Раздел I. Конспект лекций по общей психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА............................. 5 Предмет и задачи общей психологии................................................................... 5 Этапы развития психологии.................................................................................. 7 Основные направления зарубежной психологии............................................... 11 Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки........... 16 Отрасли психологии.............................................................................................. 18 Рекомендуемая литература................................................................................... 22 ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............ 23 Психологическое исследование: требования к организации и его этапы........ 23 Классификация методов исследования............................................................... 24 Характеристика основных эмпирических методов психологии....................... 27 Рекомендуемая литература................................................................................... 35 ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.. 36 Виды и структура отражения............................................................................... 36 Развитие психики в животном мире и становление сознания человека........... 39 Основные функции психики................................................................................ 42 Формы проявления психики человека................................................................ 44 Рекомендуемая литература................................................................................... 45 ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЯ..................... 46 Общее представление о личности......................................................................... 46 Современные теории личности............................................................................ 47 Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.............. 49 Подходы к изучению личности в отечественной психологии........................... 51 Структура личности.............................................................................................. 52
Потребности как источник активности личности.............................................. 53 Мотивы................................................................................................................... 55 Направленность личности.................................................................................... 60 Рекомендуемая литература................................................................................... 61 ТЕМА 5. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ............................... 62 Понятие об общении............................................................................................. 62 Психологическая характеристика общения........................................................ 63 Понятие о речи....................................................................................................... 67 Психологическая характеристика речи............................................................... 67 Физиологические основы речи............................................................................ 70 Рекомендуемая литература.................................................................................... 72 ТЕМА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................. 73 Психологическая характеристика деятельности................................................ 73 Структура деятельности....................................................................................... 75 Освоение деятельности. Навыки и умения......................................................... 79 Основные виды деятельности.............................................................................. 83 Рекомендуемая литература................................................................................... 85 ТЕМА 7. ОЩУЩЕНИЯ..................................................................................... 86 Общее понятие об ощущении.............................................................................. 86 Виды ощущений.................................................................................................... 88 Основные свойства и характеристики ощущений............................................. 90 Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.......................................... 92 Рекомендуемая литература................................................................................... 93 ТЕМА 8. ВОСПРИЯТИЕ................................................................................... 94 Общая характеристика восприятия..................................................................... 94
Восприятие как действие...................................................................................... 94 Виды восприятия................................................................................................... 96 Основные свойства восприятия.......................................................................... 101 Рекомендуемая литература.................................................................................. 102 ТЕМА 9. ВНИМАНИЕ...................................................................................... 103 Общая характеристика внимания....................................................................... 103 Виды внимания..................................................................................................... 104 Свойства внимания............................................................................................... 106 Рекомендуемая литература.................................................................................. 107 ТЕМА 10. ПАМЯТЬ........................................................................................... 108 Общая характеристика памяти............................................................................ 108 Процессы памяти.................................................................................................. 108 Виды памяти......................................................................................................... 111 Характеристики продуктивности оперативной памяти.................................... 113 Рекомендуемая литература.................................................................................. 113 ТЕМА 11. МЫШЛЕНИЕ.................................................................................. 115 Общая характеристика мышления...................................................................... 115 Мыслительные операции..................................................................................... 116 Логические формы мышления............................................................................ 117 Виды мышления................................................................................................... 120 Индивидуальные особенности и качества мышления...................................... 121 Рекомендуемая литература.................................................................................. 122 ТЕМА 12. ВООБРАЖЕНИЕ............................................................................. 123 Общая характеристика воображения.................................................................. 123 Виды воображения............................................................................................... 124 Психологические механизмы воображения...................................................... 125 Формы воображения............................................................................................ 127 Индивидуально-типологические особенности воображения........................... 128 Рекомендуемая литература.................................................................................. 128 ТЕМА 13. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА..................................... 129 Эмоции и чувства................................................................................................. 129
Воля........................................................................................................................ 134 Рекомендуемая литература.................................................................................. 139 ТЕМА 14. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННО - СТИ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ... 140 Темперамент........................................................................................................ 140 Характер............................................................................................................... 145 Способности......................................................................................................... 151 Рекомендуемая литература................................................................................. 157 ТЕМА 15. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...................................................................................................... 158 Понятие о социальной группе. Классификация групп....................................... 158 Группа и ее структурная организация.................................................................. 162 Структура социальной власти в малой группе.................................................... 163 Феномены межличностных отношений............................................................... 167 Рекомендуемая литература …………………………………………………….... 169
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ …………...…… 170 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ …......................................................................................………… 170 Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления............ 170 Методика исследования самооценки личности.................................................. 173 Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки........... 177 Вопросы.................................................................................................................. 178 Рекомендуемая литература................................................................................... 179 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ............................................................................ 180 Понятие уровня притязаний личности................................................................ 180 Методики исследования уровня притязаний...................................................... 181 Дополнительные сведения об уровне притязаний личности............................ 200 Вопросы.................................................................................................................. 201
Рекомендуемая литература................................................................................... 201 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА ……………………………………........ 202 Экстраверсия-интроверсия и нейротизм как свойства личности...................... 202 Методика исследования экстраверсии-интроверсиии и нейротизма............... 203 Вопросы.................................................................................................................. 209 Рекомендуемая литература................................................................................... 209 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ……………………………………………... 210 Понятие агрессивности........................................................................................ 210 Методика исследования агрессивности личности............................................ 211 Дополнительные сведения об агрессивности как свойстве личности............ 216 Вопросы................................................................................................................. 217 Рекомендуемая литература.................................................................................. 218 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ …………………........................................................................... 219 Внимание: основные понятия и положения ………………………………….. 219 Методики исследования свойств внимания ………………………………….. 219 Рекомендации по развитию внимания …………………….………………….. 224 Вопросы................................................................................................................. 225 Задачи ………………………………………………………………………….... 225 Рекомендуемая литература.................................................................................. 226 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ …………............................................................................................. 227 Память: основные понятия и положения …………………………………….. 227 Методики исследования свойств и видов памяти …………………………… 227 Рекомендации по эффективному запоминанию материала ………………… 232 Вопросы................................................................................................................ 232 Рекомендуемая литература................................................................................. 233 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ……............................................................................................ 234 Мышление: основные понятия и положения ………………………………… 234 Методики исследования особенностей мышления …………………………... 234 Рекомендации по активизации мышления ……………………………………. 242 Вопросы................................................................................................................. 244 Рекомендуемая литература.................................................................................. 244 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ….................................................................................................... 245
Понятие воли …………………………………………………………………… 245 Методика исследования волевых качеств личности ………………………… 245 Вопросы................................................................................................................. 253 Рекомендуемая литература.................................................................................. 253 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ………………………………………… 254 Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности ………………………………………………………………………… 254 Методика исследования ситуативной и личностной тревожности …………. 256 Вопросы................................................................................................................. 261 Рекомендуемая литература.................................................................................. 261 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ………………… 262 Эмоциональное состояние фрустрации ………………………………………. 262 Методика исследования фрустрационных реакций …………………………. 264 Вопросы................................................................................................................. 281 Рекомендуемая литература.................................................................................. 281 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА ………………..................................................................... 282 Понятие темперамента …………………………………………………………. 282 Методика исследования типов темперамента ………………………………... 282 Вопросы................................................................................................................. 285 Рекомендуемая литература.................................................................................. 286 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12. ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА …………………………………………………………………… 287 Понятие об акцентуациях характера ………………………………………….. 287 Методика исследования акцентуаций характера …………………………….. 287 Вопросы …………………………………………………………………………. 294 Задачи …………………………………………………………………………… 294 Рекомендуемая литература ……………………………………………………. 295 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ……………………………………………….…. 296 Социометрический метод …………………………………………………..….. 297 Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии..305 Вопросы...................................................................................................................305 Рекомендуемая литература.................................................................................. 305 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ …………………….… 306 Конфликт: основные понятия и положения ………………………………… 306 Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации …. 308 Рекомендации по управлению конфликтом …………………………………. 314 Вопросы................................................................................................................. 315 Рекомендуемая литература.................................................................................. 315 Литература …………………….........…………….............................................. 316
Глуханюк Наталья Степановна Семёнова Светлана Львовна Печёркина Анна Александровна
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
[1] См.: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М., 2002. С. 6.. [2] См.: Там же. С. 7. [3] См.: Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998. С. 16. [4] См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 64 – 65. [5] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 24. [6] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С. 28 – 29. [7] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 50. [8] См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 - 298. [9] См.: Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 227. [10] См.: Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54. [11] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 42. [12] См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 310. [13] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 46. [14] См.: Дружинин В.Н. Указ. соч. С. 309. [15] См.: Психология: Слов. С. 428. [16] См.: Там же. С. 299. [17] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 74 – 75. [18] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ соч. С. 75. [19] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 35. [20] См.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С.93 – 94. [21] См.: Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.,1995. С. 289. [22] Крысько В.Г. Указ. соч. С. 154-155. [23] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 153. [24] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 227. [25] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 160. [26] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254. [27] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254. [28] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 256. [29] См.: Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 514 – 515. [30] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С 119. [31] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 184. [32] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 100. [33] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 149. [34] См. Там же. С. 150. [35] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 151. [36] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 153. [37] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 90. [38] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 92. [39] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 93. [40] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 155. [41] См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231. [42] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 115. [43] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 169. [44] См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998. [45] См.: Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104. [46] См.: Психология: Слов. С. 264. [47] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 163. [48] См.: Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142. [49] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С.111. [50] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 116. [51] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 178. [52] См.: Там же. С. 178. [53] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 184. [54] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 187. [55] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 190. [56] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 194. [57] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 208. [58] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 209. [59] См.: Там же. С. 211. [60] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 269. [61] См.: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. [62] См.: Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32. [63] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 129. [64] Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 118. [65] Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 140. [66] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248. [67] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 23. [68] См.: Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000.С. 272. [69] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 202. [70] См.: Крысько В.Г. Указ соч. С. 216. [71] Психология: Слов. Указ. соч. С. 352. [72] См.: Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84. [73] См.: Там же. С. 3. [74] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 417. [75] См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. С. 26. [76] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 10. [77] См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 167 – 168. [78] См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. С. 374. [79] См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. [80] См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. С. 141. [81] См.: Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. М., 1997. С. 248. [82] См.: Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Минск, 1985. С. 96. [83] См.: Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психологии. 1987. № 6. С. 120. [84] См.: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1971. С. 120. [85] См.: Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. 1994. № 2. С.68. [86] См.: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 1997. С. 176. [87] См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 124 – 134. [88] Психология: Слов. Указ. соч. С. 174.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|