..dagastiR runo faihido
Стр 1 из 62Следующая ⇒
АНТОН ПЛАТОВ
Руны: два тысячелетия магической Традиции
Москва «Вече» УДК 29+94(3) ББК 86. 4 П37 Платов, А. В. П37 Руны: два тысячелетия магической Традиции / Антон Платов. — М.: Вече, 2010. — 448 с. — (Сакральная история). ISBN 978-5-9533-4466-1 Руны — древнейший магический алфавит Северной Европы, загадкам которого посвящено множество трудов. Книга, которая открывает новую серию «Сакральная история», выделяется одновременно обоснованностью подхода и интересом автора к сакральной стороне рунического Искусства, некогда бывшего важнейшей частью магической Традиции Севера. Автор книги Антон Платов хорошо известен читателям по многочисленным публикациям, посвященным традиционной магии и языческому наследию народов Европы. Новая книга является обобщением современных знаний о рунах. Читатель найдет в ней и общую информацию об использовании рун и руническом Искусстве, и специальные разделы, посвященные заклинательным руническим техникам и другим аспектам рунической магии. УДК 29+94(3) ББК 86. 4 ISBN 978-5-9533-1466-1 © Платов А. В., 2010 © ООО «Издательский дом «Вече», 2010 Предисловие автора Эта книга задумывалась как своего рода summa spectatorum, обобщение опыта исследований и практики в области древнего рунического Искусства — опыта, накопленного не только автором этой книги, но и многими другими авторами и исследователями — до него и одновременно с ним. Фактически, книга содержит три части: • общую, включающую первые четыре главы и представляющую собой обзор применения и изучения рун и описание рун классического рунического строя — Футарка; • дополнительную (главы 5—7), в которой рассматриваются варианты рунических рядов, сложившиеся в процессе развития рунического Искусства, — англосаксонские, славянские и арманические руны;
• специальную (главы 8—10), включающую подробный анализ рунических артефактов в истории европейской магии и описания заклинательных и ритуальных технологий рунического Искусства. Я стремился к тому, чтобы книга оказалась максимально полной, как в отношении направлений и областей рунического Искусства, так и в отношении рассмотренных памятников рунического письма и рунической магии. Насколько мне это удалось, судить читателю. Антон Платов, Москва, 2009 Глава 1
Введение в руны Введение
так, эта книга будет посвящена рунам. Я постараюсь отобразить в этой книге все аспекты рунического искусства — известные и доступные мне, — но прежде чем начнется рассказ, я считаю необходимым четко обозначить место, которое занимают руны в сакральной Традиции Севера Некоторые люди считают, что руны — это система письменности, бытовавшая у древних германцев. Некоторые думают, что руны — это древнескандинавская гадательная система И то и другое верно, но — предельно ограниченно. В свое время руны были стержнем северной сакральной Традиции, и для того чтобы увидеть это, не требуется даже скрупулезных научных изысканий. Просто представьте себе жизнь — жизнь человека Традиции... ... Его рождение будет предсказано броском рун, который сделает захожий маг, а может быть — просто старшая женщина дома. Его смерть — если она заслужит того — будет отмечена рунами на памятном камне, который родня не забудет поставить. Его жизнь пройдет с мечом, имя которого будет нанесено рунами на клинок. Когда ему придет время дать жизнь новому поколению северян, он возьмет нож и вырежет охранные руны на люльке, в которой будет спать его сын... Это — больше, чем система письменности или гадательная система. Это — мировоззрение, выраженное в знаках, каждый из которых отмечает, символизирует одну из мифологем Севера. Это — путь в мир Традиции. Путь, проторенный нашими предками, и у нас нет оснований отказываться от него.
* * *
Более или менее единый рунический алфавит, сформировавшийся к тому времени, получил название Футарк — по звучанию первых шести рун данного строя. Классическим примером древнейших надписей, выполненных Футарком, можно считать наконечник копья из Эвре Стабю (Норвегия), датируемый самым началом III века. Короткую надпись на нём, читаемую как raunijaz, иногда переводят как «ранящий» («наносящий ранения»), иногда — как «испытывающий» или «нападающий», но в любом случае это — имя оружия. Несмотря на то, что Футарк действительно сложился в южной Скандинавии не раньше I—II веков н. а, сейчас известен ряд существенно более древних предметов с руническими или прото-руническими надписями. Мы вполне можем говорить, что руническая письменность существовала в виде неких протовариантов уже к последним векам I тысячелетия до н. э. Находки, подобные бронзовым шлемам из Негау (IV век до н. а), несущие такие надписи, свидетельствуют о том, что руническая традиция гораздо древнее первых артефактов со знаками Футарка, и о том, что она не возникла в одночасье, но формировалась в течение многих веков. Это тем более вероятно, что, как мы знаем, и в более поздние времена существенная часть предметов с рунами изготовлялась из дерева, и, конечно, наиболее древние из подобных деревянных артефактов до нас просто не дошли. Тем не менее, Футарк как система письма и как магическая система сложился на юге Скандинавии в конце I — начале II века н. а. С того времени рунами Футарка — Старшими рунами, как еще говорят, было, вероятно, выполнено немало надписей. Из них сохранилось немногим более двухсот; это надписи на оружии, на украшениях и амулетах и, конечно, на знаменитых рунических камнях.
Необходимо сказать несколько слов и о языке, которым выполнены старшерунические надписи. Дело в том, что этот язык оставался практически неизменным как минимум до VII века. Такого не могло быть, если бы авторы надписей выполняли их так, как говорили в обыденной жизни: за те шесть веков германские языки изменились весьма существенно. В свое время замечательный советский рунолог Э. А. Макаев предположил[1], что для составления надписей рунами Футарка использовался специальный язык (который потому и сохранялся неизменным более полутысячелетия), отличавшийся от быстро меняющегося обыденного так же, как сейчас литературный язык отличается от бытового. Мастера, владевшие руническим искусством, использовали этот «рунический» язык, намеренно сохраняя его архаичную стилистику и стараясь оставаться в рамках канона, возникшего вместе с самим Футарком. Это еще раз подчеркивает сакральную сущность Футарка. Уже в третьей четверти I тысячелетия н. э. параллельно с Футарком возникают и распространяются новые рунические ряды. Скандинавские их варианты — Младшие руны — представляют собой упрощения Старшего ряда, созданные с целью упростить процесс вырезания рунических знаков, а главное — привести фонетику рун к соответствию с существенно отличающимися от «рунического канона» скандинавскими языками раннего Средневековья. Эти новые алфавиты также считаются сакральными, и все же для сугубо магических целей продолжает использоваться Футарк. Надписей, выполненных Младшими рунами, сохранилось гораздо больше, чем старшерунических: их более шести тысяч. Большая часть этих памятников обнаружена в Норвегии, несколько меньшая — в Дании и Швеции. Вообще же география находок рунических артефактов более чем обширна — даже если говорить только о германских рунах. Ареал этих находок на западе достигает Гренландии и Британских островов; на востоке — Русского Севера, Украины и Беларуси; на юге — Крыма и Константинополя. И в этом мы снова видим подтверждение огромного значения рунического искусства в европейской истории — и, разумеется, в европейской сакральной Традиции.
Слово «руна» Несколько вопросов, которые мы должны рассмотреть здесь, в вводной части книги, включают в себя, в том числе, вопрос о значении и происхождении самого слова «руна». Древнейшие примеры его употребления мы встречаем в надписях на рунических камнях, где оно и обозначает знаки рунического письма. Как правило, это фразы, содержащие упоминание имени мастера:
Надпись из Эйнанга (Норвегия, середина IV века) [2]: ... dagastiR runo faihido «... Дагастиз руны начертал»
Надпись из Ярсберга (Швеция, середина V века):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|