Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XXIII. X. Духи праведников




Обращаясь к христианам, автор Послания к Евреям говорил: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22,23).

В словах духи праведников многие богословы видят души святых, живущие на облаках. Однако в тексте так не говорится. Просто на это словосочетание мы вновь смотрим через призму нашего «знания» о бодрствовании душ умерших праведников в раю. Между тем, как видно из текста, слово небеса вообще может не относиться к духам праведников, так как оно употреблено в словосочетании с первенцами церкви там написанными. Церковью первенцев, написанных на небесах, апостол Павел здесь называет ветхозаветных праведников и первых христиан, записанных в книге жизни, которые будут воскрешены в Пришествие Христа:

«Не войдет в него (Небесный Иерусалим. — Прим. авт.) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27, см. также Исх. 32:32,33, Пс. 68:29, Флп. 4:3, Откр. 3:5, Откр. 13:8, Откр. 17:8, Откр. 20:12,15, Октр. 22:19).

«Духами праведников» автор послания здесь мог называть: 1) живых христиан; 2) единый дух живых христиан; хотя вероятнее, с учетом контекста 3) праведников в теле, находящихся на небесах, или 4) дух (разум с памятью — личность) умерших праведных людей, который после смерти хранится у Бога до предстоящего всеобщего воскрешения.

1) В главе «А все-таки, куда сошел Христос?» мы уже рассуждали, что духом в Библии может называться живой человек. Посмотрите несколькими текстами выше исследуемого нами отрывка, автор послания сравнивает наказание родителями детей с целью воспитания с наказанием Творцом нас (Его детей) для нашего спасения, чтобы научить нас жить праведной жизнью. В этом случае мы — живые, вразумляемые люди, названы чадами «Отца духов». То есть Отец духов — это Отец живых научаемых существ:

«Не пренебрегай наказания Господня... Ибо Господь, кого любит, того наказывает... Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?... если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сейдля пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:5-10, см. также Чис. 16:22, Чис. 27:16).

Духами Библия называет и Ангелов:

«Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:13,14).

Между тем, хоть Библия и называет Ангелов духами, у них есть тела. Иисус говорил, что после воскрешения люди будут, как Ангелы на небесах, но без привычных нам половых признаков:

«Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12:25, см. также Мф. 22:30).

О том, что люди после воскрешения будут в новых телах, мы рассуждали в главе «Воскрешение мертвых».

Люди не могут видеть Ангелов, видимо, по той причине, что они существуют в невидимом нашему глазу спектре световых волн и общаются на невоспринимаемой нашим слухом частоте. Однако в Библии описаны случаи, когда Ангелы «проявлялись», принимали видимую плоть и общались с людьми:

«И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое» (Чис. 22:23,31, см. также Суд. 13:17-21, Быт. 19:1-3, Лк. 1:11-13,26-30).

2) До сих пор в мире применяются выражения «хоть я далеко, но душой (духом) я с вами» и «единодушие». Они обозначают моральную поддержку, разделение общих проблем и радостей, близость и т. п. Подобное выражение применял и апостол Павел:

«А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас. обще с моим духом» (1 Кор. 5:3,4).

«Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» (Кол. 2:5).

«Умоляю вас... сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1-3, см. также Флп. 1:27, Флп. 2:2).

В этом смысле каждый христианин присоединяется своим духом к общему целому — к единству духа своих братьев по вере — к духам праведников.

3) Духами апостол Павел здесь, возможно, называл Илию, Еноха (см. 4 Цар. 2:10,11, Евр. 11:5), взятых живыми на небо, праведников, воскрешенных в момент воскресения Иисуса (см. Мф. 27:52,53), воскрешенного и вознесеного Моисея (см. главу «Моисей и Иисус»), 24 старца, находящихся в небесном храме, о которых мы рассуждали в главе «24 старца».

4) Здесь автор послания, как бы подводя итог, может вновь говорить об умерших верующих, имена которых написаны на небесах в книге жизни. Только сейчас он говорит об их духе. О духе человека в смысле разума с памятью, который после смерти хранится у Бога до воскрешения в новом нетленном теле мы размышляли в главе «Воскрешение мертвых»:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7, см. также Деян. 7:59, Лк. 8:55, Лк. 23:46).

«Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5, см. также Ин. 12:25, Лк. 17:33, Иак. 1:21).

Непосредственно перед исследуемым нами отрывком, в 11 главе Послания к Евреям (напомним, что изначально разделения текста Библии на главы не было), автор послания рассказывает о многочисленных почивших героях веры, которые до сих пор не вознаграждены, но получат награду вместе с остальными достойными верующими: «Все сии, свидетельствованные в вере (выше в стихах с 7 по 32 названы Ной, Авраам, Сарра, Гедеон, Варак, Самсон, Давид, Самуил и другие патриархи и пророки. — Прим. авт.), не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39,40).

В Евр. 12:23 и Евр. 11:40, возможно, мы видим одних и тех же праведников, только в 12 главе они достигли совершенства, а в 11 главе — нет. В оригинале здесь употреблены разные производные одного греческого глагола teleio * — достигать. В 11 главе праведники не достигли совершенства — то есть еще не получили обещанной награды в виде вечной жизни в небесном городе Иерусалиме (см. Евр. 11:10,16), а в 12 — праведники достигли совершенства, то есть благодаря своим поступкам веры получили право быть записанными в книге жизни.

Таким образом, исследуемый текст говорит: «Мы, став христианами, подошли близко к Богу, Ангелам, верующим, написанным на небесах, героям веры — духам праведников, достигшим в своей земной жизни совершенства, которые: 1, 2) живут на земле или/и 3) на небе или/и 4) умерев, покоятся. Вместе с ними мы призваны получить награду в виде вечной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...