Рис. 4. Система функциональных стилей современного русского литературного языка
Рис. 4. Система функциональных стилей современного русского литературного языка Далее. Каждый стиль закреплен за той или иной наиболее общей сферой социальной жизни, каждую из которых можно, условно говоря, разделить на более мелкие сферы с соответствующими им подстилями – разновидностями функционального стиля. Подстили более точно, нежели стиль, соответствуют определенной коммуникативной ситуации и обладают как общестилевыми, так и частными характерными чертами. При этом в каждом стиле можно выделить так называемый «ядерный» подстиль, который является фундаментальным, образцовым для стиля. Например, в рамках научного стиля это собственно научный (академический) подстиль, а другие подстили (научно-учебный, научно-популярный) менее жёстко соответствуют основным характеристикам данного стиля: они не столь академичны и даже могут, как уже говорилось выше, обладать некоторыми чертами, свойственными другим стилям. И всё же в конкретной ситуации нам приходится иметь дело не со стилями и не с подстилями, а с речевыми жанрами – конкретными типами текстов, обладающими функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-речевой структурой. Нужно заметить, что существование большого количества речевых жанров предопределено именно многообразием коммуникативных ситуаций. Можно по-разному систематизировать и классифицировать речевые жанры: с точки зрения сферы общения, целевой установки, стереотипности текста и пр. Однако в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» особенно важна, востребована классификация жанров по принципу первичности и вторичности. Первичные жанры представляют собой непосредственный, «оформленный» речью результат практической деятельности автора текста: его наблюдения, исследования, творчества и пр. Например, к первичным жанрам научно-учебного подстиля научного стиля относятся учебник, учебное пособие, учебная лекция, методические указания.
Вторичные жанры являются результатом переработки (обобщения, интерпретации) других, первичных текстов. В составе того же научно-учебного подстиля можно выделить такие вторичные жанры, как реферат, конспект, отчет по лабораторной работе и т. п. Например, на основе текста дипломного сочинения (первичный текст) студент составляет текст своего выступления перед членами государственной комиссии. Разумеется, вторичный текст составляется и на базе чужого первичного текста. ► С чем, с Вашей точки зрения, связано столь позднее формирование в России системы самостоятельных функциональных стилей (конец XIX в. ). Найдите исторические примеры того, как развивался любой из функциональных стилей. 7. 3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики Стиль во всех его значениях является предметом стилистики – раздела языкознания, который изучает а) выразительные средства и возможности языка и б) закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной жизни. Активное развитие стилистики в ХХ веке, особенно в его второй половине предопределил ряд факторов, основным из которых является глобальная переориентация гуманитарных наук. Основным объектом всестороннего изучения и исследования становится человек, а точнее – его поведение, в частности речевое поведение в конкретной ситуации общения. Именно в этот период учеными разрабатывается теория речевой деятельности, в связи с чем их исследовательские интересы выходят за пределы строя языка и его единиц. Лингвисты, психологи, методисты всё чаще обращаются не только к вопросам ситуативного использования языка, но и к психологическим, когнитивным, социокультурным, ментальным – т. е. к экстралингвистическим (относящимся к внеязыковой действительности)основам речевой деятельности.
Так возникает понятие «когнитивная наука», изучающая человеческий разум, мышление, а также все те процессы, которые с ними связаны. Когнитивная наука представляет по существу целый комплекс наук; в её составе активно развивается и стилистика – учение во многом смежное (соприкасающееся) с другими гуманитарными отраслями знания. Следовательно, специфика стилистики предполагает необходимость выхода за рамки языкознания, поскольку многие стилистические явления невозможно объяснить без использования наряду с лингвистической терминологией и понятийного аппарата (а значит, и терминологии) других, смежных с лингвистикой наук: риторики, культуры речи, психологии, социологии, логики и пр. Содержательно наиболее близки к стилистике такие дисциплины, как культура речи и риторика. Общее и различия между ними отражены в таблице 1. Таблица 1 Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
Стилистика как учение использует два основных подхода к рассмотрению и стилистической дифференциации языковых ресурсов. 1. Подход, предполагающий поуровневую стилистическую характеристику языковых единиц, представлен в табл. 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|