Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественно-системные основы ментальности 9 глава




3. Демографические тенденции последних 100 лет показывают, что старение населения необратимо. Ни в одной из развитых стран мира пронаталистская политика государства не смогла переломить тенденции уменьшения рождаемости и старения. Правда, у России есть резервы, связанные с неестественной смертностью населения в трудоспособных возрастах. Но уменьшение смертности, возможное, если мужская часть населения будет бережней относиться к своему здоровью, что нехарактерно для традиционной культуры, опять же приведет к интенсификации старения. Пока же экономические, социальные, культурные и даже геополитические вызовы и следствия старения осознаны плохо.

4. Любой возраст, в том числе возраст старости – универсальное хронологическое явление, особая социокультурная конструкция и индивидуальное биографическое событие, сопровождаемое определенной символикой и ритуалами. Особенности российской конструкции пожилого возраста связаны с легитимацией раннего старения и возрастных неизбежных болезней. Мифология особо трудной российской жизни оправдывает и поддерживает ранний выход на пенсию, делает невозможным / нетрадиционным рациональный дискурс соотношении работающих и пенсионеров, а возможность / необходимость более позднего ухода на пенсию воспринимается как безусловно несправедливая и негуманная. Однако, в России в период 1990-х г. быстро рос возраст дожития и количество пенсионеров (точнее, пенсионерок) старше 80 лет.

5. Многие годы советские пенсионные нормы считались льготами, однако в настоящее время у возрастных льгот можно найти не одну оборотную сторону. В рамках таких стажевых и возрастных требований всегда будет воспроизводиться конфликт между работающими и пенсионерами, между налогоплательщиками и получателями социальных выплат, между молодыми и пожилыми. Он ничуть не смягчается тем, что часть пенсионеров продолжает работать первые 5-10 лет после наступления пенсионного возраста. Важно, что во многих случаях, особенно у женщин, период получения пенсии практически равен требуемому трудовому стажу. Рассчитать размер пенсионных отчислений и построить отношения между поколениями как в рамках распределительной, так и страховой системы, при таких соотношениях и растущем возрасте дожития, невозможно. Пенсия всегда будет маленькой, а уклонение работодателей от уплаты социальных отчислений (единого социального налога) и недобор налогов государством постоянны. Таким образом стажевые требования и характер построения пенсионной системы могут иметь конфликтный потенциал и дезинтегрировать общество.

6. Эти взаимосвязи не осознают не только пенсионеры, но и люди младших поколений. Пенсия для россиян – не возвращаемая на определенных условиях часть заработной платы, внесенная работодателем и работником, а некая обязанность государства по отношению ко всем гражданам страны. Также люди не хотят понимать, что если они сами не платят налоги, или платят их с заниженной зарплаты, пенсию старикам платить нечем. При этом различные источники свидетельствуют, что «по ведомости» в России получается не более 50% заработной платы.

7. Из-за установленного Законом 1956 г. и до сих пор действующего раннего возраста выхода на пенсию, в России, как нигде в мире, велик разрыв между пожилым населением и населением пенсионного возраста. В других же странах проблема социальной изоляции пожилых становится актуальной на десять лет позже. Геронтократия позднего социализма привела к уверенности, что преобладание пожилых в стране – замедление развития. Но российская военизированная (милитарная, как любят называть ее феминистки), безусловно молодежная культура не принесла пока стремительного технологического и научного развития. Напротив, ничто так не препятствует поискам вариантов модернизации и формированию социального порядка, как безудержный молодежный радикализм и попытки перепрыгивания через препятствия традиционной культуры.

8. Репрезентация старения, осуществляемая медициной, неизбежно приводит к снижению социального статуса пожилых людей, к идентификации пожилых людей как больных, патологичных, неспособных понять современность, пригодных только к роли пассивных объектов помощи. Понимание старости как десоциализации, предложенное структурным функционализмом, выводит пожилых людей за рамки социального порядка, принуждает свести все жизненные планы и интересы к домашней работе по обслуживанию близких, поддержанию повседневного существования или просмотру телесериалов.

9. Развитие гибких режимов занятости, более широкого применения неполных дня, недели, месяца, года и определения пределов включения таких режимов в трудовой стаж требует активного вмешательства государства. Нужно развивать альтернативные режимы приобретения пенсионных прав. Опыт западных стран показывает, что данные задачи носят технический характер, их решить куда проще и дешевле, чем «бороться» с низкой пенсией и социальным исключением пожилых. В противном случае Россия может стать передовой страной «четвертого мира» – страной, где значительную часть населения составляют социально исключенные пожилые люди.

 

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Добриков П.В., факультет социологии СПбГУ

 

На протяжении нескольких столетий Санкт-Петербург и Петербургская губерния (ныне Ленинградская область) являются одним из крупнейших в Европе и в России центров миграционного притяжения населения.

Как известно, уже в начале 18 века в Санкт-Петербург, а также в губернские города устремляется значительное число как внутренних мигрантов (из Украины, Белоруссии, Прибалтики), так и иммигрантов из Западной Европы, в первую очередь из Германии, Польши, Восточной Пруссии, Швеции, Франции, Англии. Активный приток иммигрантов привел к тому, что уже на рубеже ХIХ-ХХ вв., в Санкт-Петербурге доля нерусского по происхождению населения составляла 17,8% от общей численности населения города.

Миграционная политика России, ориентированная на экономическое и культурное развитие государства, являлась одной из наиболее либеральных миграционных программ Европы. Ее отличительные особенности состояли в том, что она была направлена в первую очередь на прием высококвалифицированных специалистов: военных, строителей, ремесленников, врачей, ученых. Сельские районы Петербургской губернии пополнялась иммигрантами-крестьянами из Германии, Финляндии и Прибалтики. В известном смысле миграционная политика России дореволюционного периода ее истории является прообразом принципа въездных квот, который практикуется современными индустриально развитыми государствами мира с целью привлечения необходимых экономике, науке и культуре специалистов.

В отличие от современных весьма неконструктивных подходов к этническим, социокультурным аспектам миграции и иммиграции, артикулируемых политиками и некоторыми учеными, миграционная политика российского государства рассматривала этнокультурную принадлежность переселенцев как важный фактор формирования населения. Хорошо известен, например, тот факт, что немецкое, эстонское, латышское, финское крестьянство рассматривалось российским правительством как своеобразное достояние, а именно, в качестве референтной группы, одной из важных задач которой была передача прогрессивного европейского опыта хозяйствования и культурной организации повседневной жизни. Кроме того, эта миграционная политика способствовала решению демографических проблем. Прибытие новых постоянных жителей приводило не к кратковременному увеличению численности населения за счет механического прироста, а способствовало созданию долговременных условий для его расширенного воспроизводства.

Миграционная политика как часть общей программы экономического и культурного развития страны способствовала тому, что Санкт-Петербург и Петербургская губерния уже к концу ХIХ в. превратились в экономически наиболее развитый регион России. Необходимо отметить, что и Санкт-Петербург, и губерния рассматривались правительством России в качестве единого экономического региона, а приток мигрантов и в города и сельские района учитывался в контексте единой экономической и социокультурной политики государства. Подобный подход представляется важным для изучения миграционных процессов, а также для формирования концепции миграционной политики на современном этапе.

РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Дука С.И., факультет социологии СПбГУ, Санкт-Петербург

 

Национальная идея и менталитет – основа национальной идентичности и самосознания.

Каждый народ обладает собственным менталитетом, в той или иной степени свойственным каждому представителю данного народа. На уровне обыденного сознания общность ментальности проявляется в способности охарактеризовать и наделить определенными чертами категорию «мы». Менталитет – атрибут всякого народа, он не может существенным образом трансформироваться за короткое время, возникнуть вновь или исчезнуть. Он возникает или исчезает только вместе с народом.

Менталитет связан с глубинным уровнем коллективного и индивидуального сознания, включая и бессознательное. Менталитет изменяется гораздо медленнее, чем социальные институты и, тем более, чем материальное наполнение социума и культуры. По отношению к ним менталитет можно рассматривать как статичное основание, во многом определяющее процессы, происходящие вокруг. Таким образом, менталитет является одновременно и продуцирующим основанием, и определенным сдерживающим фактором для социальных изменений.

Национальный менталитет представляет собой результат и единство казалось бы, совершенно различных компонентов. Он связан с особенностями жизни народа, прежде всего, с его историей.

Вторым важнейшим источником качеств ментальности выступает государственность народа, его способность поддерживать социальный порядок. Не могут не отразиться на менталитете и важнейшие географические характеристики, ландшафт, растительность и климат. Не удивительно, что множество авторов, исследовавших духовные качества русского народа, усматривали важную роль ландшафта в их формировании.

На ментальность значительное влияние оказывает народная культура, верования и обычаи, религия. Они, в свою очередь формируют глубинные нравственные и культурные ценности народа. В свою очередь нравственные ценности, понятия о справедливости, основанные на религиозной традиции, становятся сутью писаных норм, правил, законов. Формируется ценностно-нормативная система общества. Поэтому оказались безуспешными настойчивые попытки, предпринятые в советское время, создать материалистическую этику, лишенную духовной опоры. «Моральный кодекс строителя коммунизма» не воспринимался как серьезная альтернатива христианским заповедям.

К характеристикам русского менталитета следует отнести такие свойства национального характера, и, соответственно, такие нравственные ценности, которые были ему свойственны на протяжении всей истории и не изменились, несмотря на происходившие социальные потрясения. Прежде всего, такой характеристикой является религиозность. Другую важную характеристику можно обозначить как соборность-общинность-коллективизм. Именно под такими различными обозначениями она представала в различные периоды истории. Русские не стремятся, и никогда не стремились к индивидуализму, к свободе от социальных связей и обязанностей, к свободе от государства и государственного порядка. Русский человек их традиционно поддерживает, он с готовностью создает и укрепляет социальную иерархию, стремится к созданию сильного государства.

Национальная идея как суть национального менталитета является объективно существующим фактом, осознает это общество в данный момент времени или нет. В наиболее явном и очерченном виде она осознается в периоды национального подъема, либо исторического выбора. Национальную идею можно выразить или адаптировать для конкретной исторической ситуации, но ее невозможно сконструировать, а также невозможно изменить (подменить).

В исторической формулировке русская национальная идея существует в виде трех главных ценностей народа: самодержавие (сильное государство), православие, народность. Эти ценности прекрасно соотносятся с обозначенными характеристиками национального менталитета. Поскольку национальная идея – основа самоидентификации народа, государственная идеология (она необходима всякому сильному государству) должна базироваться на национальной идее. Тогда она не будет отвергаться народом, и восприниматься им как ложь.

Такая нравственная ценность, как патриотизм, является ключевой в российской истории и, по сути, должна быть центральной в системе воспитания, образования, культурного воспроизводства. Однако известно, что это далеко не так. Пожалуй, ни одна нравственная ценность не подвергалась таким нападкам за последние пятнадцать лет, как патриотизм. Выросло поколение, которое подверглось мощной атаке антипатриотической пропаганды. Следует подчеркнуть, что патриотизм является высшим чувством, которое для своего формирования требует достаточно высокой общей культуры личности. Сами по себе, без усилий окружающих такие чувства, равно как и другие нравственные ценности не возникают, они могут только воспитываться. Необходимы постоянные усилия, чтобы противостоять пропаганде чуждых идеологем и антиценностей.

Так европейская цивилизация, возникшая и сформировавшаяся в рамках христианства, уклонилась от своей изначальной христианской традиции. Легализация наркотиков, разврата и эвтаназии в ряде европейских стран находится в крайнем противоречии с христианской и моральной традицией, а, следовательно, свидетельствует о дисгармонии культуры и ментальности современной европейской цивилизации.

Развитие техники и науки создало видимость самоценности инноваций и видимость отсутствия их связи с историческими традициями. Произошел отказ от многих традиций, норм и ценностей, которые стали восприниматься как пережитки прошлого. Содержание культуры приобрело сугубо светский, материалистический характер, а в своих кризисных проявлениях – телесно-натуралистическую и индивидуалистическую направленность.

Индустриальное общество, основанное на массовом производстве, в свое время породило и массовую культуру, которая привела к десакрализации творческой деятельности и свела ее к разновидности индустриального труда. Культурная деятельность в современном информационном обществе из удела избранных превратилась в массовое производство. Благодаря новым техническим средствам стало возможным писать музыку, не зная нотной грамоты, петь, не обладая голосом и музыкальным слухом, снимать фильмы и писать картины, не имея для этого способностей и соответствующего образования. При этом важная составляющая массовой культуры – тираж – зависит сейчас лишь от спроса на информационную продукцию, но никак не от ее качества.

Но, в конечном счете, СМИ, информационные каналы в целом являются лишь носителями той информации, которой их наполняет человек. СМИ воспроизводят внешний слой современной культуры, воспроизводят культурный уровень людей, владеющих СМИ.

В период становления информационной цивилизации в обществе все сильнее ощущается потребность в настоящих нравственных ценностях, в произведениях культуры, для создания которых требуются образованность, хороший вкус, мастерство, высокий профессиональный уровень, связь с национальными традициями и национальным менталитетом. Богатейшее культурное наследие вызывает все больший интерес у образованного человека, которого уже не удовлетворяет примитивизм массовой культуры.

РОССИЙСКАЯ ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Зобов Р.А., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург

 

Прежде чем говорить о российской ментальности, следует сказать несколько слов о ментальности вообще. В настоящее время имеется большое количество определений этого понятия. Все сходятся в том, что это духовный феномен человека и общества. В.Е.Семенов понимает под ментальностью «исторически сложившееся долговременное умонастроение, единство сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении». (В.Е.Семенов. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. с. 486.).

Все авторы, так или иначе, отмечают целостный характер ментальности, невозможность ее сведения к чисто рациональным компонентам. Ее элементы (идеалы, ценности, нормы, стереотипы, умонастроения и пр.) включены в контекст культуры и ментальность формируется в процессе приобщения к культуре отдельных людей или социальных групп. Значительное влияние оказывают на нее этнические факторы. (Л.Н.Гумилев).

Сочетание рационалистических и иррационалистических (интуитивных, образно-эмоциональных и пр.) компонент приводит к формированию различных форм ментальности. В.Е.Семенов отмечает в российском социуме такие виды менталитетов как православно-российский, коллективистско-социалистический, индивидуалистско-капиталистический, криминально-мафиозный и мозаичный псевдоментлитет. Органичное сочетание рационального и иррационального характерно для различных видов российской ментальности. Оно реализуется не только в православии, но и в философии (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев), и в литературе и искусстве (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой). Сочетанию рационального и иррационального способствовало и географическое положение России на стыке Европы и Азии.

Длительное пребывание людей в рамках той или иной культуры при сохранении этнических характеристик приводило к тому, что ментальные установки (нормы, стереотипы, идеалы и пр.) погружались в сферу подсознания и передавались от поколения к поколению. В известной мере ментальность детерминирует поведение человека, мотивы которого не проходят через контроль его сознания. Поэтому мы часто не в состоянии их понять, да и сам человек обычно не может их интерпретировать.

В ходе исторического развития в рамках любого общества формируются различные виды ментальности. И поэтому полиментальность может рассматриваться как необходимая предпосылка развития любого социума. Исторический опыт показывает, что ориентация на одну форму ментальности означает застой и деградацию. В процессе развития общества постоянно возникает потребность в людях определенной ментальности, и они оказываются наиболее востребованными. Для гармоничного развития важно постоянно сохранять гармонию между различными формами ментальности и не допускать конфронтации между ними.

Доминирование рационализма в ходе бурного развития науки и техники в рамках европейского социума в течение нескольких столетий приводило к деформации различных видов ментальности, что особенно характерно для нашего времени. Такая деформация ментальности связана с тем, что в индустриальном обществе востребованным оказывается человек с явно выраженной рациональной ментальностью, адаптированный к чисто рациональным производственным процессам, где все просчитывается и формализуется. Усилия государства направляются на формирование именно такого человека с помощью воспитания и образования. Многие исследователи убедительно показали, что в условиях индустриального общества господствующее положение приобретает человек со специфической ментальностью, который получил название «среднего человека», человека «одномерного», «человека-массы» (Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет и др.). В наши дни на этом фоне развертывается процесс глобализации в различных сферах (производство, управление, финансы, культура и т.д.). (Ф.Уэбстер. Теории информационного общества. М., 2004).

Ментальность характеризует включенность человека в социум как целое. И когда общество становится все более формализованным, то есть когда культура переходит в отчужденную цивилизацию, ментальность приобретает уродливые формы. И как следствие возникают социальные катастрофы, дестабилизация социума, резкое падение социального здоровья населения. Это хорошо иллюстрируется примером недавней перестройки в российском обществе. Деструктивные тенденции в обществе сразу же привели к негативным процессам и в области ментальности населения, что нашло свое выражение в таких явлениях как резкое возрастание мафиозно–криминальной ментальности, деформации системы ценностей, быстром распространении оккультизма, всякого рода тоталитарных сект, экстремизма и терроризма.

Но наряду с деструктивными тенденциями в российском обществе на уровне ментальности постепенно происходит переключение на такие ее формы, которые способствуют сохранению социума и его культуры. Действительно, в наши дни здесь наблюдается быстрый рост православной ментальности, ориентированной на сохранение и укрепление российского общества. Об этом говорят социологические исследования последних лет, фиксирующие быстрый рост числа верующих в конце прошлого и начале нашего столетия (по последним данным около 80% опрошенных считают себя верующими).

В последние годы много говорится о переходе от индустриального общества к информационному (постиндустриальному), в котором социальный статус человека будет определяться уже не отношением к средствам производства, а отношением к информации. Предполагается, что в таком обществе востребованным окажется человек творческий со специфическим менталитетом, в котором изначально органически сочетаются рациональные и иррациональные компоненты. Это связано с тем, что число людей, прямо или косвенно включенных в процесс производства, значительно сократится (с 85% в настоящее время до 8-10%).

Что касается России, то такой переход к новой ментальности будет менее болезненным по сравнению с западными странами. Это связано с тем, что здесь ментальность среднего человека более иррациональна, интуитивна и поэтому легче может быть адаптирована к новым условиям.

РОССИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Карпов А.В., Потешина Е.В., ЯрГУ, Ярославль

 

Ценности, идеи, представления, разделяемые представителями отдельной нации, их менталитет оказывает значительное влияние на взаимодействие людей, как внутри страны, так и в отдельно взятой организации. Каждая из национальных культур имеет свои представления, о том, что приемлемо и что недопустимо в отношениях, поэтому можно говорить о национальных моделях, особенностях управленческих стилей в организации.

Конец 1980-х – начало 1990-х годов ознаменовались повальным увлечением западными методами управления. Казалось, Россия выбрала свой путь – догонять Запад, заимствуя созданные им модели и инструменты. Но в конце 1990-х годов стала проявляться неудовлетворенность пришедшими из-за границы методами, которые не могли решить всех встающих перед российскими организациями проблем.

Данный вопрос затрагивает проблему корректности и правомерности переноса концепций западной организационной культуры в отечественные условия в том виде, в котором они были установлены и изучены в зарубежных исследованиях. Реформирование политической системы, повлекшее за собой кардинальные социальные и экономические преобразования в России, привело к деструкции социально-экономических основ государственности, общественных регуляторов поведения. Одним из феноменов при кризисном развитии общества является разрушение норм и ценностей, как всего социума страны в целом, так и ее организаций и их членов. Поэтому прямое использование эталонных концептов делается невозможным. Кризисные явления, разрушение стереотипов, установок и других нормативных регуляторов привели нашу страну в состояние невозможности однозначного определения социально-правового статуса. Другими словами наша страна в настоящее время находится в процессе «межкультурного» перехода. Данная проблема рассматривается в развиваемой нами трансформационной концепции менеджмента. Исследования данной проблемы позволили выделить основные тенденции:

1. Редукция («выпадение») эталонных явлений и закономерностей. Примером может служить эффект неосуществимости самого результативного в стабильных условиях партисипативного метода управления.

2. Гипертрофия (усиление). Некоторые явления или закономерности усиливаются, принимая при этом часто неадекватную форму, негативно влияя тем самым на деятельность организаций.

3. Деформация (искажение). Закономерности при этом сохраняют свою направленность, изменяя лишь степень их выраженности. Это наиболее получивший распространение в наше время тип трансформации.

4. Инверсия. Это такая степень преобразования, при которой закономерность принимает форму обратную эталонной. Примером может служить классическая двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга. По ней к факторам гигиены, которые сами по себе не повышают удовлетворенности, относятся материальные стимулы (зарплата и ее уровень), в наших же российских условиях эти стимулы принадлежат к факторам-мотиваторам. Таким образом, он не просто переходит из факторов гигиены в факторы-мотиваторы, но и становится в ней главным, а зачастую и единственным.

5. Сохранение. Закономерность сохраняется в том виде, в котором была изначально установлена. Например, прямая зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации, не меняется даже в наших кризисных условиях.

6. Возникновение новых, не зафиксированных на материале нормальной и относительно стабильной среды закономерностей и феноменов.

Рассмотрим данную тенденцию на примере понятия организационной культуры. Оно также возникло, развивалось и применялось в условиях относительно стабильной, высокоразвитой социально-экономической среды. Изучая данный конструкт, мы выявили, что его изменения носят далеко не поверхностный характер, а затрагивают основополагающие характеристики любой системы. В кризисных условиях степень отклонений от эталона увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому диапазон дополнительных функций организационной культуры может быть крайне широким. Проведенные исследования позволяют выделить несколько новых функций оргкультуры, например, компенсаторную, диагностическую, самомобилизационную, охранную и др. Компенсаторная функция проявляется в ситуациях, когда не могут удовлетворяться дефицитарные потребности членов организации и организационная культура начинает компенсировать недостаток материального обеспечения. Примером служат бюджетные организации, с сильной и стабильной оргкультурой при «нищенском» финансировании. И в данном случае организационная культура выступает как механизм не просто сопротивления изменениям, но как выживания организации и ее членов в условиях нестабильности и кризиса. Диагностическая функция, где оргкультура выступает индикатором оргдеструкций и отражает степень расхождения между идеальными представлениями членов организации и реальным положением дел. Самомобилизационная функция организационной культуры наиболее эффективна тогда, когда одной из ведущих ценностей организации становится представление о необходимости постоянного саморазвития, как отдельных сотрудников, так и организации в целом. Охранная функция проявляется в том случае, когда организация принимает определенные усилия для защиты себя, своей продукции, своих сотрудников. Данная функция может гипертрофироваться в излишнюю секретность, сложность доступа в организацию, скрытность сотрудников и др.

Описанные выше тенденции трансформаций закономерностей, их типологизация и характеристика – задача трансформационной концепции. Реализация данного подхода и формирует экологически валидное знание по отношению к существующим социально-экономическим условиям.

Таким образом, в условиях российской действительности, развитие организационной культуры претерпевает серьезные изменения. В организациях с низким материальным благополучием, организационная культура изменяет свою структуру в сторону гипертрофии общечеловеческих ценностей. Компенсаторная функция из функционального аспекта переходит в структурный, и данная функция становится системоообразующей для всей организации. В период же благополучия в финансовом и экономическом плане, возникает другая тенденция. Гипертрофируется материальная состоятельность организации и это деформирует внутриорганизационные ценности и структуру организационной культуры. Такую оргкультуру условно можно назвать «эрзац-культурой». В ходе дальнейшего стабильного материального благополучия, организация приобретает черты классической (для зарубежного мира) компании, и ее организационная культура будет иметь теоретически классический вид. Таким образом, формируется «синергетическая» оргкультура.

 

МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОСЛАВИЕ

Клинецкая Н.В., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург

 

Одно из определений менталитета (В.Е. Семёнов, 2000) указывает на то, что на ментальность европейских народов, включая и Россию, решающее воздействие оказало их историческое развитие. Путь этого развития определялся влиянием христианства на сознание населения этих стран, на все стороны и сферы их жизни. Именно оно и явилось той основой, которая создала современные цивилизации Запада и России. Поэтому менталитет русского народа имеет в своей сердцевине христианские православные идеалы и ценности, которые далеко не всегда осознаются, ибо находятся либо на периферии сознания, либо в подсознании, независимо от того, насколько человек считает себя верующим.

Как представляется, в настоящее время эти идеалы и ценности неосознанно и наиболее ярко более всего проявляются в сознании лишь воцерковленных людей, т.е. тех, которые живут религиозной жизнью. Они и являются носителями православной ментальности. Однако православные идеалы и ценности неосознанно присутствуют и у людей, являющихся носителями других менталитетов. При этом следует отметить, что современное российское общество как общество, стремительно входящее в пространство европейского постмодерна, становится все более сложным и плюралистичным. Это не может не повлиять на сознание людей, особенно на такую активную часть общества, как молодежь. Их мышление и сознание становится все более многопозиционным, значительно отличаясь от сознания человека с иерархически организованными установками, ценностями и нормами. То есть речь идет о том, что, по-видимому, возникающие новые менталитеты пересекаются в сознании людей, образуя некую многоплановую мозаику, из которой невозможно создать иерархию ценностей, а христианские православные ценности и нормы как некие критерии отодвинуты в подсознание и их проявление мало осознается. Такая ситуация оказывает самое непосредственное влияние на ментальность, особенно молодежи, которая наиболее адекватна новым тенденциям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...