Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4. Стратегические коммуникативные цели. Коммуникативные ситуации или жанры   Устные   Письменные Проинформировать Описать




Таблица 4

Стратегические коммуникативные цели

Коммуникативная

цель

Конкретизация цели

Коммуникативные ситуации или жанры

  Устные   Письменные
Проинформировать Описать, рассказать, отчитаться Программа новостей Отчет на деловом совещании Репортаж Отчет по лабораторной работе
Убедить Склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства Выступления участников ток-шоу Беседа врача с пациентом Статья в СМИ на актуальную тему Научная дискуссия в журнале
Внушить Обратиться к разуму и к чувствам аудитории, использовав как логические, так и эмоциональные средства воздействия   Рекламные ролики Сеанс у психиатра Родительская нотация   Рекламные тексты
Побудить к действию Призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие Выступление на митинге Распоряжение руководителя Замечание преподавателя на лекции (уроке) Бытовая просьба Указ Президента РФ Приказ по предприятию Повестка в суд (военкомат)
Выразить свою оценку Высказать своё понимание добра и зла, прекрасного и безобразного Тост Комплимент Поздравление Рецензия Представление к награде
Доставить удовольствие Главным становится общение как таковое с целью времяпрепровождения и/или получения удовольствия Дружеское общение Интимное общение Развлекательные теле- и радиопередачи   Развлекательная литература
Выразить своё видение мира Выразить свои эмоции и мировосприятие и возбудить сходные эмоции у адресата   Литературное творчество Чтение художественной литературы

 

Важно помнить, что во многих ситуациях преследуется сразу несколько целей и определить главную подчас довольно сложно. Так, к примеру, рекламное объявление призвано:             1) проинформировать покупателя о новом товаре; 2) создать в сознании потребителя благоприятный образ товара; 3) побудить читателя запомнить марку и приобрести товар.

 Однако помимо стратегических целей в коммуникативной ситуации важны коммуникативные намерения участников общения. Именно намерение выявляет истинные мотивы речевого поведения (цели и намерения могут не совпадать и даже противоречить друг другу). Дело в том, что говорящий не всегда показывает свои истинные намерения, а иногда не до конца их сам осознает. Например, в некоторых случаях человек, рассказывая о каком-то затруднении, о своих проблемах, открыто не просит о помощи, но всем своим поведением как бы говорит, что он в ней нуждается. Или же, скажем, подросток как бы невзначай сообщает своим родителям, что Пете из соседней квартиры родители купили (или обещают купить) дорогой ноутбук. Разумеется, мотивом его речевого поведения является невысказанное прямо желание самому иметь такую же вещь.

Результативность речи также проявляется в реальной коммуникативной ситуации, и только в ее контексте мы можем оценивать успехи или неудачи участников речевого взаимодействия. С одной стороны, условия коммуникативного успеха очевидны: это адекватные коммуникативному намерению (и целям) восприятие, понимание и интерпретация речи адресатом (подробнее об этом см. табл. 5).

Таблица 5

Условия коммуникативного успеха

Термин Сущность понятия Комментарий
Восприятие  речи Прием речевого сигнала с помощью органов чувств (слуха и/или зрения) Адресат воспринимает звуковую оболочку слов, интонационный рисунок предложения. В письменной речи – различает буквенную оболочку слов и знаки препинания («понимает» почерк пишущего )
Понимание речи Расшифровка смысла слов, выражений и текста в целом Адресату понятны лексические значения употребляемых слов и выражений, а также информативное содержание текста
Интерпретация речи Соотнесение услышанного или прочитанного со своим опытом, фоновыми знаниями и выработка по этому поводу собственной точки зрения Адресат «расшифровывает» коммуникативное намерение субъекта речи; в его сознании происходит систематизация информации (её иерархизация). Полученное сообщение увеличивает объём его фоновых знаний

 

С другой стороны, успешность (или эффективность ) общения оценивается и по тому, удалось ли достичь поставленных целей обоим партнерам. Ведь цель есть не только у субъекта речи, но и у её адресата, а может случиться (и довольно часто случается) так, что своей цели достигнет только одна сторона.

Скажем, рекламодатель добился своей цели: какая-то доля телезрителей запомнила название рекламируемого на телеканале товара. Однако у большей части зрителей реклама вызвала раздражение, неприятие, так как они хотели получить удовольствие от любимого фильма, а их коммуникативными намерениями в данном случае пренебрегли.

Такое общение далеко от гармонии. И. А. Стернин[21], например, справедливо утверждает, что эффективным можно считать только такое речевое взаимодействие, «которое позволяет говорящему достичь своей цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие)». Этот баланс отношений можно по-другому назвать гармоничными отношениями. И в этом мы находим ещё одно подтверждение тому, что коммуникативные и этические требования должны реализоваться в единстве.

Очевидно, что коммуникативные и этические нормы становятся особенно заметными прежде всего при их несоблюдении. Степень нарушения этих норм могут существенно различаться: от незначительных промахов до нарушения основных принципов общения. Ситуация, когда коммуникативный акт не достигает своей цели, называется коммуникативной неудачей. Причины неудач разнообразны. Вот далеко не полный их перечень:

– нарушение главных коммуникативных и этических принципов;

– различия в национально-культурных традициях;

– расхождения в фоновых знаниях, в том числе в словарном запасе общающихся;

– помехи в канале связи (шумы, технические неполадки, плохая дикция, дефекты органов слуха или зрения) и др. ).

Подобные несоответствия сигнализируют о возникновении речевых и коммуникативных барьеров в общении.

► Приведите примеры коммуникативных ситуаций из жизни или литературы, когда выбор средств и способов речевого взаимодействия не соответствует условиям и целям общения. Какова результативность такого взаимодействия?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...