9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
Однако правильная, грамотная, выразительная, выстроенная по всем канонам риторики речь еще не гарантирует нам успешного и эффективного выступления. Важно так «донести» материал до слушателя, чтобы аудитория восприняла предложенную информацию адекватно авторскому замыслу. Для достижения эффективности большое значение имеют личность говорящего: специфика его манеры общения, умение управлять вниманием аудитории, владение невербальными компонентами и многое другое. Причем, каких-либо единых правил и рекомендаций на этот счет нет и быть не может: каждый оратор формирует свой индивидуальный стиль, соответствующий его темпераменту, жизненному опыту, кругу интересов и пр. Назовем некоторые общие требования к речевому поведению выступающего. 1. Прежде всего, заметное влияние на установление контакта со слушателем оказывает личность оратора, его репутация. Причем зачастую важны не столь личные качества оратора, а то, как они воспринимаются аудиторией, каким его видят окружающие. Среди факторов, влияющих на формирование образа оратора в глазах слушателя, мы бы выделили следующие: – заинтересованность, увлеченность (и самой темой речи, и общением со слушателем); – искренность (слушатель должен верить, что выступающий говорит правду); – дружелюбие (слушатели стремятся к близости с оратором, а для этого важно создать дружескую и одновременно деловую атмосферу, чему способствуют доброжелательность, внимательность, а отчужденное, подчёркнуто дистантное общение не приносит ожидаемого результата); – обаяние (притягательная сила, исходящая от человека, которая создается совокупностью тембра голоса, мимических движений, пластики и других факторов, до конца не осознаваемых слушателями);
– артистизм как способность человека представлять себя публике в неком образе; в то же время оратор и артист – не одно и то же: артист ориентирован на вымышленные обстоятельства роли, а оратор – на реальную ситуацию и «играет» самого себя. 2. По-разному следует вести себя в однородной (по возрастному, половому признаку, по кругу интересов, по степени заинтересованности в получаемой от выступающего информации и т. д) аудитории и неоднородной. Общее правило: чем однороднее аудитория, тем вероятнее её единодушная реакция; если собираются разные люди, труднее найти то общее, что должно их объединить хотя бы на время выступления 3. В большой (по количеству слушателей) аудитории нужно говорить более громко, не следует отвлекаться на мелкие детали, без особой необходимости вступать в дискуссию. Маленькая же аудитория требует более «камерной» обстановки, большей близости к ней и полностью отвергает «озвучивание» написанного заранее текста. Замечено, что механизмы внимания массовой аудитории работают по-иному. Ведь группа слушателей – это нечто иное, чем простое скопление людей. Многие выступают в роли слушателя вопреки своему желанию, и поэтому к оратору предъявляются особенно «жёсткие» требования: он должен показать себя в равной степени знающим, убеждённым, уверенным в себе, грамотным и т. д. И ещё одна особенность большой аудитории: в ней быстро распространяются эмоциональные реакции (вспомним: если на лекции кто-то начинает шуметь, через 5 минут «гудят» почти все). Чтобы направлять внимание аудитории в нужное русло, полезно, например, «квантовать» речь – подавать ее небольшими порциями. Важно периодически стимулировать активность слушателя, «тормошить его», меняя темп речи или задавая вопросы, обращаться непосредственно к кому-то из аудитории и т. п. Если же выступающий держится нерешительно, как бы извиняясь за свою миссию, то в любой аудитории чувство ожидания неизбежно сменяется разочарованием.
4. Важно помнить, что, хотя во взаимодействии оратора и аудитории участвуют практически все каналы восприятия, в первую очередь слушатель воспринимает вербальную (словесную) информацию. Затем «считывает» визуальную картинку: внешний облик, в том числе одежду, мимику, жесты, позы выступающего и, конечно же, отмечает акустические особенности речи говорящего. Так, успешность взаимодействия обеспечивается зрительным и голосовым контактом со слушателем. При зрительном контакте (а это важнейшее средство создания эффекта коммуникативного сотрудничества) необходимо контролировать свой взгляд. Неопытные ораторы бессознательно стремятся смотреть на потолок, в пол, в пространство, на преподавателя, часто возникает т. н. «невидящий» взгляд. При этом выступающий не в состоянии следить за реакцией слушателей, то есть обратная связь отсутствует. В этом случае рекомендуется смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного человека на другого, но таким образом, чтобы у слушателей не возникло ощущение «бегающего» взгляда. Задерживать взгляд нужно настолько, чтобы ощутить контакт с конкретным собеседником. В соответствии с русской культурной традицией взгляд должен быть и внимательным, и ненавязчивым одновременно. Успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой, в рамках которого отношение к оратору формируется благодаря акустическим параметрам его голоса. К последним относятся обаяние тембра голоса, богатство и разнообразие интонации (подробнее об интонации см. лекция 2, табл. 10). Для лучшего восприятия аудиторией звук должен «лететь» – равномерно распространяться в аудитории. Следует говорить не слишком громко, и не слишком тихо. Главное: дикция должна быть отчетливой, чтобы все сказанное было услышано и правильно понято; темп – умеренным, поскольку слушатели должны успевать не только воспринимать, осмыслять услышанное, но и при необходимости записывать. Конечно же, многое из перечисленного зависит от природных данных оратора, но современные риторические методики позволяют развивать и совершенствовать практически все эти умения и навыки. ► Какими, с вашей точки зрения, качествами должен обладать человек, чтобы успешно говорить публично? Какие трудности его ожидают? ► Какие трудности испытываете лично вы, выступая перед аудиторией?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|