Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 8. Нормы ТЫ-ВЫ общения. Форма общения Ты-общение вы-общение 1. Грани вежливости




Таблица 8

Нормы ТЫ-ВЫ общения

Специфика

коммуникативной

ситуации

Форма общения

Ты-общение вы-общение
1. С хорошо знакомым адресатом 2. В неофициальной обстановке 3. При близких (дружеских, фамильярных, интимных) отношениях с адресатом 4. С равным или младшим (по возрасту, социальному положению) адресатом 1. С незнакомым или малознакомым адресатом 2. В официальной обстановке 3. При официальных, подчеркнуто вежливых отношениях с адресатом 4. С равным или старшим (по возрасту, социальному положению) адресатом  

Важнейшей особенностью речевого этикета является стремление к эвфемистичности (облагороженности) речи. Правила хорошего тона рекомендуют употреблять вместо слов и выражений, которые могут быть восприняты адресатом как бестактность, резкость, грубость, другие – синонимичные, но более нейтральные. Вот несколько типичных примеров употребления эвфемизмов: Думаю, Вам нужно удалиться! (вместо Пошел вон! ); звезд с неба не хватает    (о человеке с низким интеллектуальным и культурным уровнем); летальный исход (вместо смерть), поправилась (вместо потолстела) и т. д.

Эвфемичными являются и соответствующие требованиям этикета способы выражения несогласия и возражения, особенно в деловой и научной речи. Например, особенность формулировок типа Думаю, вы не совсем правы; Я придерживаюсь другого мнения; Наши точки зрения не совпадают; Ваша позиция представляется мне уязвимой; Позвольте Вам возразить; Разрешите с Вами поспорить и других им подобных заключается в том, что, позволяя нам выразить свою точку зрения, они в то же время помогают избегать категоричности, проявлять тактичность, заботиться о самооценке собеседника. А вот согласие может быть выражено и в абсолютной форме (эмоции можно не сдерживать): Вы совершенно правы; Я с Вами полностью согласен; Я Вас во всем поддерживаю; Рад, что наши мнения совпадают; С Вами нельзя не согласиться и т. д.

Особую группу в речевом этикете составляют ритуальные этикетные жанры. К ним относятся, например, выражение соболезнования и утешения, а также этикетные выражения, сопровождающие обряд похорон или поминок.

Жанры, связанные с мероприятиями, которые проходят по протоколу, где расписаны варианты речевого поведения каждого участника, регламентирует д еловой этикет. Такова, к примеру, процедура защиты диплома или диссертации, официальная дипломатическая встреча, церемония вручения наград и др.

Как уже отмечалось выше, этикет не ограничивается только речевыми формулами, а служит важным средством организации и поддержания неконфликтного, эффективного взаимодействия. Быть вежливым, стремиться не задеть словом, не обидеть партнера по общению – это то, чему мы учимся, в том числе и через усвоение этикетных формул. Разнообразные проявления (грани) вежливости как центрального понятия этической составляющей культуры речи нашли отражение в таблице 9.  


Таблица 9

Грани вежливости

Термин Сущность понятия
Приветливость   Выраженная склонность к дружелюбному, радушному, ласковому общению
Обходительность Повышенная вежливость, проявляющаяся в общительности, умении найти подход к каждому собеседнику, быть внимательным, ласковым, любезным, приветливым, учтивым, почтительным
Учтивость Обязательное соблюдение светских приличий, этикета; повышенное внимание как к старшим, так и к равным по возрасту, положению
Почтительность Выражение глубокого уважения к старшим по возрасту, положению, имеющим заслуги, авторитет, занимающим видное положение в обществе
Тактичность Умение общаться в соответствии с ситуацией, так, чтобы своим словом или поступком не огорчить собеседника, не оскорбить его моральных, религиозных, патриотических или других чувств
Деликатность Внимательное, чуткое, мягкое, предупредительное, осторожное обхождение с собеседником из опасения нечаянно огорчить его, задеть его чувство собственного достоинства, поставить в неловкое, затруднительное положение
Любезность Обходительность, предупредительность, учтивость; склонность говорить комплименты («любезности») в адрес собеседника
Галантность Изысканная вежливость, любезность, готовность к услугам; обычно характеризует утончённую, на европейский манер, вежливость мужчины по отношению к женщине

 

Таким образом, за пределами вежливости находятся, с одной стороны, чрезмерная фамильярность, бесцеремонность в общении с собеседником, с другой стороны — подобострастие: чрезмерная угодливость, раболепие.

 Казалось бы, как мало нужно усилий, чтобы сказать собеседнику добрые, приятные слова, сделать комплимент! Вспомним известное высказывание Сервантеса[22]: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Действительно, как важно и ценно это качество! Оно помогает наладить контакт с окружающими, получить доброжелательный отклик от собеседника, увидеть улыбку на его лице. Недаром Н. И. Формановская[23] называет формулы этикета «социальными поглаживаниями»: они повышают нашу самооценку, помогают поверить в свои силы, способствуют успешности в социуме.

Неукоснительное соблюдение речевого этикета особенно важно в деловом общении, поскольку оно оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление от организации, поддерживает ее положительную репутацию, а также способствует гармонизации отношений внутри коллектива.

Однако не следует забывать, что этикет – это еще и творческий акт, искусство общения. Необходимо стремиться к богатому, выразительному, разнообразному использованию этикетных формул, гармоничному сочетанию речевых и невербальных этикетных действий, умелому интонационному оформлению высказываний и др.

► Среди некоторых людей бытует мнение, что вежливые слова, особенно комплименты, - это всего лишь проявление лицемерия, заискивания, подхалимства. Как вы относитесь к такой позиции?

► Говорите ли вы сами комплименты? Если да, то кому их чаще всего адресуете?

► Используете ли Вы эвфемизмы в своей речи? В каких коммуникативных ситуациях?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...