Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

þinsi : haft : osk[u]. bruþur : sin : ian:. [u] аrþ : tuþr : о : ku. þur: uik[i] :[r]unaR. ian  han  uas  sturi matr tregR: haþa: kuþr




þ insi: haft: osk[u]...

bruþ ur: sin: ian:...

[u] аrþ : tuþ r: о: ku...

 

Несмотря на то, что надпись несколько повреждена, она хоро­шо поддается переводу:

Сассур поставил этот камень в память об Асгауте, его брате.

 И [он] умер на Готланде.

 

А вот вторая часть надписи, непосредственно соседствующая с первой, — это три вязаные одноставные руны. К сожалению, они повреждены сильнее, но прочитать их можно:

þ ur: uik[i]: [r]unaR

Да освятит Тор [эти] руны!

Перед нами магический элемент надписи — именно для под­черкивания сакральности три этих слова не просто продолжают линейную надпись, а выполнены в виде одноставных рун. Несмотря на то, что эти руны сильно пострадали от времени, их изначальный вид можно восстановить (см. рис. ).

Аналогичным образом одностав­ные руны использованы для усиле­ния, подчеркивания особо значимой части надписи на камне из Хедебю — хотя в данном случае они и не имеют, в общем смысле, сакрального харак­тера. Данный камень также отно­сится к эпохе викингов; основная надпись на нем гласит:

 

Торульф резал этот камень, человек Свена, в память об Эйрике, его товарище, погибшем, когда сме­лые осадили Хедебю...

 

(Хотя конкретно здесь для нас важен не столько смысл текста на камне, сколько использованные вяза-


ные руны, всё же необходимо сделать два комментария к этому переводу:

1) «человек Свена» — в надписи: himþ igi suins, т. е. heimþ egi Sveins; в узком смысле это может означать «дружинник Свена», но термин hirdmandr, «дружинник», не употреблен, поэтому я предпочел перевести это именно как «человек Свена»;

2) «смелые» - в надписи: drengjar —обычное для Скандинавии эпохи викингов обозначение воинов вообще; использовать, как некоторые авторы, русифицированное «дрэнг», «дрэнги» мне не представляется разумным.

А завершают надпись шесть вязаных одноставных рун с короткой линейной «припиской»:

ian  han  uas  sturi matr tregR: haþ a: kuþ r

 

Или, убирая разницу между надписью и текстом как таковым:

 

En hann var stý rimað r, drengr harð a gó ð r.

 

И в переводе:

 

И он был кормчим, [и] воином вельми добрым.

 

 

Вот и смысл употребления особых рун для окончания надписи: да, это не магия в прямом смысле слова, но спокойно-торжественное упоминание о достоинстве погибшего — «он был кормчий и добрый воин» — имеет в данном культурном контексте характер, близкий к сакральному.

Одноставные руны, относительно широко распространив­шиеся в X—XI веках, не вытеснили других способов «связыва­ния» рун. В надписях этого времени мы встречаем самые раз­ные форматы «вязей», в том числе — и довольно экзотические, как, например, на упоминавшемся ранее амулете из Лодосе, на котором использованы вязаные руны, скрывающие трёхчастное руническое заклинание xno. Нестандартные варианты вязаных рун использовались и позднее, в Средневековье; так, очень необычные вязаные руны мы видим на надгробном камне в Фёвлинге (Дания).

 

Тем не менее, дольше всего просуществовали именно одноставные вязаные руны, и именно к ним восходят возникшие в постсредневековой Исландии рунные магические знаки, рассма­тривавшиеся уже как независимые графические символы. Таковы, например, шесть известных исландских вязаных рун, скрывающих имена Фрейра и Одина (мы еще вернемся к ним — позже).

 

* * *

Шесть приведенных исландских вязаных рун являются уже по большому счету гальдраставами. Гальдрастав — поздний специ­фически исландский термин (исл. galdrastafr, от galdor — «магия» и stair — «знак»), подразумевающий любое компактное изобра­жение, наделенное магическим содержанием. Именно и только в этом значении термин гальдрастав, несмотря на происхождение локальное и довольно позднее, сегодня нередко используется для обозначения сложных графических комбинаций, имеющих то или иное отношении к руническому Искусству. Так, например, мы выделяем целую группу центральносимметричных гальдраставов, которые называем вслед за исландцами «Шлемами Ужаса» (исл. Æ gishjalmur ), хотя в более древние времена они были рас­пространены широко, и не только у германских народов.

Однако максимальное развитие сложные — и сверхсложные, вплоть до вытеснения какого бы то ни было исходного смысла, — магические знаки, претендующие на связь с рунической Тради­цией, получили именно в Исландии.

... Вот здесь следует немного приостановиться и четко обозна­чить, что у непредвзятого исследователя и тем более у человека, стремящегося к Северной Традиции, в отношении магической графики поздней Исландии должно сложиться двоякое мнение.

 

 

С одной стороны, несомненно, что Исландия оказалась (в силу целого ряда причин) своего рода последней цитаделью скандинав­ской традиционной культуры. Именно исландцам мы обязаны Старшей Эддой, огромным количеством северных саг... да и про­сто возможностью непосредственного понимания северной арха­ики — так, вполне реалистические романы великого исландца Халлдоура Лакснесса могут дать в этом отношении много больше, чем иные культурологические исследования.

Вместе с тем мы не можем не видеть, как мощно шла здесь, на границе Средневековья и Нового Времени, деградация руниче­ского наследия. Лаконичная уверенность древних надписей и сакральных знаков уходит в небытие, а на смену ей возникают пририсованные к вязаным рунам — вероятно, «на всякий слу­чай», — сердечки, мальтийские крестики, иудейские имена и аббревиатуры и т. д. Меняются и смыслы: вместо потрясающей силы и до сих пор неразгаданных тайн заклятий Эггьюма и Бьоркеторпа, вместо сложнейших кодов и поэзии Река мы встре­чаем... рунические заклинания от кровотечения из носа и гальдраставы, потребные, чтобы принудить девицу к любви...

Но вернемся к истории развития магической графики, связан­ной с руническим Искусством. Собственно, мы уже близки к ее завершению.

С исландской традицией графической магии мы знакомы по ряду позднесредневековых и постсредневековых рукописных трактатов, древнейшие из которых датируются концом XIV— XV веками. Наиболее полные из них — это сборник XVI— XVII веков, «Трактат о рунах» Бьорна Йоунссона (XVII век) и «Рунология» Йоуна Оулавссона (XVIII век). В этих и других сочи­нениях приводится масса информации об использовании вяза­ных рун, составлении рунических кодов, применении гальдраставов. Переводы — как полные, так и фрагментарные — этих источников на современные европейские языки относительно редки. Работа по осуществлению английского их издания была проведена в конце прошлого века С. Флауэрсом[137]; на русском языке несколько книг, содержащих переводы данных исланд­ских текстов и комментарии к ним, были подготовлены и изда­ны Л. Кораблевым[138].

Развитие гальдраставов в Исландии шло, вероятно, по пути от вязаных рун и их комбинаций к сложным многокомпонентным рисункам, по большому счету ничего общего с рунами уже не имеющим. «Свидетелями» этого перехода, возможно, являются гальдраставы, которые уже никак нельзя назвать собственно руна­ми, но которые еще можно расчленить на рунические или руноподобные составляющие. В качестве примера можно привести любо­пытный магический знак «Пять ставов в одном: Тор, Локи, Хёнир, Ньёрд и Фрейр», рисунок которого приводит Л. Кораблев. Да, этот гальдрастав допускает разделение на пять ставов, графически похожих на одноставные руны, но прочитать их как имена названных богов уже невозможно.

 

Рунические коды

Из древних рунических надписей и рукописных трактатов — средневековых, как Codex Sangallensis 270, и постсредневековых, как исландские сборники XVII—XVIII веков, — нам известен целый ряд техник кодирования отдельных рун и рунических тек­стов, которые использовались как непосредственно в качестве тайнописи, так и, вероятно, в магических целях. Большинство из них основаны на замене руны двумя совмещенными символами (двумя группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Такого рода техники создания рунических кодов могут относиться к одному из трех типов.

Прежде всего это техники, основанные на учете числа знаков в надписи; каждую руну представляют две группы символов, число знаков в первой из которых означает номер атта, а во второй — руны в атте. Как правило, такие способы предполагают использо­вание какой-либо одной руны в качестве базового знака кода; так, например, в надписях, выполненных с помощью «Ис-рун» (Isrunor), базой является руна Иса и т. д. Однако в некоторых слу­чаях, например на знаменитом камне из Рек, для обозначения номеров атта и руны могут быть задействованы разные руны.

Вторая техника отличается тем, что в ней каждая руна в над­писи заменяется на один-единственный символ. Такой символ-код образуется на базе выбранной асимметричной и имеющей вертикальный ствол руны (например, на базе Лагуз или Фе) путем ее зеркального отражения (по вертикали или по вертикали и горизонтали) и добавления числа ветвей в соответствии, опять-таки, с номером атта и руны в атте. Такие кодированные руны называются ветвистыми рунами ( Kvistrunor ) или рунами-крюч­ками ( Hahalrunor ).

 

 

Наконец, третья техника является по большому счету модифи­кацией предыдущей; в данном случае для замены рун используют­ся несложные графически рисунки, например, примитивные изо­бражения рыбы («руны-рыбы») или бородатой мужской головы («бородатые руны»). Номер атта и руны при этом передается чис­лом черточек в каком-либо элементе картинки — в плавниках рыбы или в бороде нарисованной головы.

Обращаясь к эпиграфическим памятникам, необходимо отме­тить, что мы довольно редко встречаем надписи, целиком выпол­ненные рунической тайнописью. Как правило, закодированной оказывается лишь часть рун, причем в некоторых случаях мы можем понять, почему закодирована именно она, а иногда — нет.

К последним случаям относится, например, руническая над­пись Maeshowe XX из погребения в Маэс Ховэ на Оркнейских островах, интересная и сама по себе, и как часть крупнейшего в мире «собрания» рунических граффити на камне, и — самим местом, где она была обнаружена.

Маэс Ховэ (совр. Мэшау) — огромное неолитическое погребе­ние камерного типа, представляющее собой насыпной холм высо­той около 10 м и диаметром более 30 м, скрывающий сложенные из больших плоских камней погребальные камеры и ведущий к ним коридор, который ориентирован таким образом, что цент­ральная камера освещается солнцем один раз в году — в день Зимнего Солнцеворота. Погребение было вскрыто английскими антикварами в 1861, и тогда же оказалось, что они — не первые здесь: на камнях коридора и погребальных камер обнаружилось более трех десятков рунических надписей, которые позднее были датированы XII веком

В надписи Maeshowe XX кодированные руны встречаются дважды: 10 ветвистых рун двух видов в самом её начале и одна — во второй строке. Надпись четко читается и интерпретируется (курсивом в тексте надписи обозначены кодированные руны):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...