Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Таблица 2. Коммуникативные принципы общения. 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной  ситуации




                                                                                                                                             Таблица 2

Коммуникативные принципы общения

Принцип общения Сущность понятия
Принцип целесообразности Этот принцип главенствующий – все остальные проистекают из него. Соответствие всех элементов речи стратегической цели: цели и задачи определяют выбор собеседника, содержание речи, его структурную организацию и т. д.
Принцип кооперации Установка на коммуникативное сотрудничество, конструктивный диалог
Принцип структурирования Выделение в рамках коммуникативной ситуации отдельных высказываний, определение в речи главного и второстепенного, выстраивание основных этапов речевого акта, последовательности изложения и т. д. Этот принцип относится как к субъекту речи, так и к её адресату
Принцип гармоничности Комфортное общение, при котором возникает ощущение полного взаимопонимания между участниками речевого взаимодействия. В реальности гармоничное общение – редкость, но это эталон, к достижению которого нужно стремиться

 

По-видимому, не случайно принцип кооперации является как этической (см. табл. 1), так и коммуникативной нормой. Как уже отмечалось выше, коммуникативные нормы во многом обусловлены этическими нормами и даже «подчиняются» им: так, если эти нормы вступают в противоречие, то приоритет должен принадлежать этическим ценностям.

Представим себе такую ситуацию. Вы вернулись из института после напряжённого учебного дня, очень устали, и вам хочется только одного – лечь отдохнуть. Однако родители просят вас сходить в магазин за хлебом. И вопреки своим (возможно, эгоистическим) чувствам, эмоциям, целям, руководствуясь моральными принципами (уважением к старшим, воспитанностью, чувством такта), вы, скорее всего, выполняете просьбу родителей. Во всяком случае, нравственный человек поступит именно так.

К сожалению, сегодня в политике, в СМИ (да и в других сферах общения) главенствующим коммуникативным принципом зачастую провозглашается достижение целей любыми средствами. Так, иногда в предвыборной гонке лидеры различных партий для привлечения избирателей прибегают к таким неэтичным приемам, как запугивание, подкуп заинтересованных лиц, неоправданные обещания, обман, очернение своих противников и пр. Их речевая стратегия, как правило, также строится на нарушении этических норм и демонстрации языковой раскованности, Возможно, это и помогает претендентам на высокие посты достичь своих целей, получить свой «кусок» власти, но такое положение дел не может не вызывать осуждение и возмущение большинства, так как тем самым попираются моральные ценности общества.

       Непротиворечивость этических и коммуникативных норм и их соблюдение всеми участниками речевого взаимодействия является залогом успеха любого взаимодействия. Подтверждением этому служат многочисленные русские пословицы и поговорки, в которых «заложены» этические требования к речевому поведению, например: Недруг поддакивает, а друг спорит; Клевета что уголь: не обожжет, так замарает; Доброе слово человеку что дождь в засуху; Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух; Спроста сказано, да неспроста слушано и многие, многие другие.  

► Приведите свои примеры пословиц и поговорок, которые, на ваш взгляд, декларируют и иллюстрируют этические нормы поведения?

► Во всех ли ситуациях соблюдение этических норм, на Ваш взгляд, должно быть выше соображений целесообразности? Аргументируйте свой ответ.

 

6. 2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной           ситуации

Итак, коммуникативные нормы диктуются целесообразностью. В целом, это нормы выбора формы (устная или письменная, диалог или монолог) , способа речевой деятельности и средств общения(методов доказательства, языковых приемов и пр. ).

 Коммуникативные нормы, в отличие от этических и языковых, более вариативны: они носят рекомендательный характер и должны соответствовать коммуникативной ситуации. Допустим, родители должны наказать ребенка за плохое поведение. В одной семье они будут принимать какие-то меры (чтение нотаций, лишение ребенка права смотреть телевизор, гулять, играть в компьютерные игры и пр. ) совместно. В другой семье накажет сына только отец, а в третьей – все члены семьи объявят ребенку бойкот. Как мы видим, для реализации одной коммуникативной стратегии как магистральной линии поведения (в нашем примере это наказание провинившегося) могут использоваться разные тактические приемы.

На рис. 1. показан алгоритм речевого взаимодействия:

     
 

 

 


                           

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...