1 теоретические аспекты полового воспитания старшеклассников
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1. 1 Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л. А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию. Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д. В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [18; c. 202]. Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля».
По мнению Т. В. Голикова, Е. А. Галкина, В. М. Пакулова, «половое воспитание − процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих положительное отношение человека в обществе к представителям другого пола» [17]. Л. П. Бочкарева трактует, «половое воспитание как формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни»/ По мнению Л. И. Санюкевич, «половое воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию красивых взаимоотношений лиц разного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками» [23]. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Цели и задачи полового воспитания в целом вырабатываются интересами общества. Не стоит выделять сферу личной жизни человека от всего общества в целом. Ведь необычность каждого человека на индивидуальном уровне выражают редкости того общества, представителем которого он является. Поэтому, если человек не может найти себя в общественной жизни, он не сможет своевременно успешно утвердиться в семье, в так называемой личной жизни. Основные задачи полового воспитания – обязательная часть общего воспитательного процесса и устанавливается в различных видах общения и совместной деятельности. Поведение личности зависит от определенной жизненной ситуации. И в этой взаимосвязи необходимо изучать и распространять определенные психологические механизмы, устанавливающие поведением человека, которые при определенных контактах с противоположным полом не принимали бы излишних страданий, а были бы раскрыты и естественны [8]. Д. В. Колесов считает, что, «цель полового воспитания – это овладение детьми нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов, воспитание в школьниках нравственных качеств личности» [27]. Задача полового воспитания – благоприятствующему полноценному развитию подрастающего поколения, настоящему генерированию полового поведения и репродуктивной функции, способствовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи [25]. Задачи полового воспитания: Во-первых, когнитивная задача трактуется в сообщении элементарных сведений; возникновение первостепенных пониманий; уточнения, добавления, конкретизирования, систематизирования, разграничения и абстракция знаний, в зависимости от возрастных особенностей и уровня развития детей. Во-вторых, эмоционально-чувственная задача раскрывает развитие чувств и эмоций ребенка (побуждает проявления сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола; заинтересовывает появление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как примеры своего поведения; раскрывает стремление быть похожим на настоящих мужчин, настоящих женщин; привязанности, ответственности, сопричастности к совместным делам, любви и уважения к членам своей семьи; установить становлению чувства человеческого достоинства и т. д. ).
В-третьих, поведенческая задача используется в укреплении умений и навыков поведения детей в зависимости от возрастных особенностей, пола и уровня развития (уяснение детьми друг друга как представителей противоположного пола; бесконфликтного действия и коммуникация детей друг с другом с учетом половых различий, культуры межполового соприкосновения; выполнения специфических «мужских» и «женских» действий в разных видах какой-либо деятельности; культуры отношений в семье, проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам и т. д. ) [30]. В половом воспитании можно выделить такие структурированные процессы (этапы): 1) восприятие и запоминание чего-либо; 2) осознание и переживание этого, создание положительной или отрицательной оценки; 3) раскрытие чувства личной причастности к этому, его личностной значимости; 4) возникновение потребности действовать в конкретном соответствии с этим личностно значимым действиям; 5) также, не получается использовать по-другому. Суть полового воспитания определяется тем, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, готовых положительно воспринимать свои физические и психологические особенности, распределять нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех конкретных сферах жизнедеятельности, распределять свою нужду в соответствии с определенными в обществе нравственными и этическими нормами. Полученный результат, означает воспитание эмоционально зрелой личности [12]. Таким образом, подводя итог данному параграфу, можно сделать вывод о том, что половое воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее развитию положительных взаимоотношений лиц разного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками. Цель полового воспитания – это изучение детьми нравственной культуры в деятельности взаимоотношения полов, воспитание у обучающихся нравственных качеств личности. Задача полового воспитания – благоприятствует полноценному развитию подрастающего поколения, настоящему генерированию полового поведения и детородной функции, способствует укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Суть полового воспитания определяется тем что, чтобы настроить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, готовых положительно воспринимать свои физические и психологические особенности, распределять нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех конкретных сферах жизнедеятельности, распределять свою потребность в соответствии с определенными в обществе нравственными и этическими нормами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|