Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2. Три модели понятия «стиль»




Нужно заметить, что содержание понятия «стиль» претерпело в российском языкознании значительные изменения. И сейчас мы можем говорить о трех моделях понятия « стиль ».

1. Наиболее ранним в России было восходящее к античным риторикам трехчленное представление стиля в русских риториках XVII – XVIII вв., в теории и практике М. В. Ломоносова1. В чем суть теории «трех штилей» М. В. Ломоносова? Он разделил все языковые средства на три штиля (три ситуации применения) на основе определенного критерия – духовного, выделив высокий, средний и низкий штили (стили).

      1) В область высокого штиля ученый отнес всё, что касалось вечной жизни – жизни духа, – и провел четкую границу, отделяющую высокий стиль от бытового. Этим Ломоносов способствовал ограждению церковнославянских (словенских) слов (см. лекцию № 5, п. 5. 2. ), которыми говорят о высоких материях, от искажения и переделок, сохранив их высокое, чистое значение. К высокому штилю, реализуемому в таких жанрах, как героические поэмы, оды, «Прозаические речи о важных материях», были отнесены церковнославянские элементы типа благословенье, отверзаю, благосеннолиственное древо, исход и слова, общие для церковнославянского и русского языка (страдание, беззаконие, грех). Вот фрагмент Евангелия от Марка, относящийся к высокому штилю:

Глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния, во отпущение грехов. И исхождаше к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне, и крещахуся вси в во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя.

    2) К среднему штилю М. В. Ломоносов отнес слова, общие для церковнославянского и русского языков, использование которых должно быть контролируемо и «сбалансировано» таким образом, чтобы, с одной стороны, «слог не казался надутым», а с другой – «чтобы не опуститься в подлость». Средний штиль, призванный уравновесить духовное и материальное, предназначен был для театральных сочинений, элегий, дружеских писем, эклог (стихотворное повествование о сельском быте), для «дел достопамятных и учений благородных». Таково, скажем, стихотворение В. А. Жуковского «Сельское кладбище»:

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

 

3) К языковым средствам низкого штиля М. В. Ломоносов отнес простонародные (низкие) слова, включая разговорно-бытовые и просторечные элементы, которые можно использовать в «обыкновенных делах», комедиях, песнях, эпиграммах, дружеских письмах – то есть в тех жанрах, где в большей степени преобладает «материальное, земное, мирское» – чувственно-эмоциональное. Примером данного стиля является стихотворение Д. Давыдова:

Я люблю кровавый бой, / Я рожден для службы царской! /

Сабля, водка, конь гусарской, / С вами век мне золотой! /

Я люблю кровавый бой, / Я рожден для службы царской! /

За тебя на черта рад, / Наша матушка-Россия! /

Пусть французишки гнилые / К нам пожалуют назад!

За тебя на черта рад, / Наша матушка-Россия!

Таким образом, благодаря теории трех штилей М. В. Ломоносова, помимо всего вышесказанного, была выявлена оппозиция возвышенных и сниженных, разговорных языковых средств на фоне нейтральных (рис. 1):

                                             

                Ручонка                               Рука                                  Длань

 

 

            Низкая окраска                               0                     Высокая окраска

                            Рис. 1. Модель трёх штилей М. В. Ломоносова

2. Позднее формируется так называемая традиционная модель стиля, на основе которой выделяется оппозиция книжный стиль – разговорный стиль на фоне нейтрального (рис. 2). Основой формирования этой модели также послужила теория трех штилей М. В. Ломоносова. Книжная стилевая окраска, которая до сих пор сохраняется в письменных текстах, относящихся к специальной или художественной литературе, обусловлена в первую очередь церковнославянскими элементами. Разговорный же стиль формировался на основе устной разговорной речи низов городского населения и просторечия.

            Движок                                Мотор                          Двигатель

 

 

       Разговорная окраска                      0                       Книжная окраска

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...