XXIII. «спорные» аргументы
Кроме разобранных выше, в Библии имеется еще ряд текстов, на которые опираются некоторые богословы при аргументации теории о загробной жизни. Ниже мы кратко их рассмотрим. Я надеюсь, что вы, дорогой читатель, скоро убедитесь, что все эти тексты являются не прямыми, а «спорными». И при внимательном их анализе в контексте главы они могут приобрести совсем иное значение, порой диаметрально противоположное тому, которое многие верующие привыкли им придавать.
XXIII.I. «ЖИВОЙ» АД Из нескольких стихов Библии можно сделать поспешный вывод, что в аде существует жизнь. Я вновь прошу отбросить все стереотипы и видеть в текстах, которые мы сейчас будем исследовать, только то, что в них написано. К сожалению, человек часто смотрит на какие-то вещи через призму уже сформированного мнения и в результате видит не объективную картину, а видоизмененную через свое «знание». Так произошло и с речью апостола Петра о крещении (см. 1 Пет. 3:18-21), которую мы проанализировали в главе «А все-таки, куда сошел Христос?». Некоторые христиане распространенных конфессий, с которыми я обсуждал эти тексты, были уверены, что в послании написано: «сошел в ад и там проповедовал». Хотя слово ад там не употребляется. Но люди, обладающие сформированным мнением о проповеди Иисуса в аду, думали, что его там видели. В Библии есть наглядный пример, который показывает, что нельзя прибавлять и убавлять слова, относительно записанных в Священном Писании, чтобы не исказился смысл Божьей вести. Творец через Свое Слово говорит только то, что хочет донести до людей: «Слова Господни -слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7).
После воскресения, в одно из явлений Христа ученикам Господь сказал Петру об Иоане: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21:22). Эту фразу Христа ученики восприняли как обещание Иаонну быть свидетелем Второго Пришествия Иисуса либо другим образом не увидеть смерти: «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет» (Ин. 21:23). Однако Христос так не говорил. Это далее пояснил Иоанн: «Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21:23). Если бы братья проанализировали весь диалог Петра и Иисуса, то они бы не ошиблись. Вначале Петр, узнав о своей судьбе, спросил Христа об Иоанне: «А он что?» (Ин. 21:21). На это Иисус ему ответил, что каждому надлежит пройти свой путь и христианам не стоит смотреть на других, тем более завидовать: даже если Иоанну суждено дождаться Второго Пришествия, это дело Господа, почему тебя это беспокоит. Как мы видим, данную глубокую и однозначную весть Иисуса впоследствии ученики переиначали, кое-что убавив от Слов Господа и что-то прибавив к Ним. Поэтому я прошу вас, уважаемый читатель, быть внимательным к тексту Библии, в частности, к тем стихам, которые мы будем сейчас исследовать, и не мудрствовать сверх того, что в них написано. «Ад преисподний (в ориг. шеол (ад) глубинный. — Прим. авт.) пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их» (Ис. 14:9). О чем здесь идет речь? О живом подземелье с горящими углями, которое разбудило для встречи «гостя» бесов Рефаимов? Конечно, нет. Ад несколько раз в Библии описывается в виде «живой» земли — ненасытной могилы, поглощающей в себя трупы людей. Безусловно, это лишь аллегории, метафоры — иносказание. Так образно представлена огромная и глубокая земля, готовая принять в себя несчетное количество мертвецов. В Писании мы видим у ада и земли даже элементы тела, но ведь у реальной преисподней не может быть рта и челюстей:
«Ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:11). «Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней (в ориг. шеола (ада). — Прим. авт.)» (Пс. 140:7, см. также Пр. 30:16, Авв. 2:5, Ис. 5:14). Что касается Рефаимов, то это не демоны, а название народа. Ре-фаимы, среди которых встречались исполины, являлись одним из постоянных противников Израиля. Впоследствии этот народ был справедливо истреблен Господом (см. Быт. 14:5, Нав. 13:12, 2 Цар. 21:16,20,22, 1 Пар. 20:4,6,8). Как мы видим из текста Ис. 14:9, они «спят» в аду — могиле, как и все мертвые люди, о чем мы уже знаем из других мест Писания (см. главу «Ад, преисподняя. Понятие смерти»). Рефаимы пробудились и ад пришел в движение, чтобы встретить царя Вавилонского (см. Ис. 14:4), который также отличался жестокостью и гордостью (см. Ис. 14:4-6). Теперь время поражения настало и для него. Таким образом, в Ис. 14:9 в виде аллегории показано долгожданное торжество справедливости. Когда пришло время смерти правителя Вавилона, даже мертвые нечестивцы пробудились, чтобы встретить в могиле не менее злобного преступника. Иносказание здесь облечено в песнь-притчу. Об этом прямо говорит сам библейский текст: «Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14:4,7). Заметьте, здесь вновь земля образно представлена живой. Она отдыхает, покоится, восклицает. И кедры, как люди, разговаривают. Обратите также внимание, что и о смерти царя Вавилонского сказано: «заснул». Тексты об аде с «живыми» существами имеются также в книге пророка Иезекиля: «Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу (в ориг. шеол (ад). — Прим. авт.), Я сделал сетование о нем... Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). — Прим. авт.), к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней (в ориг. низшей, глубинной. — Прим. авт.) стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские, все, пьющие воду; Итак которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю (в ориг. глубины земли. — Прим. авт.), будешь лежать среди необрезанных, с пораженными мечом» (Иез. 31:16,18).
В этих текстах вновь в виде притчи, где описываются живые деревья, рассказывается о предстоящем падении Египта (см. Иез. 31:2). В качестве предостережения Египту пророк приводит в пример Ассирию (Ассур) (см. Иез. 31:2). Эта некогда могущественная держава незадолго до этого была уничтожена Мидянами и Вавилоном. Ассирия образно сравнивается с величественным кедром в Едемском саду. Когда «сердце его возгордилось величием его» (Иез. 31:10), Бог «за беззаконие его... отверг его» (Иез. 31:11) «и срубили его чужеземцы» (Иез. 31:12). Далее Господь дает предупреждение: «Это для того, чтобы никакие дерева... не величались высоким ростом своим... ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну (в ориг. глубины земли. — Прим. авт.) вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу» (Иез. 31:14). Бог говорит, что участь у всех гордецов, даже если они являются великими странами, одна — они, как и люди, будут на земле временны, то есть будут преданы смерти. Когда Ассирия сошла в могилу (см. Иез. 31:15), то есть была низведена Богом в могилу (см. Иез. 31:16), там обрадовались все дерева Едема, обозначающие в этой притче другие отличные и наилучшие страны, которые уже были в глубинах земли (см. Иез. 31:16). Падение ждет и Египет: скоро его величие, блеск и слава будут вместе с ними лежать в глубинах земли (см. Иез. 31:18, см. также Ис. 5:14). В следующей 32-й главе книги пророка Иезекиля мы снова видим плачевную песнь о падении Египта (см. Иез. 32:2,16,18,21). И вновь здесь говорится, что в преисподней (в ориг. шеоле (аду), глубинах земли. — Прим. авт.) его ждут многие страны: Ассирия, Елам, Мешех, Фувал, Едом, Сидон и властелины севера. И вновь в преисподней все они лежат (см. Иез. 32:19,21,25,27,28,29,30,32) среди других гробов (см. Иез. 32:22,23,24,25,26).
Таким образом, в приведенных текстах мы встречаем уже хорошо известные нам понятия посмертного сна и нахождения мертвых в могиле — шеоле (аде). А вместо преисподней с живыми духами перед нами плачевные песни, аллегории о падении стран. Ведь просто невозможно буквально принять, что в преисподней вместе с духами грешных людей вечно мучаются и общаются между собой, как разумные создания, целиком страны и деревья, лежа при этом между гробов. Теперь, я думаю, для вас, дорогой читатель, станет более понятным высказывание Иисуса о Капернауме: «Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11:23). Капернаум в древности был важным культурным центром, расположенным на перекрестке торговых путей. Это был родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Здесь жил и проповедовал Иисус, называя Капернаум Своим городом (Мф. 9:1, см. также Мф. 4:13). Пророчество Христа исполнилось: Капернаум прекратил свое существование — низвергся в ад. Теперь от былых славы и величия некогда большого и богатого населенного пункта не осталось и следа. Поселение исчезло, было занесено песком и затянуто илом. Лишь отдельные части города остались на поверхности. Вместо кипящей жизни теперь здесь можно увидеть только археологические раскопки и одиноко стоящие на пустынном берегу Тивериадского моря (Галилейского моря, ныне озера Кинерет) здания католической и православной церквей, построенные впоследствии на «святой земле». Превратились в руины и два других города, о которых пророчествовал Иисус: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!» (Мф. 11:21).
Капернаум, Хоразин и Вифсаиду часто посещал Христос, но их жители не желали слушать Господа. Иисус скорбел, предсказывая неминуемую погибель этих городов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|