Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

физиология крови

Учебно-методическое пособие

 

 

Уфа

УДК 612. 1 (075. 8)

ББК 28. 707я7

Ф 50

 

Рецензенты:

 

1. Заведующий кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ, д. м. н., профессор Колпаков В. В.;

 

2. Заведующий кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО Ивановской государственной медицинской академии, д. м. н., профессор Назаров С. Б.

 

Физиология крови: учебно-методическое пособие для обучающихся / сост.: А. Ф. Каюмова, О. В. Самоходова, А. Р. Шамратова, В. Г. Шамратова, К. Р. Зиякаева. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2021. – 85 с.

 

Учебно-методическое пособие составлено на основании рабочей программы (2021 г. ), действующего учебного плана (2021 г. ) и в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ по специальности 31. 05. 01 - Лечебное дело.

Пособие является дополнением к основной учебной литературе и предназначено для улучшения качества самостоятельной работы обучающихся при подготовке к практическим занятиям. В пособии содержится необходимая информация для успешного освоения раздела «Физиология крови». В издании излагаются теоретические вопросы физиологии системы крови, гемостаза, особенности клеточного и химического состава крови, методы исследования крови и ее форменных элементов, способы определения групп крови. Даны вопросы к собеседованию, примеры тестовых заданий и ситуационных задач, перечень основной и дополнительной литературы, вопросы к итоговому занятию, эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам.  

Пособие предназначено для контактной и внеаудиторной работы по разделу «физиология крови» дисциплины «Нормальная физиология» обучающихся по специальности 31. 05. 01 – Лечебное дело.

Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России.

 

 

© А. Ф. Каюмова, О. В. Самоходова, А. Р. Шамратова, В. Г. Шамратова, К. Р. Зиякаева., 2021

© ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. Введение……………………………………………………….. …. ……. 4

II. Физиологические основы кроветворения. ….. ……………….. ……..... 5

III. Кровь как внутренняя среда организма. Форменные элементы крови. Физиология лейкоцитов. …….. ……………………………………….. 9

Вопросы для самоконтроля знаний………………………………….. 23

IV.  Физиология эритроцитов. Гемоглобин. Скорость оседания эритроцитов. Гемолиз. Осмотическая резистентность…………. ….. …….. 34

Вопросы для самоконтроля знаний………………………………….. 43

V. Физиология тромбоцитов. Гемостаз. Группы крови. ….. ………….. 46

 Вопросы для самоконтроля знаний…………………………………. 60

VI. Оценочные материалы…….. ……………….. ………... ……………... 69

Контрольные вопросы для самоподготовки к итоговому занятию по разделу «Физиология крови»….. …………. ……………. …........... 69

Тестовые задания…………………………... …... ……………………70

Ситуационные задачи………. ……………………………….. …….. 75

Эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам... 78

VII. Рекомендуемая литература………….. …………. …….. …….... …... 86

 

 


ВВЕДЕНИЕ

                                          

Важнейшим компонентом внутренней среды организма является кровь.

Кровь - жидкая ткань организма, которая, образуя его внутреннюю среду, выполняет целый ряд жизненно важных функций.

Изменения в показателях крови четко отражают нарушения не только внутри самой системы, но и целого организма: исследования показателей крови входят в диагностический комплекс большинства заболеваний. Нарушение состояния организма и отдельных органов часто выражаются в изменениях параметров системы крови, в некоторых случаях может наблюдаться и обратная зависимость. Знания физиологии системы крови, особенностей функционирования данной системы при различных физиологических состояних организма, умение интерпретировать показатели крови необходимы врачам любой специальности.

Изучение данного раздела направлено на формирование у обучающихся следующих универсальных, общепрофессиональных компетенций и трудовых функций:

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

ОПК-4. Способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациента с целью установления диагноза.

ОПК-5. Способен оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач.

А/02. 7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза.

Данное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО, Профессионального стандарта, рабочей программы и действующего учебного плана по специальности 31. 05. 01 – Лечебное дело. Рекомендуется в качестве дополнительной литературы при подготовке обучающихся к практическим занятиям по нормальной физиологии.

I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ.

Ежечасно у здорового человека разрушается и вновь образуется 20 миллиардов тромбоцитов, 10 миллиардов эритроцитов и 5 миллиардов лейкоцитов.

Примерно каждые 2 года в организме человека производится масса клеток крови, равная массе его тела.

Огромный пролиферативный потенциал кроветворной ткани заключен в стволовых кроветворных клетках (СКК) – предшественницах, способных к самообновлению, т. е. производству дочерних СКК на протяжении всей жизни человека.

СКК дифференцируются:

1. В направлении клетки–предшественницы всех линий миелопоэза: гранулоцитопоэза, моноцитопоэза, мегакариоцитопоэза и эритропоэза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...