Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

..dagastiR runo faihido




 

АНТОН ПЛАТОВ

 

Руны:

два тысячелетия

магической

Традиции

 

 

Москва

«Вече»


УДК 29+94(3) ББК 86. 4 П37

Платов, А. В.

П37         Руны: два тысячелетия магической Традиции / Антон

Платов. — М.: Вече, 2010. — 448 с. — (Сакральная история).

ISBN 978-5-9533-4466-1

Руны — древнейший магический алфавит Северной Европы, загадкам которого посвящено множество трудов. Книга, которая открывает новую серию «Сакральная история», выделяется одновременно обоснованностью подхода и интересом автора к сакральной стороне рунического Искусства, некогда бывшего важнейшей частью магической Традиции Севера.

Автор книги Антон Платов хорошо известен читателям по многочисленным публикациям, посвященным традиционной магии и языческому наследию народов Европы. Новая книга является обобщением современных знаний о рунах. Читатель найдет в ней и общую информацию об использовании рун и руническом Искусстве, и специальные разделы, посвященные заклинательным руническим техникам и другим аспектам рунической магии.

УДК 29+94(3) ББК 86. 4

ISBN 978-5-9533-1466-1                        © Платов А. В., 2010

© ООО «Издательский дом «Вече», 2010


Предисловие автора



Эта книга задумывалась как своего рода summa spectatorum, обобщение опыта исследований и практи­ки в области древнего рунического Искусства — опыта, накопленного не только автором этой книги, но и мно­гими другими авторами и исследователями — до него и одновременно с ним.

Фактически, книга содержит три части:

• общую, включающую первые четыре главы и пред­ставляющую собой обзор применения и изучения рун и описание рун классического рунического строя — Футарка;

• дополнительную (главы 5—7), в которой рассма­триваются варианты рунических рядов, сложившиеся в процессе развития рунического Искусства, — англосак­сонские, славянские и арманические руны;

• специальную (главы 8—10), включающую подроб­ный анализ рунических артефактов в истории европей­ской магии и описания заклинательных и ритуальных технологий рунического Искусства.

Я стремился к тому, чтобы книга оказалась макси­мально полной, как в отношении направлений и обла­стей рунического Искусства, так и в отношении рассмот­ренных памятников рунического письма и рунической магии. Насколько мне это удалось, судить читателю.

Антон Платов, Москва, 2009


Глава 1

 

Введение в руны

Введение

И

 

так, эта книга будет посвящена рунам. Я постараюсь отобразить в этой книге все аспекты рунического искусства — извест­ные и доступные мне, — но прежде чем начнется рассказ, я считаю необходимым четко обозначить место, которое занимают руны в сакральной Традиции Севера

Некоторые люди считают, что руны — это система письменности, бытовавшая у древних германцев.

Некоторые думают, что руны — это древнесканди­навская гадательная система

И то и другое верно, но — предельно ограниченно.

В свое время руны были стержнем северной сакральной Традиции, и для того чтобы увидеть это, не требуется даже скрупулезных научных изысканий. Просто представьте себе жизнь — жизнь человека Традиции...

... Его рождение будет предсказано броском рун, который сделает захожий маг, а может быть — просто старшая женщина дома. Его смерть — если она заслу­жит того — будет отмечена рунами на памятном камне, который родня не забудет поставить. Его жизнь пройдет с мечом, имя которого будет нанесено рунами на кли­нок. Когда ему придет время дать жизнь новому поколе­нию северян, он возьмет нож и вырежет охранные руны на люльке, в которой будет спать его сын...

Это — больше, чем система письменности или гадательная система. Это — мировоззрение, выраженное в знаках, каждый из которых отмечает, символизирует одну из мифологем Севера. Это — путь в мир Традиции. Путь, проторенный нашими пред­ками, и у нас нет оснований отказываться от него.

* * *


Итак, руны — в самом общем, эпиграфическом смысле — это североевропейская система алфавитного письма, окончательно оформившаяся к первым векам н. э. Древнейшие археологические находки, позволяющие судить о существовании сформированного и достаточно распространенного рунического письма, датируются серединой — второй половиной II века н. э. и происходят с юга Скандинавии: из Дании и южных областей Швеции и Норвегии. Древнейшие континентальные находки лишь немногим моложе.


 


Более или менее единый рунический алфавит, сформировав­шийся к тому времени, получил название Футарк — по звучанию первых шести рун данного строя. Классическим примером древ­нейших надписей, выполненных Футарком, можно считать нако­нечник копья из Эвре Стабю (Норвегия), датируемый самым

началом III века. Короткую надпись на нём, читаемую как raunijaz, иногда переводят как «ранящий» («наносящий ране­ния»), иногда — как «испытывающий» или «нападающий», но в любом случае это — имя оружия.

Несмотря на то, что Футарк действительно сложился в южной Скандинавии не раньше I—II веков н. а, сейчас известен ряд суще­ственно более древних предметов с руническими или прото-руническими надписями. Мы вполне можем говорить, что руниче­ская письменность существовала в виде неких протовариантов уже к последним векам I тысячелетия до н. э. Находки, подобные бронзовым шлемам из Негау (IV век до н. а), несущие такие над­писи, свидетельствуют о том, что руническая традиция гораздо древнее первых артефактов со знаками Футарка, и о том, что она не возникла в одночасье, но формировалась в течение многих веков. Это тем более вероятно, что, как мы знаем, и в более позд­ние времена существенная часть предметов с рунами изготовля­лась из дерева, и, конечно, наиболее древние из подобных деревян­ных артефактов до нас просто не дошли.

Тем не менее, Футарк как система письма и как магическая система сложился на юге Скандинавии в конце I — начале II века н. а. С того времени рунами Футарка — Старшими рунами, как еще говорят, было, вероятно, выполнено немало надписей. Из них сохра­нилось немногим более двухсот; это надписи на оружии, на украше­ниях и амулетах и, конечно, на знаменитых рунических камнях.

Необходимо сказать несколько слов и о языке, которым выполнены старшерунические надписи. Дело в том, что этот язык оставался практически неизменным как минимум до VII века. Такого не могло быть, если бы авторы надписей выполняли их так, как говорили в обыденной жизни: за те шесть веков германские языки изменились весьма существенно. В свое время замечатель­ный советский рунолог Э. А. Макаев предположил[1], что для состав­ления надписей рунами Футарка использовался специальный язык (который потому и сохранялся неизменным более полутыся­челетия), отличавшийся от быстро меняющегося обыденного так же, как сейчас литературный язык отличается от бытового. Мастера, владевшие руническим искусством, использовали этот «рунический» язык, намеренно сохраняя его архаичную стилистику и стараясь оставаться в рамках канона, возникшего вместе с самим Футарком. Это еще раз подчеркивает сакральную сущ­ность Футарка.

Уже в третьей четверти I тысячелетия н. э. параллельно с Футарком возникают и распространяются новые рунические ряды. Скандинавские их варианты — Младшие руны — представ­ляют собой упрощения Старшего ряда, созданные с целью упро­стить процесс вырезания рунических знаков, а главное — приве­сти фонетику рун к соответствию с существенно отличающимися от «рунического канона» скандинавскими языками раннего Средневековья. Эти новые алфавиты также считаются сакральны­ми, и все же для сугубо магических целей продолжает использо­ваться Футарк.

Надписей, выполненных Младшими рунами, сохранилось гораздо больше, чем старшерунических: их более шести тысяч. Большая часть этих памятников обнаружена в Норвегии, несколь­ко меньшая — в Дании и Швеции.

Вообще же география находок рунических артефактов более чем обширна — даже если говорить только о германских рунах. Ареал этих находок на западе достигает Гренландии и Британских островов; на востоке — Русского Севера, Украины и Беларуси; на юге — Крыма и Константинополя. И в этом мы снова видим под­тверждение огромного значения рунического искусства в евро­пейской истории — и, разумеется, в европейской сакральной Традиции.

Слово «руна»

Несколько вопросов, которые мы должны рассмотреть здесь, в вводной части книги, включают в себя, в том числе, вопрос о зна­чении и происхождении самого слова «руна».

Древнейшие примеры его употребления мы встречаем в над­писях на рунических камнях, где оно и обозначает знаки руниче­ского письма. Как правило, это фразы, содержащие упоминание имени мастера:

 

Надпись из Эйнанга (Норвегия, середина IV века) [2]:

... dagastiR runo faihido

«... Дагастиз руны начертал»

 

Надпись из Ярсберга (Швеция, середина V века):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...