Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XIX. II . ИНСТИТУТ ВОСПРИЕМСТВА. КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ





Естественно, ребенок не может стать стороной договора, поэтому многие церкви предлагают вместо малышей Богу для завета восприемников (крестных отца и мать).

Вот как это объясняет известный деятель Православной Церкви Митрополит Макарий (Православно-догматическое богословие. Т.II, СПб, 1895, с.344-345)

«Что касается до младенцев, которые сами еще не способны ни иметь, ни свидетельствовать своей веры и покаяния пред крещением: то они крещаются по вере родителей и восприемников, которые от лица их произносят и исповедание веры, и отречение от диавола и всех дел его, обязываясь пред Церковью воспитать детей в вере и благочестии, когда они будут приходить в возраст»

Однако институт крестных родителей не имеет библейских корней. Восприемники берут ответственность за духовное воспитание и благочестие их крестников, но Писание называет поручительство за другого человека, как минимум, глупостью:

«Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего» (Пр. 17:18).

«Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто нена­видит ручательство, тот безопасен» (Пр. 11:15, см. также Пр. 6:1,2, Пр. 20:16, Пр. 22:26, Пр. 27:13).

В восприемничестве нет никакого смысла, так как Божий закон, изложенный в Библии, не предусматривает ответственности одного че­ловека за осмысленный выбор и осознанные проступки другого. Писа­ние говорит, что даже родные родители не отвечают за грехи детей, и наоборот:

«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16).

«Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20, см. также 2 Пар. 25:4, 4 Цар. 14:6).

На Великом Суде каждый будет нести ответ только за себя: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10, см. также Откр. 20:12,13, Иез. 24:14, Рим. 2:16).



Если представить, что существует ответственность за других, то получается, что крестные родители, став стороной «договора» крещения вместо крестника, поручаются за совсем незнакомого им человека, часто просто ребенка друзей или родственников, не зная наперед, кем в итоге он вырастет и за кого придется нести «наказание». В моей жизни был интересный пример возможного возложения ответственности на воспри­емника за своего крестника. Крестным отцом моего сына (тогда пятилетнего ребенка) стал православный друг нашей семьи (человек, для которого я и начинал писать эту книгу). В детстве мальчик носил крес­тик, считал себя православным, но впоследствии вырос, начал изучать Библию и принял крещение в другой церкви. Горько было смотреть на моего друга, который чуть ли не силой пытался предотвратить повторное крещение его крестника. Затем молодой человек поступил на богослов­ский факультет в духовную академию своей конфессии. Получается, теперь мой товарищ будет «гореть в аду», раз не сберег «православную душу»? И это довольно безобидный пример «проступка» крестника из тех, которые можно встретить в окружающей нас жизни. Ведь часто бывает, что из крещеных младенцев вырастают пьяницы, хулиганы, воры, насильники, грабители, убийцы. Получается, что ни само крещение и ни восприемники не помогли им стать настоящими христианами? Полу­чается, что крестные родители этих грешников будут сурово наказаны?

Несообразность выбора религии за младенцев можно проил­люстрировать на примере маленьких девочки и мальчика, которых родители решили поженить. Взрослые в торжественной обстановке пообешали друг другу верности их детей в будущем браке. Но будут ли исполнены подросшими чадами клятвы родителей? Мы знаем, что даже в древние времена, когда заочное обручение практиковалось в мире, многие дети отказывались вступать в такие браки, пренебрегая волей своих родителей. Тем более сегодня, когда молодые люди свободны в выборе, обещания взрослых относительно их детей выглядят как минимум утопично. То же происходит и с людьми, крещенными в несмышленном возрасте. Значительная их часть, став взрослыми, так и не становятся членами той конфессии, в которой были крещены: не ходят в церковь, не принимают таинства, не молятся согласно установленным правилам и т. д., или вообще выбирают другое вероисповедание.

Часто в защиту крещения малышей люди вспоминают, что Иисус призывал к себе детей. Конечно, так оно и было. Христос говорил:

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк. 10:14, см. также Мф. 19:14).

Но если внимательно посмотреть на эту Евангельскую историю, то видно, что Иисус, подозвав детей, не крестил их, а благословил — помолился о них:

«Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился» (Мф. 19:13).

«И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:16, см. также Мф. 19:15).

Возложением рук, как мы уже рассмотрели в главе «Камень, на котором основана церковь», Библия называет молитву-благословление и ниспрошение Духа Святого, а не акт крещения. К тому же, согласно Евангелию, Сам Иисус никого не крестил, этим занимались Его учени­ки (см. Ин. 4:2).

В Новом Завете нет ни одного примера, когда крестили детей. Многие оспаривают это, показывая тексты, где говорится о крещении «домашних»:

«Когда же крестилась она и домашние ее... » (Деян. 16:15).

«Немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:33).

Однако, если внимательно изучать Библию либо историческую литературу, то несложно увидеть особенности быта народов, населявших в то время земли Малой Азии, Палестины и Восточного Средиземномо­рья. Тогда, конечно, не было отдельных «семейных» квартир, но были распространены имения. Домашними тогда назывались взрослые родственники и слуги, жившие в одной большой семье:

«Сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка -против свекрови своей; враги человеку домашние его» (Мих. 7:6, см. также Мф. 10:34-36).

«Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью» (Суд. 6:27).

«Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, бра­тия мои, что между вами есть споры» (1 Кор. 1:11).

Внимательно посмотрите на вышеприведенные тексты. Как может маленький ребенок быть «врагом» (то есть препятствовать расти в Боге) взрослому? Как можно малютку бояться и получить от него известие о спорах, связанных с вероучением? То есть в древние времена при использовании понятия домашние члены семьи дети под этим не подра­зумевались. Согласно повествованию Библии, в некоторых случаях даже женщины не учитывались при переписи или подсчете:

«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шес­тисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12:37).

«Евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» (Мф. 15:38, см. также Исх. 30:14, Чис. 1:18, Исх. 38:26, 2 Цар. 24:8,9, Мф. 14:21).

Также стоит отметить, что перед стихом «Немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:33) описано, как Павел и Сила проповедывали в данной семье:

«И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян. 16:32).

Таким образом, мы видим, что перед крещением темничного стра­жа (о котором здесь идет речь) и его домашних были выполнены обязательные условия крещения: они были научены (см. Мф. 28:19), а значит, взрослые члены семьи уверовали в Иисуса, покаялись и пообе­щали Богу доброй совести.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.