Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Конспект лекций по общей психологии




ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА............................. 5

Предмет и задачи общей психологии................................................................... 5

Этапы развития психологии.................................................................................. 7

Основные направления зарубежной психологии............................................... 11

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки........... 16

Отрасли психологии.............................................................................................. 18

Рекомендуемая литература................................................................................... 22

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............ 23

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы........ 23

Классификация методов исследования............................................................... 24

Характеристика основных эмпирических методов психологии....................... 27

Рекомендуемая литература................................................................................... 35

ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.. 36

Виды и структура отражения............................................................................... 36

Развитие психики в животном мире и становление сознания человека........... 39

Основные функции психики................................................................................ 42

Формы проявления психики человека................................................................ 44

Рекомендуемая литература................................................................................... 45

ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЯ..................... 46

Общее представление о личности......................................................................... 46

Современные теории личности............................................................................ 47

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.............. 49

Подходы к изучению личности в отечественной психологии........................... 51

Структура личности.............................................................................................. 52

Потребности как источник активности личности.............................................. 53

Мотивы................................................................................................................... 55

Направленность личности.................................................................................... 60

Рекомендуемая литература................................................................................... 61

ТЕМА 5. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ............................... 62

Понятие об общении............................................................................................. 62

Психологическая характеристика общения........................................................ 63

Понятие о речи....................................................................................................... 67

Психологическая характеристика речи............................................................... 67

Физиологические основы речи............................................................................ 70

Рекомендуемая литература.................................................................................... 72

ТЕМА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................. 73

Психологическая характеристика деятельности................................................ 73

Структура деятельности....................................................................................... 75

Освоение деятельности. Навыки и умения......................................................... 79

Основные виды деятельности.............................................................................. 83

Рекомендуемая литература................................................................................... 85

ТЕМА 7. ОЩУЩЕНИЯ..................................................................................... 86

Общее понятие об ощущении.............................................................................. 86

Виды ощущений.................................................................................................... 88

Основные свойства и характеристики ощущений............................................. 90

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.......................................... 92

Рекомендуемая литература................................................................................... 93

ТЕМА 8. ВОСПРИЯТИЕ................................................................................... 94

Общая характеристика восприятия..................................................................... 94

Восприятие как действие...................................................................................... 94

Виды восприятия................................................................................................... 96

Основные свойства восприятия.......................................................................... 101

Рекомендуемая литература.................................................................................. 102

ТЕМА 9. ВНИМАНИЕ...................................................................................... 103

Общая характеристика внимания....................................................................... 103

Виды внимания..................................................................................................... 104

Свойства внимания............................................................................................... 106

Рекомендуемая литература.................................................................................. 107

ТЕМА 10. ПАМЯТЬ........................................................................................... 108

Общая характеристика памяти............................................................................ 108

Процессы памяти.................................................................................................. 108

Виды памяти......................................................................................................... 111

Характеристики продуктивности оперативной памяти.................................... 113

Рекомендуемая литература.................................................................................. 113

ТЕМА 11. МЫШЛЕНИЕ.................................................................................. 115

Общая характеристика мышления...................................................................... 115

Мыслительные операции..................................................................................... 116

Логические формы мышления............................................................................ 117

Виды мышления................................................................................................... 120

Индивидуальные особенности и качества мышления...................................... 121

Рекомендуемая литература.................................................................................. 122

ТЕМА 12. ВООБРАЖЕНИЕ............................................................................. 123

Общая характеристика воображения.................................................................. 123

Виды воображения............................................................................................... 124

Психологические механизмы воображения...................................................... 125

Формы воображения............................................................................................ 127

Индивидуально-типологические особенности воображения........................... 128

Рекомендуемая литература.................................................................................. 128

ТЕМА 13. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА..................................... 129

Эмоции и чувства................................................................................................. 129

Воля........................................................................................................................ 134

Рекомендуемая литература.................................................................................. 139

ТЕМА 14. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННО -

СТИ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ... 140

Темперамент........................................................................................................ 140

Характер............................................................................................................... 145

Способности......................................................................................................... 151

Рекомендуемая литература................................................................................. 157

ТЕМА 15. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ...................................................................................................... 158

Понятие о социальной группе. Классификация групп....................................... 158

Группа и ее структурная организация.................................................................. 162

Структура социальной власти в малой группе.................................................... 163

Феномены межличностных отношений............................................................... 167

Рекомендуемая литература …………………………………………………….... 169

 

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ …………...…… 170

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ …......................................................................................………… 170

Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления............ 170

Методика исследования самооценки личности.................................................. 173

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки........... 177

Вопросы.................................................................................................................. 178

Рекомендуемая литература................................................................................... 179

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ............................................................................ 180

Понятие уровня притязаний личности................................................................ 180

Методики исследования уровня притязаний...................................................... 181

Дополнительные сведения об уровне притязаний личности............................ 200

Вопросы.................................................................................................................. 201

Рекомендуемая литература................................................................................... 201

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА ……………………………………........ 202

Экстраверсия-интроверсия и нейротизм как свойства личности...................... 202

Методика исследования экстраверсии-интроверсиии и нейротизма............... 203

Вопросы.................................................................................................................. 209

Рекомендуемая литература................................................................................... 209

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ……………………………………………... 210

Понятие агрессивности........................................................................................ 210

Методика исследования агрессивности личности............................................ 211

Дополнительные сведения об агрессивности как свойстве личности............ 216

Вопросы................................................................................................................. 217

Рекомендуемая литература.................................................................................. 218

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ …………………........................................................................... 219

Внимание: основные понятия и положения ………………………………….. 219

Методики исследования свойств внимания ………………………………….. 219

Рекомендации по развитию внимания …………………….………………….. 224

Вопросы................................................................................................................. 225

Задачи ………………………………………………………………………….... 225

Рекомендуемая литература.................................................................................. 226

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ …………............................................................................................. 227

Память: основные понятия и положения …………………………………….. 227

Методики исследования свойств и видов памяти …………………………… 227

Рекомендации по эффективному запоминанию материала ………………… 232

Вопросы................................................................................................................ 232

Рекомендуемая литература................................................................................. 233

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ……............................................................................................ 234

Мышление: основные понятия и положения ………………………………… 234

Методики исследования особенностей мышления …………………………... 234

Рекомендации по активизации мышления ……………………………………. 242

Вопросы................................................................................................................. 244

Рекомендуемая литература.................................................................................. 244

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ….................................................................................................... 245

Понятие воли …………………………………………………………………… 245

Методика исследования волевых качеств личности ………………………… 245

Вопросы................................................................................................................. 253

Рекомендуемая литература.................................................................................. 253

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ………………………………………… 254

Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта

личности ………………………………………………………………………… 254

Методика исследования ситуативной и личностной тревожности …………. 256

Вопросы................................................................................................................. 261

Рекомендуемая литература.................................................................................. 261

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ………………… 262

Эмоциональное состояние фрустрации ………………………………………. 262

Методика исследования фрустрационных реакций …………………………. 264

Вопросы................................................................................................................. 281

Рекомендуемая литература.................................................................................. 281

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА ………………..................................................................... 282

Понятие темперамента …………………………………………………………. 282

Методика исследования типов темперамента ………………………………... 282

Вопросы................................................................................................................. 285

Рекомендуемая литература.................................................................................. 286

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12. ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА …………………………………………………………………… 287

Понятие об акцентуациях характера ………………………………………….. 287

Методика исследования акцентуаций характера …………………………….. 287

Вопросы …………………………………………………………………………. 294

Задачи …………………………………………………………………………… 294

Рекомендуемая литература ……………………………………………………. 295

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ……………………………………………….…. 296

Социометрический метод …………………………………………………..….. 297

Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии..305

Вопросы...................................................................................................................305

Рекомендуемая литература.................................................................................. 305

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ …………………….… 306

Конфликт: основные понятия и положения ………………………………… 306

Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации …. 308

Рекомендации по управлению конфликтом …………………………………. 314

Вопросы................................................................................................................. 315

Рекомендуемая литература.................................................................................. 315

Литература …………………….........…………….............................................. 316


 

 

Глуханюк Наталья Степановна

Семёнова Светлана Львовна

Печёркина Анна Александровна

 

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 


[1] См.: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М., 2002. С. 6..

[2] См.: Там же. С. 7.

[3] См.: Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998. С. 16.

[4] См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 64 – 65.

[5] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 24.

[6] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С. 28 – 29.

[7] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 50.

[8] См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 - 298.

[9] См.: Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 227.

[10] См.: Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54.

[11] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 42.

[12] См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 310.

[13] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 46.

[14] См.: Дружинин В.Н. Указ. соч. С. 309.

[15] См.: Психология: Слов. С. 428.

[16] См.: Там же. С. 299.

[17] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 74 – 75.

[18] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ соч. С. 75.

[19] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 35.

[20] См.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С.93 – 94.

[21] См.: Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.,1995. С. 289.

[22] Крысько В.Г. Указ. соч. С. 154-155.

[23] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 153.

[24] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 227.

[25] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 160.

[26] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

[27] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

[28] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 256.

[29] См.: Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 514 – 515.

[30] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С 119.

[31] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 184.

[32] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 100.

[33] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 149.

[34] См. Там же. С. 150.

[35] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 151.

[36] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 153.

[37] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 90.

[38] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 92.

[39] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 93.

[40] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 155.

[41] См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231.

[42] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 115.

[43] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 169.

[44] См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.

[45] См.: Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.

[46] См.: Психология: Слов. С. 264.

[47] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 163.

[48] См.: Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142.

[49] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С.111.

[50] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 116.

[51] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 178.

[52] См.: Там же. С. 178.

[53] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 184.

[54] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 187.

[55] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 190.

[56] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 194.

[57] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 208.

[58] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 209.

[59] См.: Там же. С. 211.

[60] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 269.

[61] См.: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

[62] См.: Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.

[63] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 129.

[64] Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 118.

[65] Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 140.

[66] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248.

[67] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 23.

[68] См.: Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000.С. 272.

[69] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 202.

[70] См.: Крысько В.Г. Указ соч. С. 216.

[71] Психология: Слов. Указ. соч. С. 352.

[72] См.: Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84.

[73] См.: Там же. С. 3.

[74] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 417.

[75] См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. С. 26.

[76] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 10.

[77] См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 167 – 168.

[78] См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. С. 374.

[79] См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.

[80] См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. С. 141.

[81] См.: Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. М., 1997. С. 248.

[82] См.: Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Минск, 1985. С. 96.

[83] См.: Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психологии. 1987. № 6. С. 120.

[84] См.: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1971. С. 120.

[85] См.: Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. 1994. № 2. С.68.

[86] См.: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 1997. С. 176.

[87] См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 124 – 134.

[88] Психология: Слов. Указ. соч. С. 174.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...