XIX. III. Крещение — это погружение
Что касается самой процедуры крещения, то и она в исторически распространенных конфессиях не всегда соответствует учению Библии. Сейчас во многих церквях людей зачастую крестят опрыскиванием и обливанием. Между тем раньше эта процедура осуществлялась исключительно путем полного погружения в воду. Многие христиане даже и не догадываются, что слово крещение происходит не от слов крест или христианин, а переводится с греческого (baptizo * «баптидзо» — «окунать», «погружать в воду». Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале на греческом языке именуется Иоанном Баптистом — Ioannes Baptistes *. Иисус был крещен полным погружением. Также погружением крестили христиан в первые несколько столетий после Христа. Ранее и русская православная церковь практиковала крещение именно погружением в воду. Об этом было издано много церковных постановлений (см. Владимирский собор 1274 г., п. 2, Стоглавый собор 1551 г., 17 гл.). А католиков, которые в основном крестились обливанием, реже практикуя крещение погружением, в средневековье православные люди называли «обливанцами», тем самым осуждая данную практику. Крещение обливанием допускалось в православии в крайнем случае, когда не было возможности совершить полное погружение. Сегодня же большинство как католических, так и православных священников крестят опрыскиванием, обливанием, а не погружением. Некоторые христиане вообще оспаривают необходимость полного погружения. В доказательство того, что оно не требовалось и при апостолах обычно приводится уже знакомая нам цитата из Нового Завета, где, якобы, сказано о быстром крещении: «немедленно крестился сам и все домашние его» (см. Деян. 16:33). Однако из указанного текста можно сделать только один вывод — люди не хотели откладывать, а крестились сразу. Если здесь не описано, что они спустились к реке, это не значит, что они этого не сделали.
Кроме логического обоснования необходимости креститься погружением, Новый Завет содержит примеры крещения именно в водоемах, а не с ковшом воды: «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему (Иоанну Крестителю. — Прим. авт.) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5,6). «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23). Кстати, последний текст показывает, что не было связи между крещением и Иорданом. Иоанн крестил и в других водоемах, где было достаточно воды. Посмотрите, читая 8 главу Деяний апостолов, хорошо видно, что апостол Филипп, рассказывая ефиоплянину евнуху об учении Господа, говорил ему и о необходимости крещения полным погружением. Поэтому, когда они проезжали около воды, евнух попросил крестить его: «Продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно... И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8:36-38, см. также Деян. 16:13-15). Как говорится, «доказательства налицо». Но даже если у вас остаются сомнения, Библия учит нас поступать так, как Христос: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6, см. также 1 Кор. 4:16, Ин. 12:26). А Иисус принимал крещение, когда был взрослым, с полным погружением (см. Мф. 3:16, Мк. 1:9). Как мы знаем, Христос был безгрешен, то есть Ему не было смысла принимать крещение покаяния. Однако Иисус крестился, чтобы показать пример нам — Своим ученикам: «Иисус сказал..: так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).
XIX.I V. ПРОПУСК В РАЙ Также крещение не является «допуском в рай», как желают представить его себе некоторые христиане. Задумайтесь, в свете такого учения ни один некрещеный человек не может попасть на небо. Но ведь это не справедливо, так как были и будут люди, которые по независящим от них причинам не узнали об Иисусе. Но Дух Христов жил в их сердце (см. Рим. 8:11, 1 Кор. 6:19), и Его голос они слушали. Именно о таких людях Священное Писание говорит, что они спасутся для небесного бытия своей праведной земной жизнью: «Не слушатели закона.., но исполнители закона оправданы будут, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их,... в день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим. 2:13-16). В начале этого раздела было отмечено, что если крещение гарантирует спасение, то уж слишком дешево стоит «пропуск» в рай. Задумайтесь, как можно получить спасение через «магический» ритуал, выполнение движений и совершение обрядовых таинств? Апостол Петр говорил, что даже праведников не ждет легкое спасение без суда: «Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4:17,18). Можно здесь вспомнить и слова Христа: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). В нагорной проповеди (5—7 главы Евангелия от Матфея) Иисус предупреждал людей о наказании за греховные проступки ввержением в огненную геенну. Апостолы тоже говорили, что на небо не войдет ничто нечистое, в том числе и порочные христиане (см. 1 Кор. 6:9,10, Гал. 5:19-21, Иуд. 4-15, Откр. 21:27). То есть человека ждет справедливый суд вне зависимости от факта крещения. Иногда на данное утверждение можно услышать возражение, мол, Иисус говорил, что Его ученики, то есть крещеные, на суд не явятся: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит» (Ин. 5:24). Действительно, некоторые люди минуют суд (см. Откр. 20:4-6). Но их будет немного. Давайте внимательно посмотрим, о каких верующих здесь говорил Иисус: слушающих Его слово и верующих в Бога. Глагол слушать здесь обозначает постоянное действие — слушаться. Христос не раз говорил о необходимости послушания и соблюдения Божьих заповедей:
«Слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лк. 6:49). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21, Лк. 6:46, Лк. 8:14,21, Лк. 11:28). То есть для гарантированного спасения мало просто когда-то услышать учение Иисуса или периодически слушать Его слово, а на практике не исполнять. Нужно запомнить все наставления Христа и стараться воплощать их в своей жизни. Стоит отметить, что водное крещение берет свое начало в Ветхом Завете. В соответствии с законом Моисея ритуальная нечистота должна была смываться омовением тела. Поэтому никто из евреев не удивился, когда сначала Иоанн Креститель, а затем ученики Иисуса призывали людей омыться в воде: «Всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста; и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера» (Лев. 15:4,5, см. также Лев. 14:8, Лев. 15:16, Лев. 22:6, Числ. 19:7,19). Только в Новом Завете, как мы уже отметили, человек смывал с себя не ритуальную нечистоту, но погребал в воде грехи своей прежней жизни. О предстоящем символическом очищении грехов водой ветхозаветное Писание предсказывало задолго до пришествия Мессии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды» (Ис. 1:16,17). «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1). Между Ветхим Заветом и новозаветним крещением существует и еще одна связь: крещение стало своего рода преемником ветхозаветного обрезания, чтобы в завет с Богом могли войти язычники без соблюдения физиологических атрибутов иудаизма:
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным... обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11,12).
XIX. V. ПЕРЕКРЕЩЕНИЕ Многие христиане сегодня опасаются повторного крещения (перекрещения), переходя из одной конфессии в другую. Однако оно не запрещено Библией. Действительно, Священное Писание содержит текст, который может быть истолкован установлением одного крещения в жизни христианина: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4:5,6) Но если прочитать высказывание апостола Павла целиком, станет понятно, что этой фразой он не затрагивал темы количества крещений. В предыдущих стихах Павел призывал язычников, обращенных в христианство (см. Еф. 2:11, Еф. 3:1,6,8), к единству: «Умоляю вас... сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух» (Еф. 4:1-4). Павел объяснял братьям, что Бог один для всех. Одним Его Духом христианам дается благодать: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8-11). Конечно, и Дух, которым крещены все христиане, тот же — и Он один. Об этом апостол говорил далее в послании к Коринфянам: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Обратите внимание, Павел говорит, что мы все крестились в одно тело. Здесь речь идет о Теле Христа — единой Всемирной христианской церкви, о которой мы рассуждали в главе «Символ веры». Разумеется, если человек принял крещение по установленному Библией правилу (веруя в заместительную смерть Иисуса, покаявшись в прошлых ошибках, полным погружением, с обещанием Богу доброй совести), такое крещение является одним в одном теле — Всемирной Христианской церкви. То есть человек, осмысленно крестившийся в зрелом возрасте в одной конфессии, может затем перейти в другую церковь, не принимая повторного крещения. Такие правила сегодня действуют во многих церквях. Однако, если человек, принимая крещение, не полностью осознавал важность происходившего в его жизни события, то такое крещение вполне могло не оставить в его душе глубокого следа, который должен был остаться после истинного заключения завета с Господом. Тогда христианин может заново принять крещение, но теперь уже согласно библейскому установлению. Новый Завет упоминает повторное крещение. Некоторые Ефесяне приняли крещение, не осознавая в полной мере смысла этого обряда:
«Павел... прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение» (Деян. 19:1-3). В указанном случае не было соблюдено главное условие крещения — вера в Христа, то есть принятие за свои грехи Его заместительной жертвы (см. Рим. 6:3, Деян. 2:38, Деян. 10:48). Поэтому апостол просил их принять повторное крещение во имя Иисуса: «Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19:4,5). Таким образом, верующий может принять повторное крещение, если он открыл для себя что-то важное в учении Христа, чего он не осознавал во время первого крещения, когда в душе человека происходит переоценка ценностей и он желает вновь заключить завет с Богом. Перекрещение практиковалось в церкви первых веков, что подтверждает 19 правило I Вселенского собора 325 г. (см. также 7 правило II Вселенского собора 381 г.): «О бывших Павлианами (одно из существовавших в те времена христианских течений. — Прим. авт.), но потом прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|