Рекомендуемая литература. 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
Рекомендуемая литература I
ЛЕКЦИЯ № 7 Тема: СТИЛИСТИКА План лекции 7. 1. Общая характеристика понятия «стиль» 7. 2. Три модели понятия «стиль» 7. 3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики 7. 1. Общая характеристика понятия «стиль» Слово и понятие стиль вряд ли можно назвать новым и неизвестным большинству людей. Часто можно услышать: она стильно одевается; измени стиль своего поведения; стиль произведений Н. В. Гоголя ни с чьим не спутаешь. Под этим, очевидно, подразумевается некая особенность поведения, непохожесть в поступках, уникальный способ проявить себя. Бытует мнение, что стиль человека зависит от степени образованности и культуры человека, его языкового чутья, общей одаренности. Однако известно следующее высказывание Ж. Бюффона[24]: «Стиль – это сам человек». Действительно, любой из нас в своих поступках проявляет свою уникальность, свой стиль – отражение главного в самом человеке: его ценностных ориентаций, позиции, веры, убеждений. В частности, в стиле речевого поведения проявляется психология, менталитет отдельных групп народа, отдельных индивидов, а также происходит исполнение ими – хорошее или плохое – взятых на себя социальных ролей. Сенека[25] писал, что «стиль – это лицо души».
Школьный курс русского языка знакомит нас в общем виде с системой функциональных стилей (научный, официально-деловой, публицистический и т. д. ) как способов речевого поведения в определенной социальной ситуации. Что же такое стиль? Если мы обратимся к толковым словарям, то они дадут следующие ключевые значения слова стиль: · совокупность черт, выразительных приемов…; · метод… какой-нибудь работы, деятельности, поведения; · приемы использования языковых средств для выражения тех или иных идей в различных условиях речевой практики; … · средства выразительности, определяющие своеобразиетворчества…; · особенностисловоупотребления в быту, деловом общении и т. д.; индивидуальные особенности чьей-нибудь речи; · пошиб, род, вкус, манера, образ. Как видим, во всех толкованиях так или иначе присутствуют такие понятия, как особенности, своеобразие, выразительность, манера, приём. Это многое объясняет и в терминологическом значении слова стиль. Получается, что, во-первых, стиль подразумевает владение как можно большим потенциалом средств, возможностей, способов, знаний, необходимых для осуществления какой-либо деятельности. Во-вторых, это творческое, неравнодушное «соединение» их с конкретной личностью (ее мировоззрением, опытом и т. п. ). И, в-третьих, ситуативное использование этого потенциала. Важно понять, что речевые стили – не разные языковые системы, не разновидности одной и той же языковой системы, а лишь возможные варианты её использования. Поэтому индивидуальный стиль речевого поведения формируется только при условии глубокого освоения выразительных возможностей родного языка, его лексического и грамматического потенциала. Говорят, что одни люди пишут, а другие, увы, лишь критикуют. Что ж, услышать и прочувствовать прелесть или, напротив, корявость чужой речи и уметь аргументировать свою позицию – дорогого стоит, больших знаний и тонкого слуха требует. Не случайно с понятием « стиль » во многом соприкасается понятие « вкус » – предпочтение одних способов и средств выражения другим.
Проявление и становление стиля речи предопределяется, с нашей точки зрения, тремя основными факторами: 1. Ментальными особенностями человека, к которым относятся: • психологические характеристики личности – темперамент, склад характера, особенности мышления и сознания, степень развития интуиции и пр.; • пол (сравним женское «Какая прелесть» с мужским «Крепко сделано»); • возраст (сравним детское «А вот и нет мяча» и молодежное «Накрылся мяч медным тазом»); • национальность (например, фраза типа «У царя был один гнусного вида, скверный и порочный, скупой и завистливый, сотворенный из одной зависти визирь» характерна для жителей некоторых стран Востока). 2. Социальными характеристиками личности, к которым относятся: • социальный статус (вспомним выражение «положение обязывает»); • профессия (например, обращение врача к пациенту: «Ну, как мы себя сегодня чувствуем? »; фраза военного, в которой речь идёт о голубе: «В связи с наступлением зимних холодов мы были вынуждены прекратить подачу пищи хромушке»). 3. Социальной ситуацией, которую характеризует целый ряд показателей: • сфера общения (обиходно-бытовая, научная, официальная и др. ); • типичность ситуации (официальная или неофициальная); • тематика (информативное содержание) речи; • функция речи (сообщение, общение или воздействие); • намерение автора; • тип информации (абстрактная, конкретная, образная); • форма речи (устная или письменная; монолог, диалог или полилог). Разнообразное сочетание этих факторов и обусловливает особенности каждого стиля. Поэтому стиль – это всегда ситуативное и/или жанровое проявление языка в речи, прагматическая (от др. -греч. pragma – дело, действие) реализация языковой системы. В любом конкретном стиле видна прежде всего внешняя сторона (форма, структура, языковые средства выражения), органически соответствующая внутренней – содержательно-тематической.
► Исследуйте и охарактеризуйте лексические, и синтаксические и другие особенности речи знакомого Вам человека в разных ситуациях (домашняя беседа, общение с друзьями, диалог на работе и т. п. ). Выявите различное и общее в разных ситуациях, характерное для стиля речевого поведения Вашего знакомого (родственника).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|