официальное православие не афиширует подробности некоторых расправ. И не напрасно. В частности, поражает своей жестокостью сжигание на головах живых «неверных» шлемов из бересты с надписью «Се есть сатанино воинство».

История знает и святых Пап — «наместников» Христа на земле, образ которых был далек от эталона нравственности: Сергий III (X в.),

Иоанн XII Октавиан (X в.), Иоанн XVI (X в.), Иоанн XXIII (XV в.), Каликст III (XV в.), Александр VI Родриго Борджа (XVI в.) и др.

Все приведенные здесь факты легко проверить. Данная информа­ция содержится в беспристрастных справочных источниках. Я думаю, уважаемый читатель догадывается, что если объективно взглянуть на земную жизнь многих церковных иерархов и ныне небесных покровите­лей, то список далеко не святых святых можно будет продолжать долго.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.